ОТРАРСКИЙ ОАЗИС –ТОРГОВЫЙ УЗЕЛ НА ПУТИ С ЗАПАДА НА ВОСТОК

 

Алимбекова Лаззат Тасовна

Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

                                                                                                                                                           

SUMMARY

       Otrar oasis is the pearl of Kazakhstan republic archeology. Ongoing of archeology investigation, conservation activities, development of tourist infrastructure are important processes. This article deals with listing the monuments of Otrar into the world culture heritage.      

РЕЗЮМЕ

Отырар алқабы Қазақстан Республикасының жауһары. Сондықтан да археологиялық зерттеулерді, консервациялық  шараларды жалғастыру, туристік инфрақұрлымды дамытудың маңызы зор. Бұл мақалада Отырар алқабының ескерткіштерін Дүниежүзілік мәдени мұра тізіміне енгізу процесінің мүмкіндіктері қарастырылған.

 

 

«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими оргомный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной »

                                                                               Н.А.Назарбаев

 

Многообразие и богатство культурного наследия является основополагающим признаком цивилизованного общества, интеграционным компонентом национального и государственного самосознания. Вещественный блок культурного наследия представляет собой как бы материализованную память народа. Важную часть этого блока составляет археологическое культурное наследие. Памятники являются связующей нитью, соединяющей поколения через сохранение и приумножение традиций и ценностей самобытной культуры. Они, как одна из важнейших составляющих культурного наследия, выполняют важные социальные функции, служат целям развития науки, образования и культуры, формирования чувства патриотизма, идейно-нравственного и эстетического воспитания.

 Казахский народ имеет многовековую историю, является обладателем культурных ценностей, вошедших в сокровищницу мировой цивилизации. По количеству и разнообразию памятников, Казахстан не уступает таким странам как Индия, Китай, государствам Средиземноморья и Ближнего Востока и является своеобразным музеем под открытым небом. Одна из таких памятников  является городище Отрартобе,  в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, рядом с современным селом Талапты, в 57 км южнее города Туркестан, 120 км северо-западнее Шымкента.

Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. К территории оазиса прилегают также городища Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.

Отрар стоял на стыке различных географических ландшафтов и являлся местом пересечения караванных дарог. Вот почему Отрар, находясь при впадении Арыси в Сырдарью, оказывался центром большого земледельческого района, а будучи вблизи предгорий Каратау – одной из опорных крепостей кочевников. От Отрара до Арыси шли дороги к Таразу, Баласагуну и далее, в Восточный Туркестан; по Сырдрарье вверх издревле проторенный путь вел в Шаш, Согд и потом – к Мерву и Нишапуру, Кабулу, Герату и в Индию;  вниз дорога направлялась в Приаралье и на Урал; на Запад через Кызылкумы шел путь в Хорезм, а оттуда – в Повольже, на Северный Кавказ, Причерноморье и в Византию [1].

«Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение»,  справедливо замечает известный археолог А.Н.Бернштам по поводу статуса средневекового Отрара [2].  

Сейчас на месте города остались руины городища Отрартобе. В оазисе сохранились руины развалины городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекаются магистральными каналами.

Изучение топографии Отрара показало, что облик городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. «Центральные развалины» представляют собой пятиугольный в плане холм-тобе высатой 18м, площадь его – 20 га. Стороны равны: южная – 380 м, юго-западная – 145 м, западная – 400 м, северо-восточная – 380 м, восточная – 350 м. По периметру холм окружен стеной, которая  и сейчас сохранила на некоторых участках крутизну в 750-800. На ней имелись башни, они выглядят как выступающие за линию стены оплывшие бугры округлой формы.  За стеной виден ров в виде лощины с покатыми краями, глубиной 2-3 м и шириной 10-15м. В город вели три въезда. Два расположены напротив друг друга в южно- и северо-восточных стенах, третий – в середине западной стены.

Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к первым векам н.э.., то есть задолго до начало IX в., когда впервые в письменных источниках упоминается название Отрар-Фараб.

Период IX-ХІІ вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана.  Возникают новые города, растут старые. Расширение площади городов идет за счет рабадов, торгово-ремесленных предместий. Отрар в это время занимает территорию в 200га [3].     

Как выявили раскопки, территория города-оазиса в XI-XII вв. было тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы. В городе функционировала канализация, санитарно-гигенические узлы являлись обязательной принадлежностью каждого дома.

В это время шел процесс исламизации Южного Казахстана, который прежде всего охватил городскую среду. Рядом с городами появлялись мусульманские кладбища, мавзолеи, формировались культовые ансамбли. В городах строились мечети. Исследования археологов показали, что города Казахстана не уступали по уровню своей экономики, культуре, потенциалу городам Центральной Азий. Широко распространяется арабская письменность и язык. При мечетях возникают школы, библиотеки.

            В средние века в городской застройке видное место стали занимать такие общественные сооружения, как бани. Эта тенденция в городах Средней Азии фиксируется в VIII в., не ранее. В больших городах тогда насчитывалось несколько десятков бань. На территории рабада Отрара раскопками обнаружены две баны XI-XII вв.

В жизни горожан баня играла важную роль и после мечети была самым посещаемым местом. Ученый И.А. Орбели отмечал, что «баня на Кавказе, как и на всем Востоке, – предмет особой заботы  и градоправителя и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи разговоров о купле и продаже, торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах » [4].

Высокого развития дистигает гончарное ремесло. В это время широкое распространение получает поливная керамика, украшенная подглазурной росписью красными, черными, зелеными, желтыми красками. Орнамент – эпиграфический, растительный, геометрический. Выделяется найденная при раскопках группа высокохудожественных чаш с изображениями птиц и животных, больших блюд-подносов, украшенных благопожелательными арабскими надписями и вихревыми розетками, характерными для XI-XII вв.

В Отраре активно работает монетный двор, в сам город купцы привозят разнообразные заморские товары. Развиваются образование и наука.

Расцвет Отрара был прерван монгольским нашествием. Однако Отрар смог возродиться, вновь стать важным политическим и экономическим центром на Сырдарье. К середине XIII столетия Отрар превращается в крупный торговый центр на пути с Запада на Восток. Через него проходил путь из Ургенча на Алмалык и далее. Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкие хождение в Средней Азии и на юг Казахстана. В XIII-XIV вв.в городе ведется строительство крупных общественных сооружении: медресе, ханака и мечети.

Во второй половине XIV века Южный Казахстан был включен в державу Тимура. Эпоха Тимура знаменовалась стабилизацией обстановки в бивших монгольских владениях. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея на могилой учителя Ахмеда Ясави Арслан-баба. При Тимуре же в городе была построена соборная мечеть.

В середине XV в. Степной хан Абулхаир смог подчинить себе многочисленные племена Дашти Кыпчака и возглавить новое феодальное владение – Узбекское ханство. Однако власть его была непрочной. Абулхаиру противостояли  потомки Джучи, казахские ханы Джанибек и Гирей. Период XVI-XVII вв. представляет собой борьбу за политическое господство в казахских степях и на Сырдарье.

Материалы раскопок Отрара дают яркое представление о жизни города в XVI-XVIII вв., о периодах подъемов и спадов городской культуры.

Удалось выделить два основных строительных горизонта, соответствующих двум поздним периодам жизни. Нижний датируется XVI – первой половиной XVII вв. и верхний – второй половиной XVII-XVIII вв. Городская планировка, направление улиц, границы кварталов, их застройка на протяжении трех столетий почти не менялись. Перестройка коснулась лишь планировки отдельных домовладений.

Анализ архитектуры позволил получить полное представление о жилище позднесредневекового Отрара.

Основным застроенным  элементом города, как и прежде, является квартал. Изучение кварталов Отрара проливает свет на численность городского населения. Есть сведения П.И.Рычкова, согласно которым в середине XVIII в. В Отраре насчитывалось 40 семей. Общепринято мнение, что средняя численность семьи в Средней Азии и Казахстане была 5-7 человек, следовательно, в период затухания жизни Отрара в нем насчитывалось 200 – 280 жителей. В XVI-XVII вв. В Отраре проживало 5-7 тясыч человек [5].

Джунгарские нашествия, междоусобицы, общий застой экономической жизни привели к упаду городской жизни, к гибели ряда сырдарьинских городов, в числе которых был Отрар. Город уже в начале XVIII в. превратился в руины, оплывший бугор-тобе, ставший памятником истории и археологии.

В 2004-2007 годах в рамках государственных программ Культурное наследие и Возрождение древнего Отрара проводились масштабные работы по исследованию, консервации и музеефикации серии памятников (пятничная мечеть XIV в., городкой квартал  XVI в., жилая застройка  IX-XII столетий стен, центральные ворота и ворота «Дарваза-и суфи», стратиграфического шурфа, бани XIV в., ) на городище Кок-Мардан, Куйруктобе, Жалпактобе, Весиджа, некрополя Талтакай и Конура. Произведена аэрофотодокументация Отрарского оазиса, с использованием новейших компьютерных достижений изучена древняя ирригация оазиса. Сделано более 8 тысяч аэроснимков. Создана Геоинформационная основа оазиса, на сегодняшний день являющаяся самой информативной и обширной системой, созданной в археологической науке Казахстана.       Отрарский оазис – жемчужина археологии Республики Казахстан. Продолжение археологических исследований, консервационных мероприятий, развитие туристической инфраструктуры – важнейшие составляющие процесса по включению памятников оазиса в список Всемирного культурного наследия.

Работы на Отраре с 2004-2007 годах продолжаются по программе «Возрождение древнего Отрара».

Отрар и Отрарский оазис становится привлекательным центром туризма на трассе Шелкового пути.

Продолжая все шире и глубже осваивать культурно-историческое богатство Казахстана, Концепция, принятая правительством РК, определила шесть приоритетных направлений работы проекта «Культурное наследие» на 2009-2011 годы: значимые памятники в Туркестане и городище Отрар в силу своей уникальности должны стать национальными символами; необходимо создать инфраструктуру для культурного туризма по Великому Шелковому пути.

Государственная программа «Культурное наследие», инициированная президентом страны, явилась мощным толчком для развития науки и культуры в республике. «Эта уникальная программа не имеет мировых аналог. На сегодня по программе «Культурное наследие» проделена огромная работа, и в результате новых исследований» казахстанская наука пополнилась значитеьным количеством ценных научных трудов».

 

Литературы:

   1. К.М.Байпаков., Н.О.Алдабергенов. Отрарский оазис. Алматы, 2005г. -18с.

2. А.Н.Бернштам. Древний Отрар // ИАН КазССР: Серия археолог. 1951. №108. Вып.3.

    С. 81-97.

3. К.М.Байпаков., Ж.К.Таймаганбетов. Археология Казахстана.Алматы: «Қазақ 

    университеті», 2006г.-296с.

4. К.М.Байпаков. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Алматы:    

    Ғылым, 1998г. -54с.

5. Там же. С.61.