Г.С. Смагулова, Е.А. Никитюк,  Ж. Нурабаева

Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати

Анализ восприятия формы костюма посредством       художественной отделки

Современному костюму, характеризующемуся лаконичностью форм и композиционно-конструкторским решением, свойственно декоративное оформление, основная задача которого заключается в том, чтобы превратить одежду в художественно выполненный костюм и сделать его неповторимым, донести до зрителя определенную эстетическую информацию.

Наряду с этим, декоративное оформление может быть использовано для выделения формы изделия или ее частей, членения формы на части, объединения этих частей или нескольких самостоятельных форм, зрительной реакции на поверхности и элементы формы [1].

Отделки, обогащая художественно-образный замысел костюма, выполняют различные функции: декоративно-конструктивную и декоративно-утилитарную. Для каждого исторического периода и этапа моды характерны определенные виды художественных отделок и способы их применения, которые время от времени повторяются. Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными, их выбор зависит от назначения изделия, его формы, вида, фактуры материала, а также ряда других факторов [2].

Одним из древних и распространенных способов украшения костюма являлась вышивка, в которой отображались эстетические возможности, вкусы и культура народов. Сегодня она является самым актуальным и модным декоративным приемом. В настоящее время очень богат ассортимент материалов, используемых для вышивки: цветные шелковые, хлопчатобумажные и люрексовые нити, серебряная проволока, бисер, стеклярус, пайетки, жемчуг, тесьма, шнуры, натуральные и искусственные камни и другие.

Помимо этого применяются другие технологические приемы отделки: печатание рисунка на ткани, росписи (батик), художественное ткачество, аппликация, пэчворк, плетение и др. независимо от того, какой декоративный прием используется для художественного оформления костюма, художник должен помнить, что декор должен быть умеренным, соответствовать общему стилю костюма и его назначению, подчеркивать форму костюма, соответствовать цвету, фактуре и пластическим свойствам материала, из которого выполнен костюм.

К особым видам отделки относятся также различные машинные строчки, фурнитура, отделочные ткани однородных фактур, контрастных по цвету и ткани различных фактур, тождественных по цвету. Интересно применение художественного оформления методом инверсии: использование деталей из других изделий, укрупнение декора, смешение декоративных различных элементов, применение их в самых неожиданных местах [3].

При оформлении костюма отделкой важно следить за тем, чтобы ее композиция не была перегружена. Вместе с тем, одновременное применение разнохарактерных видов отделки требует глубокого изучения возможности соединения их в одной модели, а также большого умения, мастерства и вкуса. Независимо от того, какой декоративный прием используется для оформления проектируемой одежды, художник должен учитывать, что декор должен быть умеренным, соответствовать назначению и стилю костюма, его форме, иметь достаточно фона, чтобы подчеркнуть рисунок и быть эмоциональным центром всего костюма. Отделка, как украшение, усиливает и обогащает композицию, если соблюдено условие взаимосвязи с линиями, формами, фактурой, согласованностью в цвете. Фактура и декоративные свойства поверхности формы являются не только принципом связи элементов костюма, их гармонизации, но также выражают структурные особенности формообразования костюма.

Использование декора будет считаться удачным и правильным, если он будет способствовать созданию гармоничного образа и соответствовать современным направлениям моды. Из этого следует, что процесс творчества – это поиск единства формы и содержания, поиск новых материалов, фактур, рисунков, новых видов отделки для достижения эстетически значимого художественного образа модели.

Литература:

 

1.      Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001г.

2.      Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б. Основы моделирования и художественного оформления одежды. М.:Легпромбытиздат, 1979г.

3.      Демидова И. Ваш гардероб-стиль-имидж. Минск: Сервег, 1999г.