Искажимова А.К.

Карагандинский университет «Болашак, Казахстан

 

К вопросу о толерантности в молодежной среде

 

Толерантность – глобальная проблема, наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание на всех уровнях.

В английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» [1].

В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [2].

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [3].

Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение, как результат - экстремизм.

Многие средства массовой коммуникации оправдывают свое увлечение материалами о насилии тем, что якобы таким образом можно способствовать отвращению к нему. Практика, однако, говорит о другом - об ожесточении сердец, о приучении молодого поколения к агрессии и крови, о нежелании, неумении сочувствовать чужому горю.

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, любому из нас требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей, не говоря уже о молодом поколении, которое еще не сформировалось как личность. Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании. Гражданско-правовое образование граждан необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли.

Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, то есть толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного к более слабому, то есть принятие другого таким, какой он есть.

Проблема толерантности в молодежной среде - одна из актуальных, острых и противоречивых проблем современности. В девяностые годы XX века ситуация в стране существенно изменилась. Распад СССР негативно сказался на межнациональных отношениях. В Советском союзе толерантность воспитывалась на классовых интересах, в центр которого ставилась принадлежность человека к трудящейся массе. Равенство трудового народа представляло собой основу паритетности людей различных этнических общностей. По данной причине отмечались лишь локальные конфликты на бытовой почве между представителями разных народов, проживающих в одной местности и постоянно взаимодействующих между собой. При переходе к рыночной экономике возникла потребность для основания бесконфликтного взаимодействия людей разных национальностей, живущих на одной территории.

Российские ученые, такие как А.Г. Асмолов, А.А. Леоньтьев и др. представляют толерантность как социальную норму, принцип межличностных и межгрупповых отношений, условия сохранения человеческого разнообразия и эффективного взаимодействия между людьми

Обосновывая смысл понятия «толерантность», было выявлено множество его определений в различных областях знания.

Слово толерантность этимологически восходит к латинскому tolerantia — «терпение, терпимость», связанному с многозначным глаголом tolerare с тем же значением, что и в современном английском языке, - «выносить, переносить, сносить» [4].

Так, Г.У Солдатова отмечает, что толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтаций и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение позволяет рассмотреть категорию «толерантность» от ее понимания нервно-психической устойчивости до ее оценки как нравственного императивна личности [5].

Суть толерантности, заключается в качестве культуры (правовой, политической, нравственной) каждого социума, любой страты, каждого человека, невзирая на возраст, пол, конфессиональную, этническую, или расовую принадлежность. В настоящее время разрабатываются и реализуются государственные, городские программы, направленные на формирование толерантной личности.

Таким образом, воспитание толерантности у молодежи должно стать одной из ведущих образовательных задач нового века. Особая потребность в ней в современную эпоху обуславливается глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют ужиться сообщества, придерживающихся различных, часто противоположных норм и ценностей.

 

Литература:

1. Грошева А.Л. Формирование толерантности // Материал региональной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2005.-№4. - С.16.

2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.- Алматы,1998. – 317с.

3. Семенова Е. М. Толерантность: проблема осмысления и понимания // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. -2010. - № 4 (28): Проблема субъекта в гуманитарной психологии. - С. 88-92.

4. Aбетовa В.A. Толерaнтность и мир этнического // Мысль. - 2007. - №7. - С.29.

5. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. – Барнаул, 2009. - 353с.