Педагогические науки / 2. Проблемы подготовки специалистов

Зайцева М.Л., доктор искусствоведения

ФГБОУ ВПО «Государственная классическая академия имени Маймонида»,

г. Москва

Синестезийные  характеристики произведений искусства

как факторы, способствующие усилению воздействия

объекта искусства на психику студента и активизирующие

его когнитивные и креативные способности

Проведенный нами анализ ведущих идей и концепций в области изучения синестезии в отечественной и зарубежной нейрофизиологии и психологии, психосемантике и лингвофизиологии, искусствознании XXXXI вв. показал, что, несмотря на обширный эмпирический материл, накопленный в рамках данных областей наук, проблематика синестезийности сознания остается на сегодняшний день дискуссионной. Для устранения недостатков понимания феномена синестезии и синестезийного свойства сознания отдельными исследователями необходимо объединить наиболее перспективные идеи из разных областей научного знания. Синестезия есть воплощение принципа эмпирического холизма, проявления изначальной врожденной целостности, синкрезиса сенсорных систем, наличия межсенсорных соответствий, перцептивной идентичности и перцептивного взаимодействия в процессе обработки информации и отражения этих соответствий в языковой и художественной форме.

Теоретическая значимость проведенного нами исследования состоит в том, что оно: расширяет теоретическую и эмпирическую базу научных исследований синестезийности как системного свойства художественного сознания; доказывает их актуальность для понимания замысла художественных произведений; позволяет осмыслить диалектику формирования синестезийных концепций, аргументировать взаимосвязь между онтологическим обоснованием ценности человеческих знаний и стремлением отразить полноту мира в искусстве на основе синестезийных концепций.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в лекционных курсах теории и истории искусств, теории и истории культуры, а также эстетики, читаемых в высших учебных заведениях; в системе повышения квалификации, также в рамках получения работниками искусств и культуры дополнительного профессионального образования.

Синестезийность является системным свойством художественного сознания, характеризующимся наличием перцептивной идентичности и перцептивного взаимодействия в процессах смыслопорождения и образотворчества. Использование системной методологии в научных исследованиях, посвященных теории и истории искусства, позволило выявить системные характеристики синестезийности художественного сознания (целостность, полимодальность и интермодальность, индивидуальность, когнитивность; креативность; историчность; функциональность, синергизм, направленность на конечную цель).

«Искусство-Синестезсистема» представляет собой систему творческого отражения реальности в художественных образах, в которой фундаментальным системным свойством художественного мышления и эстетического восприятия является синестезийность. Внутри структуры Искусства-Синестезсистемы существуют доминантные и недоминантные виды искусств. Степень их доминирования в Искусстве-Синестезсистеме определяется на основе анализа философско-эстетических, культурологических и искусствоведческих рефлексий на тему целостного восприятия, практики применения синтетических форм в искусстве, апеллирующих к синестезийному восприятию. Благодаря гносеологической направленности идеи синестезийного восприятия могут оформляться в синестезийные концепции, т.е. обладать исторически обусловленной логикой, структурой.

Анализ факторов, оказавших наиболее существенное влияние не развитие искусства эпохи древних цивилизаций, европейского Средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени убедительно доказывает, что именно синестезийные характеристики произведений искусства являются тем импульсом, который способствует усилению воздействия объекта искусства на психику студента, активизирует его когнитивные и креативные способности.

На основе развития концепции Искусства-Синестезсистемы в рамках современной цивилизации, стремящейся к укрупнению экономических и политических систем, а также порождающей проблемы глобального характера, нами выдвинута авторская концепция Homo synaesthesis, характеризующая ступень развития современного человека, его способности целостного восприятия, позволяющей преодолеть негативные последствия развития современной техногенной цивилизации. Возврат искусства к традиционному синтезу с аксиологией и этикой позволит ему стать спасительной альтернативой техногенной цивилизации. Только при этом условии окажется возможным на основе воздействия современной медиакультуры и современного искусства сформировать «Homo synaesthesis» человека, умеющего воспринимать мир и искусство целостно, имеющего силы противостоять деструктивным тенденциям современности. Использование ресурсов классического искусства и направленность современного искусства на отражение духовных ценностей позволят решить проблему гармонизации процессов самопознания и миропонимания. Задействование когнитивного потенциала синестезийности как системного свойства художественного сознания позволяет восстановить изначальную целостность человеческой личности, возвращая ее на тот уровень духовности, который необходим для решения архиактуальных проблем бытия.

Синестезийность является системным свойством художественного сознания, выполняющим интегративную функцию в процессах восприятия и мышления. Результатом привлечения синестезийных аспектов мышления в процессах художественного творчества и его восприятия является усиление глубины постижения художественного образа. Синестезийность является тем свойством художественного мышления, которое обогащает педагогический процесс познания, усиливает момент созерцательности введением компоненты «переживающего мышления», формируя у студентов тот тип знаний, который оказывается релевантным для постижения смысловой полноты художественно образа и реальности в целом.