История/1. Отечественная история

Соиск. Фомин А. В.

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

Современные средства массовой информации и этнополитические процессы (на примере Республики Мордовия)

Пробуждение национального самосознания народов активизировало этнополитические процессы в регионах России, вызвало беспрецедентный рост национальных движений и национальных общественных организаций. Недостаточное внимание органов государственной власти к на­циональной проблематике, неумение или нежелание вовремя разобраться в существе национальных проблем усилили в первой половине 1990-х гг. мобилизационный потенциал национальных лозунгов и содействовали трансформации некоторых из них в движения с радикальными лозунгами. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграли средства массовой информации (СМИ) как элемент массовой коммуникации, как социальный институт, обусловленный состоянием и поступательным движением человеческой цивилизации.

Рассматривая проблему влияния современных СМИ на этнополитические процессы, необходимо учитывать их многообразие. Так, в России действуют многочисленные «внеэтнические» издания, то есть обычные периодические издания, радио- и телеканалы, не рассчитанные на освещение жизни какой-то одной этнической группы. Однако они ежедневно передают в массовое сознание определенную рассеянную этническую информацию. Кроме наднациональных СМИ, практически в каждом субъекте РФ работают и СМИ этнических диаспор и меньшинств, число которых стремительно выросло на протяжении 1990-х – начала 2000-х гг., и продолжает расти. Такие СМИ передают в массовое сознание концентрированную этническую информацию и зачастую играют важную для своих этнических сообществ и для межнациональной атмосферы в регионе этномобилизующую и организационную роль 1.

Необходимо также учесть, что при всем огромном и зачастую позитивном значении СМИ в жизни современного общества, они, специфически отражая действительность, «… в силу объективных причин дают не полную картину происходящего, а лишь ее фрагменты, что ведет за собой неизбежное искажение реальных событий и возможность манипуляции общественным мнением. Отсюда важна социальная ответственность СМИ и государства, которое должно регламентировать деятельность СМИ, касающуюся интересов всего общества» 2.

Однако деструктивный аспект деятельности отдельных СМИ носит отчасти объективный характер. Пресса как зеркало «… отражает проблемы самого общества, ведь журналисты – часть общества и не могут быть хуже или лучше его самого. Отсутствие в течение долгих лет четкого вектора развития страны, отчужденное отношение к государству, государственным институтам, «бросанье каменьев» в собственную историю – все это породило в обществе проблему всеобщего недоверия. Влияние этого испытала на себе не только власть, но и средства массовой информации» 3.

Ситуация, сложившаяся вокруг СМИ в Приволжском Федеральном округе, во многом отражает общероссийские тенденции в этой сфере социально-культурной коммуникации.

По данным на 2004 г., в Поволжском Федеральном Округе (ПФО) были зарегистрированы 7358 СМИ, из них печатных – 5462, электронных – 1703 4. О возрастающей роли региональных СМИ в этнополитических и этноконфессиональных процессах Поволжья свидетельствуют следующие тенденции: 1) в результате роста и активизации национального и религиозного самосознания возникает феномен «этноконфессиональной журналистики»; 2) возросло число периодических изданий, специализирующихся на религиозной и национальной тематике; 3) на территории ПФО более 400 средств массовой информации выходят на национальных языках; 4) налицо усиление конфессиональной тематики в светской прессе 5.

В 1990-е – начале 2000-х гг. в Мордовии происходит новый виток развития республиканской прессы. Согласно социологу П. Н. Киричёк все печатные СМИ современной Республики Мордовия можно разделить на три группы 6.

Первая группа – пресса государственных и местных органов власти, существующая на средства налогоплательщиков с незначительной долей прибыли. К ней относятся, в частности, газеты «Известия Мордовии», «Мордовия – семь дней», «Мокшень правда», «Эрзянь правда», «Вечерний Саранск»; журналы «Мокша», «Сятко», «Якстерьтяштене», «Чилисема», «Странник», «Народное образование», «Регионология», «Вестник Мордовского университета»; а также 22 районные газеты. Суммарный тираж этих изданий колеблется в пределах 140-150 тыс. экз.

Вторая группа – пресса политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных союзов, существующая на средства самих редакций и пожертвований активистов. К ней относятся «Наша правда» (КПРФ), «Саранские ведомости» (ЛДПР), «Позиция» (Федерация независимых профсоюзов Мордовии), и ряд других. Суммарный тираж этих изданий колеблется в пределах 40-50 тыс. экз.

Третья группа – пресса акционерных обществ, предпринимательских и коммерческих структур, рекламных агентств, индивидуальных учредителей, существующая на собственные доходы. Наиболее периодические издания Мордовии данного типа: «Столица С», «Вечерний Саранск», «Республика молодая», «Сударыня». Суммарный тираж таких изданий колеблется в пределах 110-120 тыс. экз.

В настоящее время в Мордовии происходит постепенная переориентация большинства региональных СМИ от проблем этнополитических, характерных для периода второй половины 1980-х – первой половины 1990-х гг., к проблемам этнокультурным. Постоянно обсуждаемыми в СМИ темами являются проблемы развития национальных языков, в том числе сужения сфер их функционирования, вопросы исторического прошлого народов, проживающих на территории Мордовии, этнического своеобразия мордовской и татарской культур, национально-культурного развития мордовской диаспоры, развития национальной школы и т.п. В этой связи следует отметить различную направленность обсуждения и преподнесения информации печатными изданиями. По образному выражению, в данном случае имеет место оппозиция между «news» – «газетами-сенсациями» и «views» - «газетами-размышлениями». К первой категории безусловно следует отнести газету «Эрзянь-Мастор» и отчасти «Столицу С», «Республику молодую», а ко второй – «Известия Мордовии», «Мокшень правду», «Эрзянь правду» и ряд других.

Следует отметить, что по-настоящему публичные русскоязычные издания республики, имеющие подписчиков и распространяемые в розницу, избегают дискуссий на своих страницах с мелкими изданиями, подчас провоцирующими конфликтные ситуации в межнациональной сфере, публикуя или явно националистические материалы, или предоставляя слово тем, кто, спекулируя национальными святынями, претендует на статус лидера своего этноса.

Средства массовой информации стали важным «полем» межнационального диалога, в том числе диалога между русскими и другими этносами России. В то же время, на пути этого диалога возникают многочисленные препятствия, обусловленные все теми же особенностями СМИ. От перекосов во взаимоотношениях русских и нерусских до установления устойчивых традиций толерантности – дистанция огромной длины. Движение по этому пути неизбежно будет наталкиваться на сопротивление мифологизированных национальных самосознаний, с трудом воспринимающих пусть даже на сто процентов правдивую, но неприятную информацию» 7.

Тем не менее, объективно СМИ призваны играть и зачастую играют важную роль в формировании позитивных межнациональных отношений: «Современная Россия нуждается в создании климата «межэтнической толерантности», распространении точной и непредвзятой информации, разоблачении ложных слухов, повышении ответственности за подготовленные и публикуемые журналистами материалы, жестком реагировании на призывы к насилию, на клевету и другие действия, выходящие за конституционные рамки и нормы действующего в стране законодательства о свободе слова» 8.

Развитие СМИ в постсоветской Мордовии неразрывно связано со спецификой общественно-политической и этнокультурной жизни данного субъекта Российской Федерации. В целом, приходится констатировать, то подавляющее большинство периодических изданий Мордовии с начала 2000-х гг. (за исключением газеты “Эрзянь Мастор” и местных изданий КПРФ) демонстрируют полную лояльность республиканским властям, в том числе и в вопросах этнокультурного строительства.

 

Литература:

[1]   Этнология обществу / отв. ред. С.В. Чешко. – М.: Оргсервис-2000, 2006. – С.157-158.

2   Сергеева, С. В. Этносоциальные процессы Западно-Уральского региона на современном этапе / С. В. Сергеева. – Пермь: Администрация Пермской области, 2000. – С. 88.

3   Савинова, О. Н. Роль СМИ в формировании толерантности и культуры межнациональных отношений / О. Н. Савинова // Национальные некоммерческие организации, СМИ, местное самоуправление и проблемы межэтнической толерантности: сб. статей. – Пермь: Администрация Пермской области, 2000. – С.36.

4   Пыков, А. М. Приволжский Федеральный округ: этнокультурная ситуация и вопросы гармонизации этнокультурных и конфессиональных отношений / А.М. Пыков // Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: сб. статей. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. – С.31.

5   См. подробнее: Пыков, А. М. Указ. соч. – С. 31-32.

6   Киричёк, П. Н. Реформация прессы региона: от гласности к свободе слова /
П. Н. Киричёк // Мордовия в период реформ: сб. статей. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. – С. 129.

7   Десятилетие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы: Материалы городской научно-практической конференции (10-11 декабря 1999 г.) / отв. ред. А. Б. Ярлыкапов. – М.: Центр «Этносфера», 2000. – С.17.

8   Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантности сознания в полиэтничной социокультурной среде: коллективная монография / отв. ред. В. Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2003. – С.125.