Каймакова О.Ю., Никитюк Е.А., Смагулова Г.С.

Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати

К вопросу исследования различных технологий мозаики

Моза́ика (произведение посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. История мозаики восходит ко второй половине 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии.

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum [1].

         Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.

         Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

         Мозаика так же была распространена и во Франции. Одной из достаточно известных французских мозаик в свое время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из Бриарской мозаики. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

         На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала. Однако мозаичное дело всё же возродилось в России снова через несколько лет. Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. В 1851 году открылась Мозаичная мастерская Императорская Академия художеств [2].

 Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала. Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи [3].

          Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность,  жаропрочность и морозостойкость, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий. Так же в наше время вновь возрождается интерес к мозаике из бисера.

Литература:

1. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973г.

2. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х - начала ХII в.: 

    Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. - М.:

    Наука, 1987г.

3. Мозаика // Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И.

    Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983г.