Филологические науки/ 8. Родной язык и литература

К.ф.н. Никишина С.Р.

 Елабужский филиал Казанского федерального  университета, Россия

Татарская литература просветительского реализма как компонент всемирного литературного процесса.

 

          Последняя четверть ХIХ века ознаменовалась вступлением татарской литературы в эпоху просветительского реализма. Возникнув на рубеже XVIII и XIX веков, идеи просвещения получили свое дальнейшее развитие в начале ХХ века, охватив основные области общественной жизни татар.

          Историческое содержание литературы конца ХIХ – начала ХХ веков определили бурные социальные процессы, вызывающие еще большее углубление противоречий, популяризацию общественных идей и обострение классовой борьбы. Новые явления общественной жизни, обнажившие все эти противоречия, выражающиеся в несоответствии норм и принципов официальной морали и нравственности, вынуждали писателей искать новые способы отображения переменчивой действительности.

          В то же время жизнь татар во второй половине ХIХ века не была свободной от целой системы консервативных взглядов и условий существования, т.к. «до середины ХVIII века татары не имели никаких национальных организаций и учреждений и духовно обеднели, о сближении их с западной культурой и речи не могло быть; тогда еще и русское население было далеко от приобщения к культурной Европе; но татары не могли тогда иметь близких отношений и с мусульманским миром, тогда как восточные границы России были закрыты».[1: 10]

Социально-экономические преобразования в России, укрепление связей с Востоком не могли не вызвать коренные изменения в быту и культуре татарского народа. Активизировалось революционное движение, давшее толчок ускоренному развитию татарской литературе.

Писатели-просветители горячо отстаивали идеи просвещения, ратуя за европеизацию татарского общества и выступая против косности и застоя в национальной жизни татар. Эстетическим идеалом просветительского реализма становится образ деятельного, мыслящего, совершенного человека.

Просветительский реализм – литературное направление, в основе которого лежит обусловленность характера и поведения человека окружающей его внешней средой и обстоятельствами. Таким образом, просветители ставили вопрос о соотношении личности со средой и влиянии последней на человека.

Выдающиеся просветители новой татарской интеллигенции – Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани – активно выступали за преобразование жизни татарского народа, его культуры и просвещения.

В произведениях этих мыслителей идеи просветительства нашли свое наиболее полное выражение. Типическим героем новой литературы стал тип исследователя действительности, насыщенной социальными потрясениями. Идея о разумном, деятельном и прекрасном человеке нашла отчетливый отзвук в татарской просветительской литературе в образах ее идеальных героев. Для формирования понятия прекрасного у просветительских писателей особенно благотворным был пример Восточной любовной классической поэзии, которая возвеличивала человека и являла собой глубоко-поэтические примеры изображения женской красоты и обаяния.

          Понятие прекрасного, свойственное Восточной татарской литературе, будучи творчески воспринято, составило яркую сторону гуманизма татарских просветителей. Тому свидетельство - творчество поэта Габдельджаббара Кандалый, для которого понятие прекрасного в человеке связывается с представлением о человеческой духовной красоте, доброте и преданности.

Писатели-просветители горячо отстаивали идеи просвещения, ратуя за европеизацию татарского общества и выступая против косности и застоя в национальной жизни татар. Эстетическим идеалом просветительского реализма становиться образ деятельного, мыслящего, совершенного человека.

          В 89-90 годах ХIХ столетия появились первые национальные романы, повести и рассказы просветительских писателей М.Акджигита, З.Бигиева и других, ратующих за искусство, тесно связанное с современной действительностью, способное быть средством преображения национальной жизни. Жанру религиозной поэмы они противопоставляют новые виды реалистической литературы – романы, повести, рассказы, комедии и драмы, где предметом художественного исследования становиться человек и его жизнь.

           Роман З.Бигиева «Олуф или красавица Хадича», повесть Г.Гафурова «Моя старшая сестра», повесть М.Акджигита «Хисаметдин менла», драмы Г.Ильяси «Бедная девушка», Ф.Халиди «В ответ «Бедной девушке» - это произведения, в которых отразились прогрессивные демократические идеи, настроения и надежды лучших сынов татарского народа. В них затронута важнейшая проблема, всегда волновавшая умы передовых людей того времени – проблема раскрепощения женщины. Писатели-просветители были последовательны, отстаивая права женщин. В своих произведениях они призывают возвыситься над мелочами жизни и быть моральным ориентиром в семье и обществе.

          «Говоря о судьбе татарской женщины, - пишет академик Ф.Мусин, - большинство писателей в первую очередь стремятся показать идеальную жизнь, соответствующую их просветительским идеалам. Здесь они исходят из понимания концепции «природного человека». Вышедший из лучшей природной среды, т.е. дитя порядочных и просвещенных родителей, которые являются крепкой опорой в жизни в обществе, человек черпает оттуда свои духовные силы и достигает наивысшей цели жизни. У таких героинь самая большая цель – это счастливая семь, построенная на чистой любви». [2: 29]

          Общественно-демократическая и эстетическая мысль, зародившаяся в конце ХIХ – начале ХХ веков, шла по пути стремительного освоения новых принципов просветительского реализма. Образцом для подражания писатели-просветители считали русскую литературу и культуру. Причем большое внимание уделялось ими не только творчеству выдающихся русских писателей, поэтов и драматургов, но и трудам таких теоретиков реализма, как В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.

          В конце ХIХ – начале ХХ веков начался бурный рост культурной жизни татар. Новая литература, театр, музыка явились следствием живых потребностей общественной жизни. Наиболее талантливые из среды демократической молодежи – Г.Тукай, Ф.Амирхан, Г.Исхаки, М.Гафури, Г.Камал, Г.Ибрагимов и др. – сразу же включились в процесс формирования национальной культуры.

          Однако следует отметить, что при создании человеческих образов, татарские писатели-просветители придерживались принципа деления на «хорошее» и «плохое», что вело к некоторой схематичности. Положительные герои, в отличие от отрицательных, воплощали в себе наилучшие физические и психологические качества.

          Просветители считали, что большинство общественных проблем можно решить через пропаганду просвещения. Их устремления были тесно связаны с желанием преобразования действительности. Поэтому проблематику просветительских произведений составляет идея просвещения как необходимого условия для развития гармоничного человека и самого общества.

          Наравне с проблемами взаимоотношений людей в семье и обществе, просветители затрагивали проблему денег, а именно их влияние на судьбу человека. Неоспорим тот факт, что огромная роль в деле возрождения нации отводилась ими и религии. Просветители проповедовали благотворное влияние ислама на жизнедеятельность общества, считая, что религиозно-нравственное воспитание в совокупности с положительными знаниями ведет к утверждению  человеческой добродетели.

          Поднимая тему женской эмансипации, татарские просветители отводили ей главенствующую роль в деле воспитания нового поколения в духе преданности исламу, считая, что от степени праведности женщины напрямую  зависит степень нравственного здоровья всего общества. Но  опять же, добиваясь раскрепощения женщины в обществе, они говорят лишь о ее важной роли в воспитании молодого поколения, исключая ее участие в социальной, экономической и культурной жизни общества, ее личное совершенствование.

          Непоследовательность позиций татарских просветителей, тем не менее, не умаляет значения их деятельности. Выдвигая на передний план национальную идею, писатели-просветители создают особый художественный мир, отражающий жизнь и нравственное самосознание татарского народа.

          Таким образом, насущные вопросы современности, затронутые писателями-просветителями, были очень актуальны для своего времени. Их творчество послужило отправным моментом для нового  этапа в развитии татарской литературы начала ХХ века, ознаменовавшегося бурным развитием национального движения, что дало большие возможности для ускоренного развития татарской литературы, искусства и культуры.

 

Литература:

 

1.     Валидов Дж. (1887-1938) Очерк истории образованности и литературы татар  (до революции 1917 года.)  – Москва – Петроград, 1923. – 213 с.

2.     Мусин Ф. Созвучно эпохе. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1983 – 240 с.