Бекоева З.И. – аспирант кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

НАРТОВСКИЙ ЭПОС – ПАМЯТНИК ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ОСЕТИНСКОГО НАРОДА

 

Нартский эпос представляет наиболее значительный памятник духовной культуры народов Северного Кавказа, их творческого гения. В научно-историческом и идейно-художественном отношениях он имеет мировое значение.

Героический нартский эпос бытует у осетин, адыгов, карачаевцев, балкарцев, вайнахов. Некоторые нартские сюжеты выявлены в Дагестане, в горной Рачс и у сванов, где они представляют заимствование от соседей. Развитый нартский эпос существует у абхазов. Советские ученые выдвинули версию о наличии на Кавказе трех центров формирования нартского эпоса: осетинского, адыгского и абхазского. Последние два, ввиду этнической и культурной близости адыгов и абхазов, возможно, генетически связаны и восходят к древнему ядру эпоса. Осетинский в таком случае самостоятелен, хотя и связан взаимовлияниями с адыгским и абхазским. Известные сейчас материалы свидетельствуют о том, что нартские сказания были наиболее широко распространены у осетин и адыгов.

Прошло более столетия с тех пор, как собирателями были записаны первые сказания. В Осетии, благодаря Всеволоду Миллеру, основателю осетинской филологии, работа давно была поставлена на научную основу; филология других народов, к сожалению, не старше Октябрьской революции. Научная документация начала расти с 1880 г., благодаря грузинским этнографическим публикациям. Сейчас она стала исчерпывающей в итоге большой исследовательской работы, которая велась почти во всех областях даже во время второй мировой войны и в последующие годы. 

Очень долго у различных народов существовали профессионалы памяти – черкесы их называют «тегуако», т. е. «играющие». Им-то и принадлежит заслуга сохранения этих драгоценных преданий. В Осетии эти сказания были записаны преимущественно в прозаической форме. У черкесов некоторые из них стали длинными традиционными поэтическими плачами, довольно устойчивыми по тексту, несмотря на разницу в диалектах. 

Народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет, Жорж Дюмезиль пришел к  следующим трем предположениям. 

1.                 Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Вынося это суждение, Дюмезиль знал, что огорчит своих черкесских и абхазских друзей, но magis amiсa veritas (лат.) (истина дороже дружбы). В основе своей нартовский эпос – осетинский. 

2.                 Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску. Наибольшее распространение он получил у чеченцев и ингушей, черкесов – восточных и западных – и абхазцев. В этих трех областях, благодаря тому, что на Кавказе начиная с 1940 г. официально и систематически проводятся исследования народного творчества, было выявлено огромное количество вариантов. Нартовский эпос привился также, хоть и не дал столь обильного роста, у балкарцев и карачаевцев. 

3.                 На западе – убыхи, на востоке кумыки и дагестанцы оказались менее радушны: племенное имя Нартов им знакомо, но это только синоним «великана» и обозначает тех злых и глупых исполинов, с которыми быстро расправляются местные Давиды. 

Что такое Нарты на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Истоки нартовского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э., к эпохе индоиранского единства, а пополнение и творческое развитие эпических сказаний продолжалось до середины о II тысячелетия н.э. Сказания о героях-нартах отразили в образной художественной форме огромный период в жизни народа – от родового строя до феодальной раздробленности на закате средневековой Аланской державы. 

В нартском эпосе отразились общественные отношения самих создателей эпоса от родового строя до Раннего феодализма. Но дело, конечно, не только в общественных отношениях и воспевании военной доблести, героизма и презрения к смерти. Нартский эпос раскрывает перед нами многие пласты и глубины давно минувшей народной жизни, ее основы – материальные и духовные, народную этику и эстетику, психологию, саму душу народов, творивших себе величественный памятник.

Нарты на Кавказе стали эталоном чести. «Повсюду наивысшей похвалой человеку было сравнение его с Нартом», – засвидетельствовал французский ученый Жорж Дюмезиль. Мифические нарты осетин жили на склоне горы в селении из трех кварталов. Каждый квартал занят одним из трех основных родов Нартов. Наверху живут Ахсартагката, внизу Бората, посередине Алагата. Функции каждого рода четко определены: Ахсартагката храбры и сильны, Бората богаты, Алагата крепки умом. Нельзя не упомянуть столь популярные и сегодня мифологические образы небожителей Уацилла и Уастырджи, «носящие имена византийских святых Ильи и Георгия с одной и той же приставкой уац». Особенно популярен святой Уастырджи – покровитель мужчин, путников. Идеальная женщина нартовского эпоса – мудрая Сатана (Шатана) у осетин, Сатаней у кабардинцев, Сатайнан у чеченцев.

Древнейшей основой нартовского эпоса ученые называют мифологические и религиозные представления об окружающем мире, занимающие значительное место и в героических сказаниях. По соседству с нартами живут и действуют великаны и карлики, герои сказаний на равных общаются с небожителями, спускаются в подводное царство, путешествуют по Стране Мертвых, понимают язык птиц и зверей. 

Нарты – поэтический псевдоним народа, создавшего эпос и запечатлевшего в героических сказаниях идеологию, общественные отношения и личностные идеалы ранних этапов своей истории. В образах бесстрашных и жизнерадостных, свободолюбивых и мудрых героев воплощены главные качества самого народа. 

Сцена, на которой разворачиваются основные события эпоса, - это раздольные степи, высокие горы, морские берега. Многообразия ландшафтов и особенности природной среды, описанные в сказаниях, характерны для территорий, населенных в древности предками осетин, - евразийских степей и Кавказа, побережья Черного и Азовского, Каспийского и Аральского морей. Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности; анализ их образов выявляет не одну мифическую черту. Их племенное имя, хотя произвести его лингвистически от «скифского» и несколько затруднительно, означает не что иное, как «герои», uiri и примыкает к санскритскому и иранскому – nar «мужчина», «воин».  Нарты жили во времена великанов, люто с ними враждовали и победили их. Хотя есть немало семей, считающих, что в их жилах течет нартовская кровь, однако Нарты были, в конце концов, поголовно истреблены при обстоятельствах, которые освещаются по-разному. 

Обычно говорится, что своим безбожием и дерзостью они навлекли на себя кару господню, кару бога мусульманского или христианского – сообразно вариантам, потому что осетины частично христиане, частично мусульмане, предки же их все были христианами, как и предки черкесов до их позднейшего обращения в ислам. Однако некоторые, причем самые знаменитые, Нарты погибают порознь, драматически – до того, как исчезает все племя. До своего величественного конца все эти герои жили, действовали, и их подвиги и страдания составили ткань эпоса. У них была своя «социальная организация», которая заслуживает рассмотрения.

 

1.       Абаев В.И. Нартовский эиос осетин Текст. // Юсетинский героический эпос. М Изд-во Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. КнЛ.-С. 7-76.

2.       Джикаев Ш.Ф. Человек и нравственность в нартовском эпосе Текст. //Сборник статей Проблемы осетинского нартовского эпоса Владикавказ, 2000.

3.       Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология Текст.: М: Наука, 1977. -С.278.

4.       Хатаев Э.Э. Этнопедагогика Северного Кавказа Текст.: Владикавказ, 2000, 252 с.Этнопедагогика экологического образования. Владикавказ, 2007.