Ким Л.М. - к.филос.н., доцент;

кафедры политологии

факультета философии и политологии

КазНУ им.аль-Фараби

                                                                                    

Нарциссизм как психологическая основа  терроризма

В современном мире все ярче проявляется кризис человеческого духа, приобретает глобальные масштабы военная, религиозная и политическая конфронтация народов. Приоритет жизни над смертью как важнейшая заповедь и общечеловеческая нравственная установка  теряет свою значимость. Терроризм распространяется и становится привычным делом.

Психологи утверждают, что террор - крайняя форма физической агрессии, применяемая  с целью решения политических задач.  Именно террор используется личностью или группой, чтобы уничтожить, деморализовать противника и добиться своего, прежде всего, в сферах власти и влияния. Террорист готов на все, ради уничтожения фрустраторов на пути к удовлетворению своих амбиций, своего Эго.

В литературе имеются различные подходы к классификации и типологии террора. В соответствии с тем, что террор как проявление агрессии может быть вынужденным (защитным) и реактивным можно сказать следующее. Вынужденный террор мы оправдываем, ведь угнетенные массы могут начать террор по отношению к угнетателям. Здесь налицо реактивная, защитная агрессия. С другой стороны, террор, который начинается как нападение без провокационных действий со стороны объекта агрессии есть проактивная агрессия. Примером служат зверства фашистов во время Второй мировой войны на оккупированных территориях.  Названные два вида террора  противоположны психологически,  по мотивам.

Существует и государственный террор, который осуществляется как внутри своей страны, так и за ее пределами. Примером первого является «красный террор», осуществляемый большевиками в период становления советской власти. Внешний государственный террор осуществляется в других странах против врагов (фактических и воображаемых) данного государства. Здесь показательны факты организации покушений на политических лидеров (неудавшиеся  на Саддама Хусейна и Мумара Каддафи) или бывших своих граждан, эмигрировавших  по политическим мотивам (убийство Троцкого в Мексике).

Интересным представляется  и феномен социально одобряемого террора – национально-освободительные войны, партизанские войны. Мотивы различны – политические, религиозные цели, стремление к мировому господству. Так, в последние десятилетия широко развернулся  террор исламских фундаменталистов, объявляющих ХХI век – веком мусульман.

Терроризм – устрашение путем уничтожения людей и культурных ценностей [См.1] (это общее определение представляется более приемлемым в рамках нашего исследования).  Психологические основы терроризма  раскрываются в литературе с разных сторон и точек зрения. Одним из интереснейших аспектов  данной проблемы является феномен нарциссизма.

Древнегреческая легенда о прекрасном юноше Нарциссе, который отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан Афродитой и влюбился в свое отражение в воде, не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе, известна всем. Отсюда в психологии появился термин «нарциссическое расстройство», что означает чрезмерную самовлюбленность, абсолютную убежденность в своей уникальности и неповторимости, безграничности своих талантов.

Чаще всего  человек-нарцисс достигает чувства уверенности благодаря тому, что он субъективно убежден в своем абсолютном совершенстве, в своих выдающихся личных качествах и в превосходстве над другими людьми. Именно на нарциссизме основана самооценка и чувство собственного «Я», нарциссические представления – основа его жизнедеятельности. Человек-нарцисс чувствует себя ущемленным, если его недооценивают, критикуют, ловят на ошибках, унижают, не доверяют и т.п., то нарцисс, как и всякая другая личность, испытывает чувство возмущения и недовольства. Однако эта агрессивная реакция у нарцисса приобретает крайнее выражение, ущемленный в своем нарциссизме, он не способен простить обидчика, потому что испытывает такую жажду мести, которая не идет ни в какое сравнение с реакцией на любой другой ущерб – физический или материальный.

Далее, индивидуальный нарциссизм отличается восхищением собой  и самолюбованием. Такой человек не способен на бескорыстную любовь,  ему чужды милосердие и сострадание. Эгоцентризм личности нарцисса проявляется в антиобщественных чертах характера, он замкнут сам на себя, только себя считает достойным уважения и поклонения. Нужно отметить, что многие нарциссы - весьма успешны в жизни и занимают высокое положение  в политической, финансовой и других сферах деятельности.

Нарциссы-политики проявляют устойчивые взаимосвязи между нарциссизмом и агрессией. «Я-концепция», подвергаясь фрустрации, приводит к ярости, злобе, насилию, беспощадности по отношению к противникам, как реальным, так и воображаемым, и потенциальным. Политические лидеры нарциссического типы имеют весьма низкий порог толерантности к воздействиям фрустраторов. Они считают себя выше и приписывают себе право  ненавидеть других.  Нарциссы игнорируют  достоинство и переживания других людей. Например, на судебном процессе нацистского преступника Клауса Барбье, все присутствующие были поражены его циничным заявлением о том, что он сожалеет, что не смог лично убить еще больше детей. А И.В.Сталин планомерно и последовательно уничтожал всех, кто знал его в молодости и, по его мнению, когда-то нанес ему обиду. Нарциссизм - это акцентуированная черта характера.

Нарциссы вероломны, они легко нарушают договоры, клятвы, обещания, идут на предательство ради своих корыстных целей. Еще Рене Декарт считал вероломство сознательным обманом чужого доверия.  Примеров вероломства особенно много в политике. Это понятно, захватить власть, удержать ее непросто, тут надо отбросить всякие колебания и моральные принципы, идти напролом. Классическим примером вероломства является Шарль Морис Талейран – великий камергер Наполеона, который впоследствии лишилcя этого высокого звания за свое предательство и продажность.

Вероломство тесно связано не только с индивидуальным, но и групповым нарциссизмом. Для нарцисса существуют две морали, одна для себя и своей группы, другая – для  взаимоотношений с представителями других групп. Нарцисс легко  относится и презирает все соглашения и договоры, данные им чужакам. Главное для него – личные эгоистические цели. Общечеловеческих моральных ценностей для нарциссов не существует. Так, Гитлер называл мораль химерой и стремился освободить от нее немецких солдат. Известен исторический факт: Наполеон при взятии города Яффе, приказал расстрелять четыре тысячи турецких солдат, которым была обещана жизнь, если они сдадутся в плен.

Все вышесказанное относится к так называемому подлинному нарциссизму, который характеризуется (на индивидуальном и на групповом уровне) искренней уверенностью в своем превосходстве над другими и своей исключительности, налицо крайний эгоизм и эгоцентризм. Здесь нет места сомнениям в своих силах и выдающихся качествах, отсутствует чувство неполноценности и всякие комплексы. Такой нарциссизм присущ мощным, сильным личностям и группам, которые долго и  часто побеждали в решении своих проблем и достижении своих целей, что и позволило им закрепиться в своей высокой самооценке.

Таким образом, различные социальные группы (этнические, религиозные и др.) могут  «страдать» нарциссизмом. Это выражается в том, что ее составляют в основном индивиды-нарциссы; лидеры таких групп обладают нарциссизмом двух уровней – личностной и групповой; нарциссизм отдельных индивидов интегрируется в групповой нарциссизм; групповой нарциссизм выражается в определенных символах и в идеологии.

Групповой нарциссизм выполняет важные функции. Поскольку, во-первых, общий интерес требует солидарности, а апелляция к коллективным ценностям укрепляет, интегрирует группу изнутри, дает возможность манипулировать всей группой. Во-вторых, нарциссизм позволяет членам группы чувствовать удовлетворенность, особенно тем, кто сам не имеет особых оснований гордиться собой, являясь посредственностью. Следовательно, степень группового нарциссизма соответствует реальной неудовлетворенности жизнью. 

Почему выгодно стимулировать групповой нарциссизм? Не нужно расходовать средства на социальные нужды и на повышение уровня жизни. Достаточно оплатить труд идеологов, которые формулируют призывы и лозунги, направленные на разжигание и поддержание социального нарциссизма. Так, слепая вера управляла сотнями тысяч людей, объединенных единой марксистско-ленинской идеологией.

Нарциссическая группа весьма чувствительна, на любое явное или воображаемое оскорбление в адрес своей группы они бурно реагируют. Эта реакция часто бывает гораздо интенсивнее, чем у нарциссов-индивидуалистов. В случае конфликта с другой группой, которая также страдает коллективным нарциссизмом, возникает непримиримая вражда. Возвеличивается образ собственной группы и принижается образ враждебной группы. Собственная группа выдается за защитника человеческого достоинства, морали, права и благосостояния. Другую же обвиняют во всех грехах, от обмана и беспринципности до жестокости и бесчеловечности. Оскорбление символов группового нарциссизма (например, знамени, личности президента или посла и др.) вызывает реакцию крайней агрессивности, готовность поддержать даже милитаристскую политику своих лидеров.

Можно отметить особый вид группового нарциссизма - нарциссизм этноса, который приводит к крайнему этноцентризму и национализму, он может стать важнейшей составляющей национальной идеологии. Яркий пример – фашизм. «Высшая раса», «белокурые бестии», «сверхлюди», которые считали себя избранными, исключительными, по факту обладают нарциссическими чертами [См.2].

В религиозных группах нарциссизм является составной частью фанатизма, нетерпимости к инакомыслящим. Веря в свою  богоизбранность,  приверженцы той или иной религии считают ее самой «правильной», а себя - единственно полноценными людьми. Так, для исламских фундаменталистов другие верующие – «неверные», «гяуры», неполноценные, недостойные жить. Всем известны многочисленные кровавые террористические акты, проведенные религиозными фанатиками в разных странах мира (26 ноября 2008 г. в Индии, 22 июля 2011 г. в Норвегии, 11 сентября 2011 г. в США и др.).

История показывает, что проявления нарциссизма наблюдаются у многих народов. Это очень опасное явление, несущее в себе мощную агрессию. Данная форма оборонительной агрессивности отличается от других форм именно крайней интенсивностью и резкими проявлениями, которые граничат с патологией. Вспомним хотя бы жестокие массовые столкновения между индусами и мусульманами в эпоху раздела Индии.

Укрепление, усиление группового нарциссизма может привести к страшным и непоправимым последствиям. Так, большевики считали себя вправе решать судьбы многих сотен тысяч людей. Известен исторический факт терроризма: когда Красная армия захватила Крым, на полуострове был организован, по сути, большевистский геноцид, прикрывавшийся коммунистической идеологией. Расстреляли больше сотни тысяч бывших белогвардейцев без суда и следствия и даже тех, кто приходил сам и сдавал оружие.

В психологии исследуется и так называемый ложный (компенсаторный) нарциссизм как реактивное образование. Когда индивид или группа  осознают свою слабость и, сравнивая себя с более сильными и благополучными народами, представляют себя не такими, какими являются в реальности, занимаются самообманом и создают ложные ценности. Зависть приводит к воображаемому и мифическому восприятию себя как более достойными, более заслуживающими различных благ.

Компенсаторный нарциссизм приводит к агрессии, вражде. В воображении, побеждая противника (того, кого ненавидит и кому завидует) такие люди страшны  в своих поступках. Конечно, психологи отмечают, что компенсаторный нарциссизм в какой-то мере является самозащитным комплексом и обенспечивает идивида или группу относительным психологическим комфортом. Но внутренний конфликт между своими комплексами, пониманием своей ущербности, постоянным самообманом и реактивным нарциссическим  образованием остается в посознании, что приводит к практически хроническому стессу.

 В основе компенсаторного реактивного нарциссизма лежит социальное сравнение, зависть, что приводит к агрессии и постоянным фрустрациям. Индивид или группа могут испытывать депрессию. Этот феномен называется депрессивным нарциссизмом. В период активности, такие люди проявляют насилие и террор по отношению не только к реальным фрустраторам, но и к  к другим, замещающим их объектам.  Терроризируя слабых и невинных людей депрессивные нарциссы  проявляют свою неуверенность в себе, чувствуя свою неполноценность. Не умея правильно использовать власть они не в состоянии цивилизованными способами решать возникающие проблемы, используют только  агрессию, склонны к проявлениям экстремального поведения и к вандализму, что внушает страх, те есть оказывает терроризирующее воздействие на окружающих.  Можно привести примеры сожжения книг З.Фрейда нацистами, уничтожение памятников классикам марксизма-ленинизма после развала СССР. Варварство и примитивная мстительность –  удел компенсаторного нарциссизма.

Также психологи отмечают - опасность компенсаторного нарциссизма заключается еще и в том, что индивиды и группы, испытывая фрустрации, переходят на более низкий уровень  активности, как бы делают шаг назад в своем развитии. Стремясь к террору - запугать, внушить ужас, они используют любые средства, опускаются до подлости, обмана, шантажа, крайней жестокости, элементарной нечистоплотности в своих действиях, зачастую ведут двойную жизнь. Например, «король провокаторов», «злой гений» революционной России Е.Ф.Азеф. С одной стороны, он был организатором нескольких террористических актов против царских сановников, а с другой, - предателем, из-за доносов которого многие его товарищи были казнены или отправлены на каторгу.

Краткий обзор психологического феномена нарциссизма и приведенные выше исторические примеры доказывают, что он не может быть разумной основой ни для политики, ни для религии, поскольку в большинстве своих проявлений тяготеет к террору. Запугивая окружающих, внушая ужас своими действиями, нарциссические индивиды и группы обычно испытывают чувство самоудовлетворения, осуществляя стремление к самоутверждению любыми доступными и крайними средствами. По сути, это только кажущееся чувство всесилия и власти над другими людьми, а в действительности - образец эгоцентризма и закомплексованности, патологической  неуверенности в себе.

 

 

Литература

1.    Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М.: Щит-М. - 1998.-  305 с.

2.    Антонян Ю.М. Этнорелигиозный терроризм. – М.: Аспект Пресс. – 2006. – 320 с.

3.    Налджан А. Агрессивность человека. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.