Психология и социология/ 12.Психология труда

 

К. пед. н. Дронов Дмитрий Сергеевич

Высшая школа народных искусств, Санкт-Петербург

 

Социально-психологические  факторы, влияющие на творческую активность  художника прикладного искусства

 

         Социально-психологические факторы определяют изменчивые элементы в  творчестве художников декоративно-прикладного искусства и проявляют себя в профессиональной деятельности  как  творческая активность, которая  характеризуют особенности  развития и формирования  новых идей и  тенденций в  ювелирной  культуре в конкретных социально-исторических условиях. Они представляют собой своеобразную рефлексию на социальные условия и факторы и  проявляют себя в виде ценностных ориентаций, характерных для отдельных членов профессиональной общности.  Ценностные ориентации, выполняя функцию стимулов, являются начальным фактором, ведущим к превращению психологических потребностей  личности в ее деятельность. Творческая активность художника декоративно-прикладного искусства позволяют преодолеть застойность, косность, архаичность в профессиональной деятельности.

         Результаты проведенных социологических исследований показали относительную устойчивость индивидуально-психологических факторов творчества. Наибольшая активность к познанию, саморазвитию, самосовершенствованию была выявлена среди студентов специализированных художественных образовательных учреждений в области традиционного ювелирного искусства.  По результатам проведенных нами исследований, она оказалась привлекательной для  67% респондентов в возрасте от 18 до 27 лет, получивших профессиональное образование в ювелирном искусстве. Эта потребность занимает второе место среди других и включает в себя несколько позиций. Среди них наиболее ярко выражена возможность развития своих креативных способностей (желание создавать оригинальные авторские коллекции), что составляет 75% от всех опрошенных. Далее, по полученным данным, следуют такие возможности, как приобретение знаний по истории ювелирного искусства, профессиональных умений, навыков ручного труда - 69,2%; получение документа об образовании - 63,6%; расширение кругозора в области технологии ювелирного производства - 60,0%.  

         Таким образом, потребность в познании, саморазвитии и самосовершенствовании, являясь фактором включения в художественную деятельность, обусловлена,  прежде всего,  практической направленностью ювелирного творчества, утилитарностью его предметов. Именно поэтому, на наш взгляд, более абстрактные, обобщенные возможности повышения культурного уровня и расширения кругозора менее значимы и, возможно, воспринимаются как категории теоретического познания. Но даже в этом случае респонденты достаточно осознают их важность и привлекательность для себя. Познание ведет к саморазвитию, что, в свою очередь, порождает более высокий уровень потребностей в знаниях, удовлетворение которых в определенных условиях может привести к относительному совершенству личности.              Результаты проведенных исследований свидетельствуют о проявлении потребности в самореализации, самовыражении  у 54,4% респондентов. При этом их особенно привлекают возможности проявить свои творческие способности - 67,2%; инициативу, самостоятельность - 48,8%; выразить свои мысли и чувства - 47,2%.   Потребность выразить себя через формы художественного творчества, на наш взгляд, является результатом воздействия стимулирующих факторов окружающей среды. Но ее формирование представляет собой не спонтанный процесс, а предполагает активную деятельность индивида  по освоению культурных ценностей как традиционных, так и современных, а также по развитию способностей и приобретению умений, навыков для достижения личной конкурентоспособности.

         Формирование  креативных способностей  индивида неотделимы от инновационной деятельности в социуме.  Причины снижения действия внутренних побудительных механизмов творчества заключаются, на наш взгляд, прежде всего в недостатке внешних стимулов, образующих во взаимодействии с мотивами диспозиции личности. Таким образом, процессы, происходящие в стране в последние годы, привели в целом к снижению роли социально-психологических факторов в развитии  ювелирной культуры. Результаты развития массовой ювелирной культуры, усиление международной конкуренции в России проанализированы на основе статистических показателей и социологических исследований, в том числе социально-экономических показателей развития (объемов, темпов роста), а также в изменении структуры предложения и спроса. Все  эти факторы влияют на мотивационный и диспозиционный механизмы деятельности художников-ювелиров. Не случайно, поэтому большинство экспертов отмечает ухудшение ценностных ориентаций - 55,3%; снижение потребностей в творчестве и ручном труде - 44,7%; уменьшение желаний и стремлений - 39,5%, но при этом фиксируется повышение интереса к отдельным видам художественной обработки металла - 55,3% и к новым технологиям и материалам.

         Потребность в самоутверждении  часто столь ярко выражена, недостаточно осознается.  В ювелирном искусстве   эта потребность, на наш взгляд, является одной из ведущих среди других источников творческой активности. Потребность в самоутверждении есть у каждого человека, но бывает разного характера и степени  выражения. Она проявляется во взаимоотношениях с ближайшей социальной группой, профессиональной общностью.  Чаще всего неудовлетворенная потребность в самоутверждении является результатом несоответствия уровня притязаний и реальных достижений в деятельности. Высокий  уровень притязаний предполагает достижение таких же высоких результатов, что не всегда оказывается возможным либо в силу недостаточно развитых способностей или компетентности, либо отсутствия благоприятной социокультурной среды. Особенно высока эта потребность у яркой, одаренной, талантливой личности, у которой она удовлетворяется в процессе и результатах творчества. Приобщение к ценностям ювелирной культуры и участие в создании новых ее образцов способствуют признанию со стороны других людей, а также развитию самоуважения через осознание своей компетентности, чувства творческой свободы. Мечта заниматься творческой работой присутствует  у 87% всех опрошенных ювелиров, имеющих специальное художественное образование, но только 12 % из них половину своего рабочего времени отдают созданию авторских коллекций.           Потребность в самоутверждении представляет собой мощную побудительную силу художественно-творческой активности личности в сфере свободного времени. Индивид имеет возможность компенсировать недостаток уважения и признания через оценку продуктов своего творчества за счет быстрой реализации коллекции на рынке. Осознание и оценка достоинств и недостатков как своих, так и других авторов коллекций, осмысление знаний о  ценностях рынка, потребительских предпочтений, принятых в данной социальной группе, формирует правильную самооценку и позволяет индивиду занять соответствующее социальное положение. Таким образом,  потребность в самоутвержении становится побудительной силой, одним из социально-психологических факторов развития творческой активности. Фактор удовлетворенности личности во многом зависит от принятия продуктов деятельности социумом. Для социологии культуры, смысловые образования взаимодействия индивидов, в интегрированном виде определяют характер поведения индивида во множестве значимых ситуаций, с точки зрения раскрытия его личностных свойств. По результатам исследований, 89,5% респондентов с большим удовольствием показывают результаты своего творчества. Сдержанность проявляют при этом лишь 5,2%; не показывают совсем, так как нет такой возможности, но хотели бы - 3,8% . При оценке результатов творчества мнение публики, т.е. зрителей  имеет значимость для 67,9%, а также родных, близких партнеров - 44,6%. При этом довольно незначительная часть — 25,9% критерием оценки результатов своего творчества считает собственное мнение. Низкое процентное выражение имеет ориентация на мнение покупателей изделий — 5,6%. Эти данные подтверждают мысль о важности принятия художественных произведений профессиональной средой, о меньшей значимости индивидуально-личностных элементов, а также показывают низкую ориентацию на рыночный спрос.

         В результате проведения социологических исследований с точки зрения теории  потребностей, ведущей в иерархической структуре  среди деятелей ювелирной сферы, выявилась потребность, выходящая  за порог терпимости и требующая своего удовлетворения. Таковой оказалась потребность в материальной обеспеченности. Чем же объяснить ее доминирующее положение? Прежде всего, ее недостаточной удовлетворенностью. Проблема в том, что интенсификация труда вызывает все большее усиление интеллектуального, физического, эмоционального напряжения, но при этом не сопровождается ростом его разрядки.  Возрастающие материальные притязания переходят в состояние назревшей потребности, требующей своего удовлетворения. Ее побудительная сила зависит от интенсификации трудовой  деятельности, степени накопления напряжения и  во многом обусловлена установкой на ее разрядку. Стремление к финансовой безопасности  сопровождается системой ожиданий, установок индивида на определенные формы, содержание и характер деятельности, несоответствие которых может вызвать дополнительную неудовлетворенность.

        Таким образом, исследование позволило выявить потребности, являющиеся побудителями художественной деятельности профессиональных групп, общностей, индивидов в ювелирной культуре.   Таким образом, на творческую активность художника декоративно – прикладного искусства большое влияние оказывают социально-. психологические факторы: мотивационные, диспозиционные и поведенческие механизмы. При этом наибольшую побудительную силу имеют потребности, формирующиеся под влиянием социальных условий. Основные свойства систем ценностных ориентаций, их способность влиять на решение различных социальных задач исторически формировались под влиянием всей совокупности материальных и духовных потребностей общества. Именно особенности взаимодействия личности с другими индивидами, приводят к наиболее заметным корректировкам личностной структуры субъекта группового взаимодействия, а, следовательно, меняются и ее адаптивные функции в рамках обеспечения деятельности и целедостижения.

 

Литература:

1.Загнязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1981, с.181

2.Кан-Калик В.А., Ковалёв Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования. // Вопросы психологии. -1985. - №4 с. 5

3.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985, с.123.

4.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977, с.46.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989, с.198.

 

 

 

Сведения об авторе

Дронов Дмитрий Сергеевич, заведующий кафедрой "Ювелирное искусство", кандидат педагогических наук, член Союза художников России.

Высшая школа народных искусств,  Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, лит.А

E-mail: dronovanona@mail.ru , т. 89104359622