Ж. Нурабаева, Г.С. Смагулова,  Е.А. Никитюк 

Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати

Анализ разработки коллекции моделей современных   стилизованных костюмов на основе творческого источника

При поиске новых форм проектируемого изделия, художник-дизайнер не всегда подчиняется требованиям целесообразности и функциональности предмета в моделях, предназначенных для показа, отношение к костюму несколько иное: здесь на первый план выдвигается лишь эстетический фактор, яркая образная выразительность. Утилитарные требования отодвигаются на второй план. Поэтому сценический костюм может иметь самые необычные формы. Смена форм происходит от естественного стремления человека к обновлению, что связано как с эстетическими потребностями, так и общим развитием моды [1].

Сегодня единство и однородность моды уступили место целому калейдоскопу стилей, в котором сочетаются этнические мотивы и приемы, отражающие самобытность народного костюма. В коллекциях ведущих дизайнеров одежды все чаще стало проявляться веяние национального духа. Развитие национального искусства вне определенных исторических  культур. Истоки народного творчества уходят в глубокую древность. Зачастую, старшее поколение и по сей день остается верным многим предметам традиционной одежды [2]. Но у молодого поколения традиционная одежда не пользуется популярностью. Поэтому сегодняшние модельеры в непрерывном поиске новых средств, наиболее приемлемых для достижения гармоничного сочетания национальных традиций и образа современного костюма.

Чем больше изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывают нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому не умирает народный костюм, а наоборот, становится звеном, связующим художественное прошлое народа с его настоящим и будущим.

В лаконичности кроя, функциональности каждого предмета национального костюма отражается многовековой опыт наших предков. В щедрых узорах, искусных украшениях воплощается художественная одаренность народа, его постоянное стремление к совершенствованию. Поэтому, когда речь идет о создании современного костюма с использованием творческого наследия, прежде всего подразумевается использование его характерных черт: особенностей кроя и моделирования, единства кроя и декора [3].

Всякий художник костюма, обращаясь к древним традициям, использует неограниченные возможности различных видов искусства. Такой широкий подход позволяет ему при создании нового объекта полнее выразить самобытность национального своеобразия народа. Заимствование культурных традиций разных стран, кроме того, смешение элементов разных костюмов разных народов и эпох, ведет к созданию нового образа, часто не связанным с конкретным, но узнаваемым творческим источником [4].

Этнический стиль давно уже адаптировался на мировом рынке моды. Обращение к форме, цвету, силуэту и декору прошлого не исчерпывает влияние на современный дизайн. Наслоение множества традиций позволяет создавать и проектировать одежду нового времени, отличающуюся от прочно утвердившейся народной и европейской. При этом из источника заимствуются не конкретные формы, а общие принципы создания костюма, традиции художественного творчества, т.е. уже на новом уровне создаются национальные образы, соответствующие одновременно и прошлому наследию и новому образу современного человека. Помимо этого, используется вся мощь колористических сочетаний, разнообразие орнаментальных мотивов, выразительность формы, что придает проектируемой одежде индивидуальность. В молодежной моде, для которой характерны поиски, эксперименты и даже крайности, эклектика является ведущей темой. Умелое и уместное сочетание стилей и направлений позволяет добиться не только многовариантности костюма, но и усиливает образное звучание одежды. Соединить то, что традиционно считалось невозможным, стало излюбленным приемом молодых стилистов, которые находят в нем неограниченные возможности для поиска новизны. Однако нельзя забывать о том, что современный костюм, выполненный по фольклорным мотивам, не должен превратиться в точную копию народного костюма. Чем тоньше связь с оригиналом, тем совершеннее и гармоничнее костюм, созданный современным художником [5].

Литература:

1.      Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Академия, 2000г.

2.      Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. М. Легпромбытиздат, 1975г.

3.      Рассохина Э. Казахские национальные традиции в современной одежде. Алма-ата, 1982г.

4.      Традиции народной одежды и искусство современного костюма. Сборник научных трудов. М., 1983г.

5.      Асанова С., Птицына А. История казахского народного костюма и прикладного искусства. Алматы: Тауар, 2000г.