Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЫШЛЕНИЯ

 

Ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний. Новейшие технологии, имеют преимущества: а) способствуют повышению мотивации обучения; б) являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности; в) учебная программа должна быть максимально гибкой – учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. 
Необходимо при формировании творческих способностей нужно подходить творчески к процессу обучения. Предпосылками для обучения творчеству и формирования творческого мышления, творческой деятельности являются гибкость мышления человека, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творчества, творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей у человека варьируют от крупных и ярких талантов, скромных и малозаметных. Сущность творческого процесса одинакова для всех.
Разница заключается в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе). Стимулом и формирование творческих способностей к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. При традиционных формах обучения, человек, приобретает и усваивает некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта, поскольку требуется нестандартные подходы к их решению. 
Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.
Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение
творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения их уже известны. Поэтому для формирования творческих способностей процесса требуется корректив, инновационные технологии (знание компьютерных программ, при выполнении тех или иных работ). Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только  в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших,  могут создавать новые ценности и для общества. Отсутствие общественной новизны в результатах творчества детей не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса.
Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере, как в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры. Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем в большей мере выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому формирование творческих способностей следует создание качественно новых ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.
Главное для формирования творческих способностей и мышления, чтобы не было шаблонности, уме­ние охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и пред­ставлениях. Полнее обнаружить свойства определенной области действительности, надо знать все факты, которые относящиеся к ней, обнаружить неадекватность охватывающих понятий и методов мышления, надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений при обучении  изобразительному искусству и формировании творчес­кого мышления с помощью инновационных технологий (выполнять свои работы на компьютере). Факты и явления, которые пока не укладываются в понятии человека, все-таки отражаются сознанием, по-видимому, это происходит с помощью воображения, мышления. Оно не ограничено рамками логики и поэтому допускает любые, самые необычные, фантастические соотношения, объединения и преобразования представлений о вещах. Без фантазии нет творчества. Поэтому творчество должно учить человека смелости при выходе за рамки привычных, освещенных «здравым смыслом» или авторитетами представлений, взглядов, способов мышле­ния. И вместе с тем оно должно учить осторожности, самоот­верженности и критичности в оценке новых творений. Творческое мышление и творческие способности  должно приучать человека не подгонять факты под готовые представле­ния о них, а проверять эти представления фактами, не приду­мывать искусственный мир, пригодный для понимания, а созда­вать понимание, пригодное для объяснения реального мира.
В мире научных  технологий – информационные и обучающие –  могут (и должны) успешно сочетаться, способствуя диверсификации процесса обучения, развитию и формированию творческого мышления, потенциала и познавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.