Акыш Нурдаулет Бабиханулы

 

главный научный сотрудник сектора

История литературы Института

литературы и искусства М.О.Ауэзова 

кандидат филологических наук

 

 

Авторы мемуарных романов – свидетели народных традиций

 

         Одна из значимых тематик в мемуарных романах, которую национальные писатели не могут оставить без внимания – нравственные ценности народа, его национальная психология, традиций и обычаи и этнография. Есть все основания говорить о том, что в вышеуказанных мемуарных романах авторы смогли уделить внимание и этой проблеме. Это заметно в содержании романов.

             В произведении С.Муканова «Очевидец», хотя и не в таком большом количестве, как в его трилогии «Школа жизни», также встречаются различные этнографические штрихи, отражающие национальные традиций и обычаи, общественно-бытовое кредо, характер казахского народа. Есть  некоторые места, в которых такие проблемы, которые, возможно, могут заинтересовать читателей других национальностей, писатель описывает детально.  

«По старым казахским обычаям, мужчину, собирающегося в путь, не провожает женщина, даже не говорит ему пожелания счастливого пути. По старым обычаям такие поступки женщин создают препятствия на пути мужчины. И люди из нашего аула подчинялись этой старой традиции и джигитов, отправляющихся в Майбалык, поехали сопровождать только мужчины» (58, 374).

«По аульским обычаям того времени молодые женщины, в особенности девушки, не могли здороваться с мужчинами рукопожатием. Такое предпочтение отдавалось только пожилым женщинам. При приветствии ограничивались лишь словом «Здравствуйте». (58, 43). 

«Утро следующего дня, когда Габит ночевал дома, было пятницей. В то время все республики, представляющие мусульманские наций, отдыхали по пятницам» (58, 302).

Если перечислять всё так по порядку, то только в этой трилогии можно привести сотни таких этнографических деталей. Думаем, что не будет лишним, если такие многочисленные детали, эпизоды и отдельные фрагменты, отражающие народные традиций и обычаи, превратят познавательную способность «Школы жизни» в специальную область исследования этой сферы мемуаров.

Б.Момышулы в своём мемуарном произведении «Родная семья», приводя рассказы, мало относящиеся к его личной жизни, не берёт за основу случайные ситуаций. Он старается описывать выборочные сюжеты, имеющие такое назидательно-познавательное, моральное, психологическое, этнографическое значение. Потому что каждое из этих свойств – специфическая черта, отражающая национальный характер, гуманистические принципы, национальный менталитет казахского народа.

Одно из привлекательных событий, масштабно описанных в этом произведении – выданье замуж родной сестры писателя Убианы. Описание признания молодого джигита перед ней, сложных отношений между ними до достижения полного взаимопонимания, периода времени, начиная с первой встречи с будущим женихом и до того момента, когда она как невеста переступила чужой порог – всё это этнография. По описанию писателя, даже сама свадьба представляет собой специальное театрализованное представление.

В сюжете «Родной семьи» встречаются отдельные традиционные штрихи, которые обычно не охватываются в произведениях других казахских писателей на эту тематику. Или нам представляются изменённые местные вариаций известного всем обычая. «Одна женщина принесла сковороду с горящим углём и поставила её перед Утепом. Утеп же, засучив рукава, нагрел ладони огнём и протянул руки. В этот момент к его правой руке приложили скалку. На кончик скалки был привязан платочек с узелком» (153, 397).

«В этот момент Утеп кончиком скалки зацепил и приподнял платок, развевающийся на голове   у сестры. Люди многоголосно начали произносить благословления. Сестра Убиан, делая поклон, приветствовала людей.

Затем налили масло в огонь и, таким образом, Убиан стала хранительницей очага. Невесту посадили по правую сторону от порога и начали накрывать дастархан (накрывать на стол М.Б.).

В этот момент принесли фарфоровую чашку, наполненную прозрачной водой. Майлыбай бросил туда серебряную монету и подал чашку ходже. Ходжа накрыл воду белым платком и начал что-то читать вполголоса» (153, 403).

Один из атрибутов, перечисленных выше К.Исламжанулы как «Духовные ценности до исламской религии» - описанное здесь «подливание масла в огонь». Такие этнографические картины, дающие конкретные сведения о традициях и обычаях казахского народа встречаются во многих эпизодах произведения. Очевидно, что если систематизировано сформулировать всё это, то ещё больше возрастёт социально-познавательное значение произведения Б.Момышулы.

Бесспорно, что наличие таких схожих ситуаций в упомянутых и не упомянутых мемуарных произведениях казахских писателей, во-первых, ясно показывает национальную психологическую целостность нашего народа. Во-вторых, особо бросаются в глаза чистота морально-духовного мира, верность своим принципам человечности вольного народа, привольно проживавшего в широкой степи. В результате такого достоверного описания действительности жизни ещё более ясно раскрываются благородные качества казахского народа основанные на духовности.

Безусловно, что формулировка доктора филологических наук Б.Ыбыраиымова: «Возможно, что некоторым из бесчисленных примеров из жизненных материалов, действительности жизни не все поверят, но художественная истина должна оставить своеобразный след в познании своей образной убедительностью, логической истинностью, точностью» (171, 4) прежде всего, непосредственно касается мастерства писателя. Если  говорим, что наша задача не в том, чтобы бессмысленно собирать факты и сведения из жизни, а в  умении донести в художественной, убедительной форме, то это связано и с мемуарными романами.

Так как произведение, написанное в форме жизнеописания, основано только на фактах жизни, то, безусловно, что если автор, вместо того, чтобы перечислять мелочи, касающиеся лишь его личной жизни, выдвинет на первый план вопросы, имеющие народное, общественное значение и расширит через это кругозор читателя, повысив качество его познания мира, то это поднимет значимость произведения. Закономерно, что, как только начинается обсуждение «Родной семьи», то возникает вопрос о том, почему автор в основном повествует о той среде, в которой вырос, и очень мало рассказывает о фактах, касающихся его личной жизни.

Ответ на этот вопрос кроется в той изначальной творческой цели, которую автор поставил перед собой. Его цель – повествуя о личной жизни, рассказать о казахах как о народе, всесторонне и панорамно, через судьбы конкретных людей показать лучшие его стороны, которые могли бы быть примером для других и, таким образом, создать положительное мнение об этом степном народе, о котором мало знают другие народы. Так как эта творческая цель осуществлена на высоком уровне, то идейный смысл упомянутого произведения, соответствуя требованиям времени, не утеряет своего значения в скором времени.

О казахской среде, приоритетом для которой является огромное уважение друг к другу, распространённо повествует академик С.Кирабаев в своих литературных мемуарах «Уроки жизни». То, что видел главный персонаж с самого рождения – широкая натура родных и близких, родителей, их отзывчивый характер, заботливость между собой. Бесспорно, что эти добрые качества окажут положительное влияние и для будущего поколения. Один из представителей такого поколения – автор воспоминаний, будущий академик Серик Кирабаев. Даже учась в начальных классах средней школы, он не понимал кто из окружающих его взрослых людей его настоящие родители. И из-за такой неопределённости до второго класса носил фамилию «Жаксыбаев». То, что казахская среда, в которой дети близких людей растут друг у друга, ценна многими сторонами, направленными на формирование основ человечности, праведности особо ясно видно в начальных главах мемуаров. Таким образом, факты, отражающие отзывчивость, добродушие казахского народа, гармонично переплетаются между собой во всех мемуарах.

В описании казахской среды, народных традиций особая темпераментность проявляется в произведениях, вышедших из-под пера К. Жумадилова. Содержание его романа «Удивительный мир» насыщено приятными ситуациями, которые поднимают настроение читателя и вызывают чувство любви к человеку. Например, строительство мечети и медресе Кудером, приходящим дальним предком писателю, рытье его потомком Исмаилом с разрешения правительства Китая котлована, не допустившего нужду и принесшего изобилие родному народу, взятие стариком Балыкбаем и узбеком Камильжаном на попечительство Кабдеша и создание для него условий для получения образования и другие гуманистические поступки людей встречаются во всём содержании романа. В произведении ряды людей, занимающихся благотворительностью и святостью, через формирование у читателя приятных чувств приобретают назидательное значение. Этих людей, проявляющих заботу о других, никто не заставляет делать добро простому народу. То, что, несмотря на суровость времени, невзгоды, эти люди претворяют добро в жизнь – только лишь веление их сердец. Это люди из народа – представители группы людей всегда готовых на добрые дела, не считаясь с тем, какое бы тяжёлое ни было время.

Превращение национальных проблем и задач в объект критики в процессе описания исторических событий и действительности жизни закономерно. Мы убедились в том, что характер художественной критики такого направления ясно проявляется в содержании мемуарных романов. Можно сказать, что описания таких писателей, как С.Муканов, Б.Момышулы, являются этнографической школой. Мемуарные романы значимы и умением давать важные сведения, затрагивая эти национальные темы.

 

 

Список использованных источников

 

1        Муканов С. Избранные произведения. – Алматы: Жазушы, 1977. – Т.3.  – 509 с.

2        Момышулы Б. Избранные произведения в 2-х томах. – Алматы: Жазушы, 2000. – Т.1. – 480 с.

3        Ыбырайымов Б. Гаризонты художественности. – Алматы: Жазушы, 1981. – 264 с.