Никитюк Е.А., Каймакова О.Ю., Смагулова Г.С.

Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати

Классификация разновидностей масок

Ма́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других [1].

         Все многообразие масок можно разделить на: декоративные, карнавальные, ритуальные, театральные, колдовские и венецианские.

Декоративные маски в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов.

Карнавальные маски во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.

                    Ритуальные маски, надевавшиеся участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Ритуальные маски широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии,  Океании).

Театральные маски особенно активно использовались в знаменитом японском театральном драматическом искусстве но, являясь  главным средством выразительности в театре. Как произведения искусства, маски театра но выставляются в музеях и галереях.

         Колдовские маски это уникальные маски – результат труда ремесленников провинции Гуйчжоу. Маски вырезают из древесины и корней деревьев. Некоторые маски бывают высотой всего лишь несколько сантиметров, а другие достигают двух метров. Маски заклинателей народности мяо – это настоящая жемчужина китайского народного творчества.

Особую группу составляют венецианские маски.  В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время карнавала, но и в будни. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно, поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.

Формально все венецианские маски можно разделить на два вида. Первые маски пришли из уличного венецианского театра из комедии Дель Арте (Commedia dell’arte) возникшего к середине XVI в. Эта итальянская импровизация с ее акробатическими этюдами и острыми шутками - родилась в чреве карнавала, а достигла своего расцвета в Венеции. К маскам театра относятся - Пьеро, Пульчинелла, Дзанни, Коломбина, Бригелла, Арлекин, Пьедролино . Второй вид масок это - Венецианская дама, Баута, Кот, Вольто, Доктор Чума и образовались они в результате многовекового развития карнавала в Венеции, на которое огромное влияние оказали старинные смеховые обряды [2].

Современные дизайнеры в своей творческой деятельности работают над созданием различного вида масок от карнавальных и театральных  до масок, использующихся в декорировании интерьера и историческое наследие является неиссякаемым творческим источником.

Литература:

1.                 Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Академия, 2000г.

2.      Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде. - Мн.: Современное слово, 2000г.