Педагогические науки/Современные методы преподавания

 

старший преподаватель С.А.Салкимбаева

Карагандинский государственный университет

 имени академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УМЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОФИЛЯ

 

В формировании колористических способностей и профессионального умения будущих специалистов дизайнерского профиля цвет является ведущим, организующим пространство началом, способным вызывать активную эмоциональную реакцию. Учитывать психологию и физиологию восприятия цвета и его связь с функцией предмета должен каждый дизайнер проектирующий предметную среду человека.

Цветовые свойства и закономерности используются в дизайне при решении целого ряда задач в плоскостных и пространственных изображениях.

Плоская поверхность, окрашенная в один цвет, воспринимается всегда как единая, цельная поверхность. Окрашенная в два или несколько цветов - воспринимается расчлененной, деформированной.

Окраска плоской поверхности может соответствовать принятой структуре поверхности или, наоборот, противостоять ей. Первый способ применяется как закономерное композиционное средство, второй - в маскировке, цель которой полная деформация поверхности. Степень дифференциации будет зависеть от различия цветов по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Чем контрастнее любые цвета, чем сильнее они отличаются друг от друга по насыщенности и светлоте, тем заметнее будет расчлененная поверхность.

На степень дифференциации плоской поверхности влияют очертание цветовых пятен, их соотношение по величине. В живописи элемент дифференциации может быть организующим началом плоскостной композиции; одинаково расчлененные плоскости по мере удаления в глубину будут восприниматься более цельными, так как контраст становится менее заметным (влияние воздушной среды).

Цветовая характеристика архитектурного сооружения и интерьера связана обычно с различиями материалов. Композиционное единство достигается в проекте целесообразно применению каждого материала и, не в последнюю очередь, их колористическими отношениями. Возможно совместное использование цветовых и светлотных нюансов и контрастов в графической разработке сложной объемной пространственной структуры. Используя эти закономерности цвета, можно различно выявить в проекте структуру и пластику формы. В проектах интерьера применение про-странственных свойств цвета является проверкой выбранного цветового решения интерьера, так как известно, что светлая, малонасыщенная и холодная окраска стен производит впечатление большей глубины и простора.

Такие свойства цвета, как «весомость», придают архитектурной среде впечатления - легкой или тяжелой, большой или малой. Как указывалось выше, это впечатление зависит в первую очередь от светлоты (чем темнее плоскость, тем она воспринимается тяжелее и меньше), от насыщенности и характера цветовой поверхности (яркая и фактурная покраска воспринимается тяжелее и меньше).

 В проектной деятельности использование этих свойств цвета помогает правильно оценить качество проектируемого объекта.

Для понимания закономерности гармонических цветовых сочетаний следует вначале рассмотреть эмоциональное воздействие отдельных цветов, без связи с изображением и условиями освещения.

Еще Гёте заметил, что различные цвета порождают особое душевные состояние: желтый цвет вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает, умиротворяет. Швейцарский живописец прошлого столетия Ф.Ходлер, рассуждая о восприятии цвета человеком, писал: «Цвет характеризует и дифференцирует предметы, он усиливает и подчеркивает, он чрезвычайно способствует декоративным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости, веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет».

 Теплые цвета - красный, оранжевый - цвета огня и солнца воспринимаются как мажорные звучания, холодные - зеленый, синий ассоциируются с зеленью, небом, рождают впечатления спокойного состояния, простора, легкости. Эмоциональное восприятие цвета зависит от многих субъективных и объективных причин, народных традиций, индивидуального вкуса и настроения.

Как указывалось, различные цветовые тона, насыщенность, светлота, размер и форма цветовой поверхности вызывают разные зрительные ощущения. Наиболее сильный эффект дают цвета в сочетании друг с другом. Эти сочетания могут быть гармоничны и дисгармоничны.

Из различных сочетаний отдельных цветов наибольшей гармонией обладают любые пары дополнительных цветов, которые на спектральном круге расположены на противоположных концах диаметров и составляют два необходимых компонента белого.

В этом единстве заложена основа выразительности контрастных сочетаний вообще.

Гармоничные сочетания дают также цвета, расположенные на малых интервалах цветового круга, цвета, близкие по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Выразительность таких сочетаний обусловлена цветовым единством, так как при малых интервалах цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета. Гармоничные сочетания дает и равенство цветового интервала, т.е. равная степень различия по цветовому тону. Пользуясь этой закономерностью, можно построить цветовые сочетания трех и больше цветов, имея в виду, что они должны находиться в спектральном круге, на равных расстояниях друг от друга. Гармоническое согласование - не в подыскивании наилучших цветов вообще, а в поиске наилучших отношений цветов-друг к другу, т.е. нахождении цветового синтеза.

В практике проектной деятельности цветовая гармония создается не каким-либо одним видом цветовых отношений - на больших или малых интервалах, а их сочетанием, т.е. в одном изображении, взаимодействуют те и другие цветовые отношения, в пределах которых могут быть различные оттенки.

Как показывают многие примеры, вопрос цветовых сочетаний очень сложен и не может быть решен только использованием закономерностей спектра.

Спектр позволяет понять основные законы гармонии цветов, но не может раскрыть сущности проектной деятельности, которая строится на общем цветовом взаимодействии, ритмическом построении цветовых пятен и связи цвета с формой и содержанием.

Цветовая гармония зависит и от принятого способа изображения. Предметы и предметная среда в проекте показывают как сочетания отдельных пятен локального цвета, построенных на больших и малых цветовых интервалах, в пределах которых возможны различные оттенки. Цветовая композиция достигается выбором и взаимосвязью цветовых тонов различной насыщенности, светлоты, а также разной величиной и расположением цветовых пятен. Для художественного качества имеет значение не то или иное количество красок, а их согласование, ритмическое построение композиционных элементов локального цвета. Эмоциональное воздействие таких цветовых композиций достигается тем, что пятна локального цвета воспринимаются как конкретное выражение предметов, как носители определенного содержания.

В живописи локальным цветом изображение может строиться не только как плоскостное. Объемность предметов достигается моделировкой: однородным цветом в соответствии с самим цветом предмета нейтральным цветом, без резких переходов от света к тени; цветовым контрастом или нюансом.

В дизайне методы работы локальным цветом имеют наибольшее практическое применение и являются основными, когда требуется выявить цвет материалов, фактуру, или окраску.

В основу изучения законов цветовосприятия положено раскрытие способов творческого использования гармонических цветовых сочетаний в практической деятельности дизайнера. Принятые методы гармонизации цвета, с которыми дизайнеры будут: иметь дело при работе над проектами, соответствуют процессу формирования практических навыков владения цветом, развитию творческих способностей, фантазии и профессионального мастерства. Специалисты дизайна рассматривают этот вопрос как с точки зрения внутренних для дизайна побуждений - его кадро вой политики, так и со стороны внешних для него условий – не обходимости эстетического воспитания потребителей и производителей промышленной продукции. Ведь очевидно, например, что человек, воспитанный в традиции любви и уважения к красоте, не позволит себе явный брак в производимой им продукции. С другой стороны, ясно, что наличие у населения развитого эстетического чувства и вкуса — важный стимул качественного развития внутреннего рынка.

 

Литература:

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М.: Изобраз. искусство, 1986.

2.  Волков Н. Цвет в живописи. М.: Изобраз. искусство, 1965.

3. Зайцев А. Наука о цвете. М.: Изобраз. искусство, 1986.