ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Сыдыкова. Б.Т.

к.п.н.,доцент. ЖГУ им. И.Жансугурова, г.Талдыкурган

Необходимость коренной перестройки школьного образования осознается сейчас во многих странах. Возникают новые требования к обучению и воспитанию подростающего поколения,и находит свое отражение в системе профессиональной подготов­ки педагогических кадров.

Сегодня перед школой поставлена цель - содействовать духов­ному обновлению общества, она должна обеспечить персональ­ное внимание к учащимся, привить им идеалы уважения прав и свобод человека, открытости, привить навыки самоуправления, а также высокие нравственные качества.

В деле воспитания огромно значение личности учителя, вос­питателя, духовного наставника подрастающего поколения. Не­сомненно, что значение ее будет возрастать, несмотря на особен­ности цивилизационного развития общества. По этому поводу педагог - гуманист Ш.А.Амонашвили писал: «Школы хороши лишь настолько, насколько хороши их учителя, вне зависимости от высоты стандартов, технической оснащенности или инновационных программ».

Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, он не должен забывать, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом» и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее, как подчеркивают исследователи, результат труда.

На учителя возложена огромная ответственность, которая заключается в превращении учащегося из запоминающего «уст­ройства» в творческую личность. Также формирования у них пытливости, любознательности, к еще не раскрытым тайнам природы, псуспокин пости достигнутым знанием, заинтересован­ности   в научном  творчестве и желания  быть активным участни­ком научно - технического и социального прогресса (А.А Бейсенбаева, В.И. Кузнецов)

По мнению многих ученых педагогический труд представляет  собой единство трех пространств - педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя (А.К. Мар­кова, Л.М. Митина и др.). Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, самоутверждения. Особого внимания, в этом пла­не, требует функция самоутверждения личности, так как педагог выполняет сложную задачу - способствует осознанию школьни­ком своего Я, ощущению своей личностной значимости, форми­рованию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний. В этом плане не случайно, еще в свое время И.Кант утверждал мысль о специфических особенностях личности и их достоинствах совершенно отличающих человека от животного. Он писал: «То обстоятельство, что человек может обладать пред­ставлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле». Особенно важно, И.Кант самосознание человека считал необходимой предпосыл­кой формирования нравственности и его моральной ответствен­ности. Поэтому в образе, в сознании человека всегда предпола­гается присутствие наряду с образом эмпирического «Я», также образа какого - то другого лица: «Последнее может быть действительным или чисто идеальным лицом, которое разум создает для самого себя».

Из этого следует, что для педагога сегодня лучший способ защитить ребенка - научить его ориентироваться в окружающем мире, привить ему интерес к жизни, заложить в нем основы способности к человеческому общению, сит. своим среди людей, а значит сформировать в нем системообразующее качество - самостоятельность.

Из вышесказанного следует, что трехмерная модель про­странства педагогического труда - можно отразить выделением системообразующего качества, которое кристаллизует вокруг себя другие значимые качества и свойства. Этим качеством является самостоятельность личности. С.Л. Рубинштейн писал: «Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способно­стью выполнять те или иные задания. Она включает более суще­ственную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. В приложении к личности учителя эти слова особенно актуальны.

По этому поводу, выступая на III Республиканском съезде работников образования и науки, глава государства Н.А. На­зарбаев отметил, что целью казахстанского образования в эпо­ху глобализации является - не только и не столько передачи знаний, а воспитание человека, способного  самостоятельно работать, стремящегося к саморазвитию. Поэтому мы считаем правомерным выделять в качестве основопологающей образующей личности учителя – творческое начало. Согласно мыслям Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна, содержание понятия творчества несет в себе такое личностное качество,как самостоятельность.

Мы так же считаем, что в проблеме формирования самосто­ятельности доминирующие значение приобретают межпредмет­ные связи, способствующие отражению многофункционального и системного характера саморегуляции, предполагающей осоз­нание и систематизацию отношений.

Мы полагаем, что в процессе развития этого качества как интегратора личности начинают проявляться новые свойства, возникающие как систематический результат их взаимодействия, то есть повышается степень целостности личности.

Из вышесказанного следует, что самостоятельность - это интегративное качество личности, характеризующееся готовно­стью без посторонней помощи при опоре на межпредметные знания, мотивы, умения, жизненный опыт и отношения, осознан­но ставить личностно - значимые задачи, с ориентацией на социальные цели, в процессе достижения которых следует концен­трировать волю и собственную настойчивость, выбирать наибо­лее оптимальные средства их реализации, организовывать других людей для совместной полезной деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей работе, ее результа­там.

Ученые утверждают, что главной целью современной шко­лы должно стать развитие личности каждого ученика. А это возможно только в том случае, когда реализуется система ди­алогичных, субъект - субъектных отношений между учителем и учеником, основанная на принятии друг друга как ценностей. Поэтому необходимой предпосылкой и одновременно результа­том осуществления субъект - субъектных отношений между учителем и учеником является педагогическая деятельность, осу­ществляемая в форме действий, ориентированных на создание оптимальных условий для творческой самодеятельности ребен­ка.

Педагог - гуманист В. А. Сухомлинский считал, что для учи­теля ценностью должны стать не просто знания, а интеллектуаль­ное, духовное развитие ребенка, развитие опыта творческой преобразовательной деятельности, развитие качеств личности, необходимых для включения в социально значимую деятельность.

Ученые утверждают, что высокое нравственное отношение учителя к учащимся - важный катализатор учебно-воспитатель­ного процесса и потому такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несет, утверждает учитель.

Всем известно отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважае­мого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и личностно значимые. И это еще раз подтверждает мысль о том, что духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, форми­руются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма,что духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формиру­ются из м

Сегодня особую актуальность приобретает как у ученых, так и у учителей понятие компетентность, так как педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляю­щей. А для того, чтобы управлять развитием личности, учитель должен быть компетентным. Ученые Кусаинов А., Бордовская Н.В., Реан А.А. подчерки­вают, что «педагогическое творчество эффективно, если онв основывается на высокой профессионально - педагогической компетентности. В понятие профессиональная компетентность педагога вкладывают личные возможности учителя, воспитате­ля, педагога, позволяющего ему самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, овладение профессионально - педагогическими умениями, а также умение анализировать пе­дагогические явления.

В этом плане ученые обращают особое внимание на форми­рование компетентностной модели будущего педагога, особен­ностью которой помимо квалификационных характеристик яв­ляется профессионально- педагогическая деятельность учителя новой формации. Формирование личности учителя новой фор­мации делает упор на интеллектуальную компетентность, иници­ативу, самоорганизацию, саморегуляцию будущего педагога, так как профессия учителя имеет не только предметную, но самое главное, личностную направленность, тем самым отражая, специфику педагогической деятельности.

Мышление и учителя новой формации должно быть нрав­ственным, гибким и динамичным, рефлексивным, глобальным и широким. От него требутся большая эрудиция, оригинальность мышления, способная не только поддерживать традиции, но и находить нестандартные решения.

Таким образом, учитель новой формации должен обогащать себя духовно, постигать закономерности формирования челове­ка, способы коррекции его поведения и ценностных ориентации в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному воспитательно­му влиянию на учеников, целенаправленно работать над обрете­нием основ педагогической культуры.

Литература

1.     Кант И. // Собр сов. Том 4, ч 2 - М., 1965

2.     Кусаинов А. Как нам учителя учить? //Казахстанская правда.- 21.07.05

3.     БордовскаяН.В., Реан А.А. Педагогика-Сиб., 2000

4.     Пронзицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Уч. Посо­бие. - М., 1991