Биологические науки/4. Ресурсоведение и интродукция растений.

 

Д.б.н. Айдарбаева Д.К., магистрант Динасилова К.

Казахский Национальный педагогический университет им. Абая, Казахстан.

Этноботанические исследования полезных растений в Южном Казахстане

Этноботаника особенно важна как источник новых сведений о растениях, которые можно использовать в фармакологии и медицине. В последние годы все больше ученых изучают древние записи и фольклор с целью вновь обнаружить забытые травы с полезными свойствами.  В настоящее время наблюдается интересное явление: народная медицина стала источником для традиционной классической медицины в области натурального лечения. 

На казахскую народную медицину большое влияние оказало учение средневекового мыслителя Авицены. Природу Казахстана описывали также выдающиеся арабские ученые Абу-Наср аль Фараби (873-950), аль Джайхани (913-943), аль Балхи (Х в.), аль Бируни (973-1048). Научный труд, написанный  5 веков  назад на арабском языке «Шипагерлік баян», казахского ученого-целителя Өтейбойдақ Тілеуқабылұлы, в которой описаны 854 видов лекарственных растений Казахстанской флоры. Отбор растений на основе данных народной медицины благоприятствует созданию новых скрининговых программ и в долговременной перспективе представляется более эффективным. Изучение натуральных растительных источников, их лекарственных свойств, потенциала местной флоры остаются актуальными вплоть до сегодняшних дней [1-5].

Нами особенно детально изучались дикорастущие полезные растения Южного Казахстана, путем опроса и анкетирования местного населения о характере использования тех или иных видов в лечебных, пищевых, инсектицидных  и других целях. Средний возраст респондентов от 18 до 60-70 лет. Категория опрашиваемых разная. Это населения, которое живет и работает в селах предгорной части, на фермерских хозяйствах, лесники, егери, чабаны, отдыхающие туристы, домохозяйки, водители и др. Уровень образования и социального положения различный. При анкетировании была получена информация о названии растений, о тех частях растения, какие населения использует (цветы, соцветия, листья, стебли, плоды, корни), о времени сбора, форме употребление и форме патологии.  В результате были получены новые ценные данные по хозяйственному использованию полезных растений регионов.

Этноботанические исследование природной флоры Южного Казахстана, позволили выявить использование местным населением более 100 видов полезных растений, из них 20 видов  не уточнены [1].

Краткое описание некоторых лекарственных растений очень часто применяемых для лечения местным населением:

Колючелистник качимовидный, Allochrusa gypsophiloides (Regel)Schischk., народные названия: мыльный корень, туркестанский корень. Лекарственным и пищевым сырьем являются корни. Заготавливают сырье от конца цветения до полного созревания плодов. Лечебные, пищевые и технические качества мыльного корня давно известны. Мыльный корень имеет множество применений. Из корней получают сапонины для технических и медицинских целей. Отвары мыльного корня используют при изготовлении инсектицидов. Отвар назначают для приёма внутрь как отхаркивающее средство. В старину мыльный корень использовали вместо мыла. Местное население порошок из корней добавляют в тесто, оно придает аромат, хлеб долго хранится и не черствеет. Вид занесен в Красную книгу Казахстана. Необходимо ограничить ежегодный объем заготовок сырья и контролировать состояние возобновления[1].  

Верблю́жья колю́чка ложная или обыкновенная, Alhagi pseudoalhagi (Bieb.) Fisch., народные названия: жантак. В качестве лекарственного сырья используют корни и ветви. Верблюжья колючка является одним из главных пастбищных растений в зоне пустынь. Верблюжья колючка  богата сахарами, которые в тёплую погоду выделяются у неё на стеблях, застывая комками. В народной медицине в качестве мочегонного и потогонного средства применяют настой или отвар из травы растения. Иногда их пьют для смягчения кашля при простудных заболеваниях. Чаще настои, отвары или свежий сок пьют при желудочно-кишечных заболеваниях, в основном при хронических поносах и дизентерии. Наружно применяется как ранозаживляющее.

Зверобой шероховатый, Hypericum scabrum L., народные названия:  заячья трава, раневая трава, кровяная трава. Используется надземная часть растения, собранная в начале фазы цветения. Из лекарственного сырья готовят мази, масла, отвары, настои, настойки. В народной практике, при составлении банных веников ветки зверобоя включает в общий травяной состав.  В народной медицине зверобой применяется еще при заболеваниях суставов — обменной, инфекционной и ревматической этиологии; при незаживающих ранах, язвах и свищах, при острых простудных заболеваниях, туберкулезе, сенной лихорадке и детских диатезах. Трава зверобоя широко используется для лечения новообразований, при различного рода воспалительных процессах женской половой сферы. Его дают как глистогонное средство, им же лечат ночное недержание мочи у детей. Трава обладает фотосенсибилизирующими свойствами, то есть повышает чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам и применяется при лечении витилиго. Зверобой назначают и как наружное средство: для полосканий при заболеваниях носоглотки и полости рта, для спринцевания при белях, для ванн, в виде мазей и компрессов при ожогах, для ускорения заживления ран и пролежней.

Душица мелкоцветковая, Origanum tyttanthum Gontsch., народные названия: материйка. Используется надземная часть растения, собранная в начале фазы цветения. Местное население собирает душицу как лекарственное и витаминное средство.  Из лекарственного сырья готовят мази, масла, отвары, настои, настойки. В народной медицине употребляют при ревматическом поражении суставов и при подагре. Настой травы используют при простудных заболеваниях, кашле, удушье, туберкулезе легких, как женскую траву материнку, для улучшения лактации.  Душица входит в состав комплексных лекарственных  сборов: потогонного, ветрогонного, успокаивающего, ранозаживляющего. Трава как наружное средство находит применение при экземе, кожных сыпях, для промывания ран. Отвар и настой душицы применяют для ароматических фитованн.

Девясил высокий, Inula helenium L., народные названия: девясил солнечный, девятисил, девясильный корень. Используется корневища с корнями, собранная ранней весной или осенью в период отмирание. Из лекарственного сырья готовят мази, масла, отвары, настои, настойки. В народной медицине готовят из листьев настои и моют им руки  пораженные трещинами, язвами, ранами. Настои корней и корневищ на холодной воде принимают при воспалении легких, бронхитах, трахеитах, простуде, как отхаркивающее средство. Готовят отвары при заболевании желудка и печени. Полощут ротовую полость, делают мазевые компрессы на суставы из порошка девясила в смеси с бараньим жиром. Противопоказан при болезни почек в больших дозах и беременности.

Девясил эффективен при лечение различных заболеваний в комплексных фитотерапевтических сборах, в запущенных случаях. Сочетается с медом и витаминными сборами. В народной практике часто готовят девясиловое вино, а также молодые веточки девясила добавляют в веники  для банных процедур.

Солодка голая, Glycyrrhiza glabra L., народное название: лакрица, лакричный корень. Хорошо знакомо местному населению как лекарственное средство. Население использует корни и корневище в виде отвара на воде при заболеваниях верхних дыхательных путей, как отхаркивающее, мягчительное и противовоспалительное средство [5].

Тысячелистник обыкновенный, Achillea millefolium, народные названия: солдатская трава, материнка, порезная трава, ранник. В народной медицине используют надземную часть тысячелистника. Его применяют в виде настоев, отваров, экстрактов, порошков. Входит в состав желудочных и аппетитных чаев, в состав комлексных травяных сборов при различных заболеваниях  для  восстановления ослабленного организма.

Результаты исследований показали, что многие виды растений используемые местным населением являются родственные к признанным официнальным лекарственным растениям: Hypericum scabrum L.- Hypericum perforatum L.; Origanum tyttanthum Gontsch.- Origanum vulgare L. и т.д.

Таким образом, этноботанические исследования позволили выявить использование местным населением лекарственных растений в Южном Казахстане давно и постоянно для лечения, восстановления определенных терапевтических патологий.

Литература:

1.     Айдарбаева Д.К. Современное состояние растительных ресурсов юго-востока Казахстана: автореф. ...док. биол. наук. - Алматы, 2010. - 52 с.

2.     Аidarbaeva D.K., Bulatova L.N. Ethnobotany  development in Kazakhstan. Materialy VI mezinarodni vedesko-prakticka conference 27 kvetna-05 cervna 2010 roku. Praha Pub. «Educaction and Science» s.r.o. 2010. P.36-41.

3.     Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений Казахстана. -Алматы,1994. - 165 с.

4.     Harshberger J.W. The purposes of ethnobotany / Bot. Gaz., 1896. Vol. 21. P.146-154 с.

5.     Айдарбаева Д.Қ., Бижанова Г.Қ., Иманкулова С.К., Мусаев Қ.Л. Лекарственные растения народной медицины Казахстана. Научный журнал Илийского педагогического университета, № 6. - г. Кульджа (КНР), 2013. – С. 93-98.