Философия/1. Философия литературы и искусства

 

Богданова Н.Г., Василюк А.О.

Украинская инженерно-педагогическая академия

ФЕНОМЕН КАТЕГОРИИ ДРАМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

А.П. ЧЕХОВА

 

Теория драмы в России - это теория реалистической драмы нового времени. Реализм Х1Хв. в борьбе с неизжитыми до конца традициями рационалистической поэтики классицизма ХVII – ХVIII вв.

Сторонники реализма отвергали все, что сковывало стремления к правде жизни. Поэтому и оказалось возможным такое плодотворное развитие русское драмы, в котором сдвиги и перемены, обновлявшие драму, происходили необыкновенно часто.

Реалистическая драма возобладала в русской литературе начиная с           20-30-х гг. /Грибоедов, Пушкин, Гоголь/. Многожанровая драматургия А. Островского с её сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной "обстановки жизни" и бытового деспотизма, с её пристрастием к светскому образу "маленького человека" и преобладанием "жизнеподобных" форм стала решающей в формировании национального репертуара ХIХ в. "Жизнеподобные" более или менее свободные от условности дремы, исполненные трезвого реализма и психологизма, "сопряженного" с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже             ХIХ–ХХ вв. драма претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единство внешнего конфликта, волевая активность героев перепитии действия. Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной, мучительно ищущей, но не обретающей "сверхличную", "общую" идею интеллигенции, исполненной и возвышенно - романтических их устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей прозой повседневности. Глубокий драматизм он облёк в форму скорбно-иронического лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах - схватках, а в диалогах-беседах и текучести, "импрессионистичности" душевных состояний.

Великим драматургом ХIХ в., продолжателем традиций русской драмы был  А. П. Чехов, Творчество Чехова - прозаика и драматурга неразрывными узами связано со всей предшествующей и современной литературой. Такой художник не мог явиться вне традиций Пушкина и Гоголя.

Начиная литературный путь, Чехов ощутил застой в театральном мире, а вместе с тем преобразование драматического искусства.

Он безжалостно осмеивал литературные шаблоны, которые подменяли настоящее изучение реальности.

Хотя Чехов и неотделим от основной линии развития литературы, он занимает в ней особое положение. Его литературно - эстетические взгляды противоположны тем стремлениям к учительству, к непосредственному воздействию на общество, которые были свойственны едва ли не большинству предшественников и современников. Именно самый почитаемый им писатель – Л. Толстой - давал проповедническую миссию литературы до высшей точки.

А. П. Чехов уже с юности был поборником "объективности" художественного творчества. В письме к брату, говоря о сущности писательского ремесла, он настоятельно указал на необходимость отказа от субъективного, личного момента в творчестве. Там, где у Чехова нередко склонны видеть объективизм, на самом деле, проявляется новое отношение к читателю и зрителю, в известном смысле более уважительное, чем его предшественников и современников. Чехов оставляет на их долю суждение о тех жизненных фактах, которые он воссоздает как художник, ограничивая свою задачу как будто бы только сферой искусства, на самом же деле придавая искусству большую действенную силу остротой постановки жизненных вопросов.

Расчёт на читателя и зрителя, на его ум и совесть - важнейший момент в художественных взглядах Чехова. Это - поворотный пункт в эстетике литературы и драмы, по сравнению с теми предшествующий я теориями, которые выдвигали на первый план откровенную тенденциозность. Нельзя сказать, что подобной позиции не было до Чехова. Чехов отнюдь не был сторонником искусства для искусства. Творчество имело, по его мнению, смысл только в том случае, если оно служило человечеству и человечности.

Чехов остро чувствует, что необходим разрыв со старыми драматургическими приемами. Требование экономии, столь важное в жанре рассказа, прилагается Чеховым и к драме.

Изображение характеров по мнению Чехова, должно сочетать типичность с той конкретностью, которая перенесет на сцену подлинные жизненные условия, в каких живут и действуют герои.

Взгляды Чехова на драму не были известны широким кругам при его жизни. Зрители и читатели знали только драматургическое творчество писателя, с боями пробивавшее себе путь на сцену. Чехов завоевал признание как художник, нигде не выступая с широко-вещательными декларациями. В эпоху, когда литературные манифесты были приняты как способ утверждения новых форм в искусстве, Чехов боролся за свой метод в драме средствами лишь самого искусства, не прибегая к литературным воззваниям и публицистическим выступлениям в оправдание своей художественной практики. Лишь после его смерти, по мере публикации переписки писателя, стала раскрываться его творческая лаборатория и обнаружилось, насколько продуманными и выполненными были тe формы новой драмы, которые создал Чехов.

 

Литература:

 

1.  Русский театр и драматургия конца ХIХ в. Л., 1983.

2.  А.П. Чехов. Сбор. соч. в 12-ти тт., М., ГИХЛ, 1954-1957.

3.  Чехов и театр, сост. Е. Супов, М., 1961.