Уалиев Б.М., Омарбекова М.Т., Кудабаева А.К.

Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати, г. Тараз, Казахстан

 

Уровни создания систем коллекции

 

Каждая система коллекции конкретного назначения создается на определенном уровне. На уровне небольшого числа создателей- профессионалов, которые ведут поиск нового композиционного решения, формы костюма, современного образа создаются перспективные коллекции моделей, новых решений.

На уровне промышленности и торговли создаются промышленные системы коллекций различных ассортиментных групп одежды, которые разрабатываются Домами моделей и экспериментальными цехами предприятий.

Коллекции, предназначенные для пропаганды моды делаются на уровне восприятия потребителя. Задачи этих коллекций – пропагандировать культуру одежды, воспитывать вкус, правильно ориентировать потребление моды. Практика показывает – не всегда зритель понимает и воспринимает остромодные творческие модели, он не готов безоговорочно принять их. Мнения потребителей и создателей не всегда совпадают. Здесь играет большую роль все тот же уровень потребления и группы поведения потребителей. Люди по-разному воспринимают моду. Но коллекции, предназначенные для демонстрации населению, обязательно должны знакомить зрителей с переменчивой модой, готовить их к принятию модных тенденций. Кроме того, необходимо предлагать в коллекции разнообразные варианты основной модной идеи, знакомить с новыми предложениями ассортиментных групп моделей, добавлять рекомендации от полнотных и возрастных категорий потребителей.

Системный подход к построению коллекций моделей одежды независимо от типа коллекции осуществляется последовательными фазами:

1-я исходная фаза – формирование концепции коллекций. Концепция зависит от назначения и поставленных перед коллекцией задач. При проектировании коллекций одежды всех типов различного функционального назначения существует общий принцип объедения моделей в коллекцию. Гармоническая целостность  и концепция коллекций выражается в основной идеи, а именно:

-          в идеи обобщенного пластического «символа-формы», проходящего через все ассортиментные группы коллекций;

-          в единых конструктивных решениях всех форм (воплощение конструктивных идей – в качестве композиционного решения);

-          в новом сочетании иррациональных соотношений в комплектах различного назначения;

-          в акцентировании конструктивных поясов;

-          в едином цветовом решении;

-          в использовании тех или иных структур материалов и их сочетаний;

-          в применении отделки изделий коллекций;

-          в нетрадиционном применении материалов и т.д..

Основная идея системы коллекция, как мы видим, может быть различной. В системе коллекция возможно объединение нескольких принципов, по которому строится общая концепция. В концепции перспективной коллекции обобщенной «символ-форма» может усиливаться колористическим решением, акцентированием смыслового центра композиции в целом, творческим источником, выбранным автором, трактовкой образа всей коллекций. В концепции промышленной ассортиментной коллекций основная идея единого конструктивного решения обогащается новым сочетанием пропорциональных соотношений  в моделях, различным применением тканей и т.д..

2-я базовая фаза – разработка матрицы-программы коллекции, которая определяется концепцией коллекции, ассортиментом, сырьевой базой, назначением моделей и всей коллекции. Концепция является  стержнем целевой структуры программы коллекции, в которой отражается функциональные элементы (модели одежды), средства исполнения, стилевые решения. Программа системы коллекции может пронизывать все ассортиментные группы в зависимости от назначения, в любом порядке (костюм с утра до вечера, от ассортимента верхней одежды до легкого платья) с учетом сезонов «осень-зима», «весна-лето». Промышленные коллекции развиваются в рамках решения одного кого-либо ассортимента, предлагая вариации тканей, композиционных решений, колористических разработок.

 3-я завершающая фаза – создание сценария коллекции, т.е. композиционного построения коллекций, которые зависят также от конкретного назначения, типа коллекции, способа выражения основной идеи коллекции.

В сценарный план коллекции могут включаться все возможные темы и подтемы одежды различного ассортимента и назначения.

Современная структура коллекции – блоковая. Каждый блок, объединен своей темой, тема может решаться  в сочетании различного ассортимента. Например, блок в весенне-летней коллекции «Весенние улицы» может включать в себя модели пальто, плащей, костюмов, платьев-костюмов. В таком случае блок, как правило, объединен одним коллористическим решением.

Как целостное произведение, неотъемлемой частью которого является взаимосвязанные единые элементы (моносистемы, комплекты, ансамбли), система-коллекция, ее структура и комбинационное построение зависит от общих закономерностей композиции и средств гармонизации костюма.

Композиция всей коллекции должна быть гармонична, все её элементы соподчинены между собой, уравновешены. Композиция должна быть едина по характеру в каждом блоке. В целостной гармонической композиции нельзя ничего не убавить, ни изменить. Существует ряд свойств, обязательных для любой композиции. Если утратить одно из свойств, гармония нарушается, характер всех компонентов коллекции (единичных моделей), их отношения между собой вызывают положительные или отрицательные реакции – модели нравиться или нет. Неправильно скомпонованный блок может зачеркнуть положительные эстетические достоинства конкретных моделей, составляющих этот блок.

Гармоническая целостность коллекции основывается на соблюдении элементов. Характер соподчинения определяется назначением костюма и концепции всей коллекции в целом. В зависимости от этого можно выбрать способы соподчинения элементов коллекции и выделения её главной части. Именно в главной части особенно ярко отражается основная тенденция концепции коллекции.

Наличие композиционного центра – необходимое условие целостности всей коллекции, ее завершенности.

Связи между частями коллекции (блоками), их отношения строятся по композиционным принципам: контраста, нюанса, тождества.

Композиция коллекции, построения на контрасте воздействует на зрителя очень активно и надолго удерживается в памяти. Но частые контрасты применять нельзя, так как они могут утомить, разрушить целостность коллекции.

Нюанс – создает дополнительные связи между элементами  композиции коллекции, способствует гармонизации решения в целом.

Тождество – помогает утвердить основную идею коллекции.

Одним из важных организующих средств композиции коллекции является ритм, который сообщает динамику всей коллекции, усиливает звучание главной идеи, основной темы. Характер построения ритма в коллекции может вызывать различную степень динамики в восприятии частей коллекции.  Например, в замедленном ритме хорошо воспринимается женственно-элегантные модели, в быстром и динамичном – спортивно-молодежные модели. Метрический повтор вносит  ощущение монотонности и скуки и восприятие коллекции притупляется.

Общность закономерностей   композиции, средств гармонизации костюма и всей коллекции заключается в следующем:

1)     Соподчинение всех частей коллекции, ее блоков, а также соподчинение внутри элементов блоков происходит по признаку контрастов или нюансов и тождества.

2)     Композиционный центр – главная часть коллекции – место сосредоточения основных идей коллекции.

3)     Ритм – важное организующее средство построения коллекции, помогающее схватить произведение в целом.

4)     Цветовая гармония частей коллекции – основное условие целостного восприятия коллекции.

Современная демонстрация коллекции на различных уровнях (профессиональном, уровне внедрения), целостностное гармоническое произведение, синтез искусства костюма, пластики движения, музыкального сопровождения, цветового оформления. Кроме того, в систему коллекции включается помимо визуально-материальной системы – вербальная, дающая словесное осмысление визуального образа в описании моделей, их особенностей.

Значить, здесь можно говорить о «языке коллекции», раскрывающем в зависимости от типа и назначения – смысла данной коллекции.

Демонстрация моделей костюма, вступая в ранг сценического искусства, начинает обладать свойствами сценического действия. На коллекцию действуют законы сценического искусства:

-         пролог – главная идея коллекции;

-         кульминация – основная тенденция;

-         финал – завершающая тема основной идей.

Система – коллекция моделей костюма может быть продемонстрирована на других уровнях – в форме графической, рисованной, в фотографиях в журналах мод.

Принципы создания и построения остаются неизменными, видоизменяется только форма подачи всей коллекции, сценарный план, блоковая система воспроизводится в графических композициях листов, разворотах и обложках журналов мод.

Орнаментально-декортивная композиция коллекции допускает условный характер подачи, изображение коллекции в интересном ритмическом и пластическом движении фигур, в соподчинении всех частей коллекции с ярко выраженным центром композиции и определенной цветовой гармонией частей коллекции.

Так, при разработке композиции коллекции в макете журнала мод необходимо довести художественный язык по выразительности до символического обобщения, способствующего объединению всех частей композиции в единое целое.

 

 

Литература:

1.      Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. Легкая и пищевая промышленность. -М., 2008- 144 с.