Философия/2. Социальная философия

Назаренко И. А., Лавлинский Р. А.

 

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган – Барановского

 

                           Взаимосвязь религии и общества

         Религия существует  как духовный институт который  создает множество   теорий и идей необходимых для развития общества, формирует у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. До сих пор духовные ценности, возникающие в рамках религиозных воззрений, а также общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины [2].

Многие ученые занимались изучением религии, ее влиянием на развитие общества. В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на том, что религия  для многих людей играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем, а в условиях неспособности науки объяснить множество явлений  религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы  (существование жизни после смерти, толкование строения мира, существование сверхъестественных начал, факт воскрешения и др.).

Религиозные знания, которые черпаются с религиозных текстов, оказывают сильное внимание на психику и эмоции верующих, способны влиять на поведение человека. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Религия не является чем-то случайным в жизни человека - она  ведь в сущности его.  Религиозная жизнь-это вторая основная форма истории человечества. Поэтому сейчас никто не стремится ее уничтожить [3, 164]. Нужно отметить, что никакая религия не преследуется, если, конечно, она не шокирует общество какими-нибудь кровавыми жертвами или другими дикими формами культа.         

Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы людей.

  Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело. Не следует рассматривать связь между религией и обществом как взаимодействие двух самостоятельных величин: религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так прочно она вплетена в ткань социальных отношений [1, 17].

Вопрос о взаимосвязи религии и общества - это также вопрос о религиозной мотивации поведения личности, религиозных идеях и интересах, о социальной психологии мировых религий.

В современных социологических теориях религия рассматривается  как фактор, способствующий поддержанию стабильности общества и  фактор, стимулирующий его изменения. В основе этих проявлений религиозной активности лежит одна и та же функция, относящаяся к числу основных функций религии, - функция смыслополагания. С этой функцией религия может справиться только в том случае, если она ориентирована не только на психологическое воздействие на индивида, но и способствует поддержанию даже не столько индивидуальной, сколько коллективной идентичности, т.е. воздействует на общество.

Социологи отмечают, что в современном обществе с развитой демократией определенный уровень его интеграции во все большей степени обеспечивает законодательство, что роль проводника  всеобщих ценностей (прав человека) берут на себя во все большей мере правовые институты. Еще одна трудность состоит в том, что религия выступает не только в качестве фактора интеграции, но и дезинтеграции общества также. В более общей форме можно сказать, что религия может быть совершенно дисфункциональна: например, в сфере экономики, препятствуя внедрению современных методов организации труда, новой техники, она может способствовать экономическому застою общества и т.п.

В современной социологии религии разрабатываются концепции эволюции религии как двуединого процесса - воздействия религии на общество и развитие самой религии под влиянием социальных факторов, изменения общества в ходе исторического развития. Религия выступает как один из типов объединения и деятельности людей наряду с такими сообществами, как национальные, научно-экономические (в виде транснациональных корпораций), региональные и т.д., каждое из которых способно облегчать, или тормозить процесс развития общества.

         В последнее время  социологи прогнозируют активный рост  вмешательства религии в международные отношения, развитие тесного содружества  религиозного и политического институтов.

 

Литература

1.     Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И.

Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект-Пресс, 1996, С. 60.

2.     http://www.religio.ru/relisoc/postsovspace/107.html

3.     Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000,С.196.