«Формирование нравственной культуры старшеклассников как  педагогическая проблема»

Мендикулова Жазира Алтынбековна

докторант ХКТУ им. К.А. Ясауи  г.Туркестан

m.jazira@mail.ru

     Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее компоненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечеловеческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла.

        Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.

        Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе. Культура нравственных чувств органически связана с культурой нравственного сознания, с приятными эмоциями, являющимися следствием проявления моральных ценностей во всех возможных ситуациях, непримиримость к аморальным поступкам. Культура нравственного поведения включает умение выбирать адекватную этическому мышлению позицию; осуществлять моральное решение; соблюдать единство моральных суждений и морального поведения; превращать правила этики во внутреннюю потребность личности.  

           Все вышесказанное дает  основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности.  Можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения [1,c.58-59]. Раскрытие нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие нравственной культуры ученика.

           Культурное и социальное состояние развития общества, так или иначе, но всегда находило свое отражение в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества настоятельно требуют подъема уровня нравственного воспитания молодого поколения. Проповедуя человечность и доброту, великодушие и справедливость, школа призвана воспитывать не только образованного, но и высоконравственного гражданина общества. Поэтому сегодняшняя школа должна быть в постоянном поиске наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Современный школьник, как развивающаяся личность, находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готово­го научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способ­ной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей.   В этом направлении особое отношение проявляется  к юношескому возрасту, включенному в психологической литературе в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление само­сознания личности, что предъявляет особые требования к организации про­цесса обучения.          

          Психолого – педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает  новые возможности [2,с. 160]. По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь.

           У подростков присутствует прагматично-утилитарное представление о моральных нормах, что идет в разрез с социальной практикой и свидетельствует о необходимости этического просвещения в школе Ведущими условиями формирования нравственной культуры старшекласс­ников является полноценное личностное развитие, наличие разных интересов, учет влияния различных факторов на формирование нрав­ственной культуры; взаимосвязь урочных, внеурочных форм деятельности, дифференциация обучения и деятельности, формирование мотивационной сферы.

         Сложность формирования нравственной культуры старшеклассников обусловливается действием следующих факторов: факторами социального воздействия на формирование ценностных ориентации; факторами психологического и возрастного характера. Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры[3,c.180]. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы подростка, на которые приходится основная доля личностного самоопределения.

          В педагогической деятельности многое взаимосвязано и взаимо-обусловлено. При этом главное в ней - преодоление дефицита нормального человеческого общения, устранение огромной дистанции между словом и делом. Важно через потребности и интересы ученика приближаться к нему самому. Общение необходимо строить от ученика. Только в таком случае можно говорить о профессионализме педагога. [4,c.13].

       В этой связи   диагностика ( из греч. Diagnostikos – способность распознавать) рассматривается  как один из определяющих факторов на пути к формированию целостной, гармонично – развитой личности и, в частности, при формировании нравственной культуры личности подростка. Диагностика в школьной практике редко присутствует как обязательный и неотъемлемый компонент целостного педагогического процесса[5,с.46]. Одновременно с этим, следует еще раз подчеркнуть, что диагностическое познание являясь целью, влияет на развитие и формирование различных компонентов личности школьника. Воспитанность личности, будучи совокупностью интегративных качеств, выступает наиболее достоверным и значимым показателем, по которому можно судить об учащемся.

         Новыми технологиями оценки качества обучения и воспитания занимается сравнительно новая педагогическая наука – квалиметрия – педагогические измерения. Основным инструментом педагогических измерений является тест [6,c.16].

        Тест (англ. test - задание) – задание стандартной формы для проведения испытаний с целью установления степени наличия тех или иных качеств объекта. Кроме методики тестирования в современном образовании все больше используется методика проведения рейтинга[6,с.16].

        Слово «рейтинг» имеет английское происхождение как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (одного объекта относительно других). Глагол «to rate» означает оценивать, определять положение. [6,с.22]

        Портфолио –– целеустремленное собрание работ, которое показывает усилия ученика, его развитие, достижения в одной или более областях учебного плана[6,с.22]. Портфолио может ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся, поддерживать учебные цели, фиксировать изменения и рост за определенный период времени, поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей, обеспечивать непрерывность процессов обучения и воспитания от года к году.         

        Педагогическая наука, используя вышеперечисленные научные методы, располагает основным арсеналом для выявления воспитанности учащихся: наблюдение, беседа, экспертиза, анализ продуктов деятельности, социометрия и др.

          Воспитание подростков - самая главная задача школы, поскольку представляет собой ярко выраженную элитную часть будущего, будущий интеллектуальный багаж, социальный потенциал общества и нации. Поэтому обучение в школе становится средством развития творческого потенциала нравственно ответственной, социально зрелой личности. В формировании ценностных ориентации важную роль должна играть опять же школа, так как ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

         Подводя итоги по выявлению сущности и особенностей нравственной культуры подростков можно сделать  следующие выводы: актуальность проблемы сформированности нравственной культуры остается очень важной как в историческом прошлом, так и в современном обществе. Подрастающее поколение является той движущей силой, которая способна влиять на развитие общества. Поэтому необходимо создание определенных социокультурных условий, которые позволят обеспечить процесс обретения учащимися нравственной культуры. При этом обязательным является владение педагогами и родителями основными психофизиологическими особенностями подростков и только в этом случаи они смогут оказать помощь при формировании нравственной культуры. Огромное значение принадлежит системе нравственной ценностей, которая сегодня доминирует в подростковой среде. Хотя  школьные годы остаются в целом верным гуманистическим представлениям, высоконравственным качествам личности, но такие составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т.п. заметно потеряли в своем значении, уступив самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом это позитивная тенденция, однако, известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал, поэтому учебно-воспитательный процесс следует направить на развитие и совершенствование потребностей подростков в познании, в творческом труде, активности и самостоятельности.

 

                                      Литература:

 

 1.   Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры. //   

       Вопросы нравственной культуры / Под. ред. В. Жямайтиса. – В., 1981.

         – с.58-59.                                         

 2.   Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: «Академия», 2004. – с.160.

  3.  Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования /                                                                              

        Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2002. – с. 180.

  4.   Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1998. – с. 13

  5.    Турковский В.И. Диагностика воспитанности школьников: хрестоматия            

         исследовательских методик \ УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – Витебск:

         Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2001. – с. 46.

6.          Кларин М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ

       зарубежного опыта.- М.: 1997. – с.16-22.