Dmitrienko I.V., the competitor of a scientific degree of the candidate of jurisprudence KhNUVS

Dmitrienko  J.N., the competitor of a scientific degree of the doctor of jurisprudence KNU of name Тараса Shevchenko

Tolerance - a corner stone of the Ukrainian legal culture and tolerant legal psychology.

 

Дмитриенко И.В.,  соискатель ученой степени кандидата юридических наук  ХНУВС

Дмитриенко Ю.Н,, соискатель ученой степени доктора юридических наук КНУ имени Тараса Шевченко

Толерантность — краеугольный камень украинской правовой культуры и толерантной правовой психологии.

        Формирование психологической устойчивости субъектов правовой культуры, толерантности — краеугольный камень практической психологии [1]. Что же это такое? Базовое  определение в медицине и гуманитарных науках: толерантность — характеристика физиологической, психологической и социальной устойчивости человека к различным воздействиям.П сихологическая устойчивость во все времена была одной из важнейших характеристик, обеспечивающих равновесие с одной стороны,  между выживанием и адаптацией человека, с другой — утверждением его индивидуальности. Весь жизненный путь человека можно представить как бесконечную череду попыток установления такого равновесия, как постоянное стремление к стабильности под влиянием различных жизненных коллизий и трудностей. Рост в нашей жизни числа фрустрирующих и стрессогенных факторов делает проблему психологической устойчивости все более важной. Попытки ее решения — это поиски выходов личности из проблемных, кризисных и экстремальных ситуаций. К изучению проблем, связанных с формированием толерантного  сознания , толерантного поведения и толерантной личности, обращается все больше исследователей.Четыре основных ракурса  исследования: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей. Толерантность как интегральная характеристика личности включает все эти компоненты, и на их исследование, развитие и формирование должны быть направлены существующие и разрабатываемые эмпирические методы и психологические технологии.В современном мире угроза психотравмирующих факторов неуклонно возрастает. Расширяется круг фрустрирующих и стрессогенных  факторов.  Причины этого многочисленны. Стоит только вспомнить о все более безграничных возможностях и тотальной проникаемости информационных потоков. А все увеличивающийся темп жизни и скорость изменений, а рост многообразия и многоликости мира? В двадцатом веке мы были свидетелями того, как на протяжении нескольких лет осуществлялось такое количество прорывов и открытий, которое в предыдущие эпохи люди не переживали, может быть, за целое столетие. Человек все чаще попадает в ситуации неопределенности, нередко выступающие сами по себе самостоятельным фрустрирующим фактором. Все больше сокращается время на межличностное общение, которое всегда было способом разгрузки и доступной всечеловеческой терапии. Сейчас оно нередко подменяется компьютерным диалогом. С развитием современных технологий одновременно повышается ответственность за последствия принимаемых решений. Сумасшедший темп, безумный калейдоскоп событий, груз ответственности, дефицит общения — все это определяет высокую экстремальность современного образа жизни и, следовательно, предъявляет больше требований к психологической устойчивости человека. Все вышесказанное относится к стоящему очень остро вопросу переживания личностью проблемных, кризисных и чрезвычайных ситуаций. В то же время такого рода изменения не сопоставимы с ростом эмоциональной и нравственной зрелости человека. По сравнению с ними скорость эмоционально-нравственного взросления человека просто черепашья. Такое несоответствие вплотную ставит перед психологами проблему психологической устойчивости и требует заняться ею всерьез, причем не только в жизни отдельной личности, но и в глобальных всечеловеческих масштабах.
Диапазон такой устойчивости очень широк: от нервно-психической до социально-психологической устойчивости. В первом случае предполагается выносливость или сопротивляемость человека к различным воздействиям, которые он может оценивать для себя как «вредные».
Снижение чувствительности к влиянию таких неблагоприятных факторов может быть связано с отсутствием или ослаблением реагирования на них. 
Толерантность как психическую устойчивость личности можно определить как способность индивида противостоять внешним воздействиям, выводящим человека из состояния нервно-психического равновесия, и самостоятельно, с высоким быстродействием возвращаться в состояние психического равновесия (Трифонов, 2002).Социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации. Эта система, опираясь на способность к сохранению нервно-психического равновесия в самых разных жизненных ситуациях, в идеале должна сформироваться как нравственный императив зрелой личности. В этом смысле психологическая устойчивость выступает как особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила и представляет такое качество личности, которое можно назвать толерантностью.Сторонами и проявлениями этого качества могут оказаться эмпатия, альтруизм, миролюбие, доверие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу и другие. Например, Майкл Уолцер, рассматривая толерантность как социально значимую характеристику, определяет ее к а к особый позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтации и ксенофобий (Уолцер, 2000).В промежуточный ряд показателей рассматриваемого континуума попадают: - устойчивость к стрессу (стрессоустойчивость), - к психотравмирующим факторам, - устойчивость к неопределенности, к конфликтам, к поведенческим отклонениям, к агрессивному поведению, к нарушению границ и норм. Как мы видим, весь этот ряд поднимается от психофизиологического уровня до социального —от умения держать себя в руках, до «искусства жить с непохожими» (Асмолов, 2001), от индивидуального уровня, когда, например, значима проблема базового доверия, до группового, когда на первый план выходят проблемы ксенофобии. Коррелируют ли между собой все эти аспекты понимания толерантности? Исследования показывают, что связь между  ними вовсе неоднозначна. Например, психически неустойчивый человек может оказаться как толерантным, так и интолерантным по отношению к различным этническим группам. В контексте межличностных отношений психическая неуравновешенность может проявиться и как повышенная агрессивность по отношению к окружающим, и к а к повышенная сензитивность, позволяющая улавливать более тонкие нюансы и полутона взаимодействия.Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определенным типом психологической устойчивости человека. В то же время появляются эмпирические доказательства, что высокие показатели по психофизиологической устойчивости являются благоприятным фоном для развития толерантных установок. Все эти данные не позволяют сделать однозначного вывода, а лишь ставят целый ряд вопросов, как например, вопрос о неком оптимальном диапазоне, в пределах которого психологическая устойчивость может рассматриваться как основа толерантной личности. Для лучшего понимания взаимосвязи между разными аспектами толерантности необходимы дальнейшие эмпирические исследования. Тем не менее, можно сделать вывод, что психологическая стабильность в разных формах ее проявления — необходимая основа эмоционально и нравственно зрелой личности. Опираясь на вышесказанное, сформулируем рабочую дефиницию толерантности как предмета практической психологии. Толерантность — это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение предполагает рассмотрение толерантности в широком диапазоне: от ее понимания как нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственного императива личности. Подчеркнем, что толерантность —интегральная характеристика не только с точки зрения ее качественного и содержательного анализа, но и с точки зрения ее генезиса. Это результат многих сил, действующих в одном направлении (темперамент, атмосфера в семье, воспитание, опыт, социальные и культурные факторы), (1954). Все вышесказанное означает, что мы рассматриваем данное понятие не только в традиционном контексте — в рамках идеологии культуры мира, а значительно шире. С целью показа разнообразия и неоднозначности данной проблематики рассмотрим некоторые примеры изучения толерантности по предложенным выше аспектам. Начнем с психологической устойчивости. Как один из центральных ракурсов изучения толерантности устойчивость может исследоваться как целостная характеристика личности, которая обеспечивает ее стабильность в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Синонимы психологической устойчивости —это жизнестойкость (стойкость), стабильность, уравновешенность, конфликтоустойчивость, низкий уровень нейротизма ( эмоциональная стабильность ) , низкий уровень тревожности, резистентность в широком смысле (как, например, сопротивление внешнему воздействию). В отечественной науке проблему устойчивой и дезорганизуемой личности поставил и исследовал в 1920-х гг. А. Р. Лурия в книге  «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (Лурия, 2002), которая и по сей день может служить эталонным образцом эмпирического исследования для нынешнего поколения психологов. Эта проблема изучалась А. Р. Лурией в процессе проведения экспериментов со студентами (в том числе и в ситуации, связанной с «чисткой» высшей школы, проходившей в начале 1920-х гг.), с детьми, с преступниками, с людьми, имеющими психическую патологию. Полученный на основе метода сопряженных моторных реакции значительный объем эмпирических данных позволил А. Р. Лурии представить типологический анализ реакций личности на травматическую ситуацию. Он выделил реактивно-стабильный (устойчивое отношение к травматическим событиям) и реактивно-лабильный (ломается структура реактивных процессов, происходит слом «функциональных барьеров»,  характерны неорганизованно-импульсивные взрывы деятельности) типы личности, которые в итоге обозначил как нейродинамически стабильный и лабильный типы личности. Основой разделения выступила «неодинаковая диффузность в деятельности нервной системы, неодинаковая роль, которую играет у них (испытуемых. —Г.С.) регуляция начавшегося возбуждения» (Лурия, 2002, с. 383). Анализ эмпирического материала позволил сделать вывод, что чем более у субъекта развита способность «не допускать возбуждение непосредственно до моторного конца», задерживая его некоторым «функциональным барьером» (например, культурно опосредованными способами регуляции) и, таким образом, подвергая его некоторой предварительной обработке до переключения на моторику, тем больше у нас оснований соотнести данного субъекта к нейродинамически стабильному типу личности.
Существуют типологии личности, которые имеют непосредственное отношение к проблеме психологической устойчивости. Например, американский психолог С. Кобейса выделил специальный тип личности, устойчивый к воздействию стресса, который обозначил как стойкую личность. В качестве базовой психологической основы стойкости он рассматривал: - оптимистическую ориентацию;- способность верить в себя и, соответственно, верность себе и своему делу; - веру в то, что можно влиять на ход событий (контролировать события);- желание испытать свои силы. Стойкость определяет успешность поведения (оптимальный и эффективный репертуар реакций), опосредует стиль атрибуции. Например, люди с высоким уровнем стойкости, столкнувшись с негативным событием, объясняли его внешними, нестабильными и специфическими причинами и не считали себя лично виноватыми.Кроме того, они воспринимали стрессовое событие к а к менее стрессовое. И, напротив, столкнувшись с позитивными событиями, категория «стойких» считала их причинами внутренние, стабильные и глобальные факторы и ставила эти события в заслугу лично себе.Толерантность как личностная характеристика может быть рассмотрена в рамках парадигмы теории личностных черт, которая в начале двадцать первого века вновь начинает занимать центральное место в психологии личности.Здесь толерантность выступает как интегральная личностная характеристика в контексте таких факторов, как «тревожность», «нейротизм» и «психотизм». Раймонд Кеттел, стремясь создать полную карту возможных свойств человеческой личности, в итоге выделил 35 первичных основных черт. Из них шесть («слабое «Я», тректия, протенсия, гипотимия, импульсивность, фрустрированность) составили один из основных факторов второго порядка —«тревожность». Ему соответствуют такие качества как застенчивость, робость, подозрительность, боязливость, слабый самоконтроль, напряженность, раздражительность, склонность легко расстраиваться. Их совокупность рисует портрет психологически неустойчивого человека. Ганс Айзенк в последней редакции своей четырехуровневой иерархической модели личности выделил три базовых биполярных фактора: экстраверсию (интроверсию), нейротизм (стабильность) и психотизм (сильное супер-эго). Последний фактор появился в работах Айзенка позже, и для него нет пока столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Первые же два —экстраверсия и нейротизм —встречаются в качестве основных типов в подавляющей части факторно-аналитических исследований личности.
Фактор нейротизм/стабильность нередко обозначается как тревожность/эмоциональная стабильность. Люди с высоким показателем нейротизма часто имеют склонность слишком эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Люди с высокими показателями по шкале психотизма часто эгоцентричны, эмоционально холодны, любят спорить, агрессивны и жестоки, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное супер-эго), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены . Это добросердечные и социализированные индивиды.
В  пятифакторной модели личности Коста и Маккрея показатели толерантности есть  в двух фундаментальных факторах: нейротизме (эмоциональный контроль, эмоциональность) и сговорчивости («дружелюбная покладистость»,  «готовность к согласию»). Для первого фактора основная сфера жизни, к которой он имеет отношение, — это аффект, для второго —любовь. Согласно Г. Айзенку, между фактором «психотизм» и двумя объединенными параметрами из пятифакторной модели —«готовности к согласию» и «сознательности» —существует корреляция, равная 0.85, что указывает на т о , что они вполне могут быть компонентами психотизма, а не отдельными самостоятельными факторами. Толерантность как система установок, личностных и групповых ценностей, определяющих позитивное отношение к многообразию мира и к различиям, берет свое начало в исследованиях авторитарной личности классиков психологии —Э. 
Фромма, Т. Адорно и его коллег, а также Г. Олпорта. В этом случае речь идет в первую очередь об этнической и социальной толерантности. Эрих Фромм, исследуя еще в 1931 г. представителей среднего класса Германии, обнаружил наличие у них установок, определяющих не только готовность к принятию тоталитарного режима, но и потребность в нем. Причем подобные установки могли сочетаться с формально  негативным отношением к национал-социализму. Позже в своей знаменитой книге «Бегство от свободы» (1941). Фромм впервые описал авторитарность как «социальный характер». Основу этого характера составляет система бессознательных побуждений, которые в психоаналитической трактовке рассматриваются как садомазохистские. По мнению Фромма, они определяют следующие жизненные ориентации людей с авторитарным характером:  - любовь к сильным и ненависть к слабым;  - «особое отношение к власти» — преклонение перед силой, как таковой и презрение к бессильным людям и организациям;  - ограниченность и скупость во всем (как в экономических , так и эмоциональных отношениях — деньги, чувства), вплоть до аскетизма; узость кругозора; - агрессивность, связанная с общей тревожностью и проявляющаяся как доминирующий способ психологической защиты; - подозрительность; ксенофобия (боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимаемого как источник опасности); - «завистливое любопытство по отношению к знакомому»; - бессилие и нерешительность; - преклонение перед прошлым, связанное с неспособностью чувствовать себя полноценной личностью в настоящем (Фромм, 1990). Эмпирически существование авторитарного типа личности, предрасположенной к предрассудкам, было доказано в исследованиях Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсона и Н. Сэнфорда. Среди его основных характеристик следующие: консерватизм, авторитарное подчинение (потребность в сильном лидере), авторитарная агрессия (потребность во внешнем объекте для разрядки), анти-интрацепция (боязнь проявлять собственные чувства и страх утраты самоконтроля), предвзятость и стереотипность, комплекс власти (склонность разделять конвенциональные ценности), деструктивность и цинизм, проективность (проекция подавленной агрессии вовне) (1950) По наблюдениям Айзенка, как фашисты, так и левые радикалы отличаются жесткостью мышления и авторитаризмом. В своих исследованиях он получил эмпирическое подтверждение этой гипотезы, обнаружив, что, хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты —консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно «жесткости мышления» терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показали более высокий уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (1954). Существует множество споров по целому ряду характеристик авторитарной личности. Но такая черта к а к ненависть «к чужим», «отличающимся», «инородцам», «иноверцам» и поэтому «инакомыслящим» признается всеми в качестве базовой черты этого типа личности. Ксенофобия —неприязнь к чужакам (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по самым разным параметрам, от уровня жизни до сексуальной ориентации ) , становится одной из самых больных социальных проблем нашего общества. Она порождает такую интегральную личностную характеристику как интолерантность.Трудно не согласиться с тем, что одни люди от природы более терпимы, другие —менее. Достаточно очевидно это качество проявляется в проблемных этноконтактных ситуациях. Этническая нетерпимость (интолерантность) — реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности, которые уже длительное время переживает значительная часть нашего общества. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к лицам других национальностей , когда представители чужих этнических групп воспринимаются как  «неблагоприятный»  фактор. Это определяет соответствующее реагирование на данный фактор. Его диапазон достаточно широк — от легкого дискомфорта и раздражения, н и к а к не реализуемых в поведении, до различных формдискриминирующего поведения, вплоть до геноцида — умышленного создания условий, направленных на полное или частичное физическое уничтожение отдельных групп по расовому, этническому или религиозному признакам . Опираясь на работу Т. Адорно и его коллег Авторитарная личность, работы других психологов, а также на собственные исследования, Г. Олпорт впервые проанализировал личность в континууме толерантность—интолерантность. В своей известной книге Природа предубеждения он описал толерантную и интолерантную личность по ряду параметров. Перечислим их, рассматривая только полюс толерантности. Итак, для толерантного человека характерно: - знание самого себя (хорошая осведомленность о своих достоинствах и недостатках); - защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться);- ответственность (ответственность не перекладывается на других); - меньшая потребность в определенности (мир не делится на черное и белое, признается многообразие, характерен меньший дискомфорте состоянии неопределенности);- отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих; ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше —на принадлежность внешним институтам и авторитетам); - меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, но также менее характерны такие качества как педантичность, вежливость, чистоплотность);  - способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях);  - чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой);  предпочитает не авторитаризм, а свободу, демократию (общественная иерархия не имеет большого значения) (1954).Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных является условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Как личностная характеристика толерантность формируется под влиянием множества факторов и переменных. Они определяют общую позитивную направленность личности, в основе которой лежит способность человека устанавливать позитивные отношения с другими людьми и миром в целом, а также формировать позитивный образ самого себя.В психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности —интолерантность. С оценкой интолерантности связана диагностика уровня агрессивности, которую мы не затрагиваем в данном практикуме, так как методики, измеряющие уровень агрессивности и выявляющие реакции человека во фрустрирующих ситуациях, широко распространены и многократно опубликованы.Важно развивать «позитивный» подход, то есть не концентрироваться на исследовании только «плохого» человека, а сфокусировать свое внимание на «хорошем» человеке — в данном случае, на толерантной личности.Важно понимать, что о подлинной толерантности мы можем говорить как о «золотой середине». Рассматривая качества, присущие толерантному человеку, такие, к а к гибкость, коммуникабельность и др., важно ставить перед собой вопрос о границах толерантности —оптимальном уровне эмпатийности, гибкости, коммуникабельности, о границах между толерантностью и конформизмом или индифферентностью.

 

                                                Список использованных источников:

 

1.      Психодиагностика толерантности личности / Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2012 . - 172 с.