Магистрантка, Мещерякова А.Г.

Гродненский государственный университет имени Я.Купалы, Беларусь

Сущность восприятия художественного текста

младшими школьниками

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика, которое предполагает развитие ума, облагораживание чувств, приобщение ребенка к духовному опыту человечества [1]. Одним из сильнейших средств воздействия на личность ребенка выступает чтение как учебный предмет и изучаемая в его процессе художественная литература. Поэтому учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (1-4 классы) в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигают задачу "развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение; эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать" [7, с.65].

Ее решение требует от учителя создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы, т.е. адекватно воспринимать произведения [3].

А.И.Шпунтов утверждает, что восприятие формируется в процессе анализа текста, который должен быть совместным (учителя и ученика) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методиста, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения [8].

При этом, по мнению М.С.Соловейчик способность к восприятию художественного текста сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет [6].

Образное и эмоциональное восприятие художественного текста, подчеркивает автор, не является элементарным и прирожденным, поэтому необходимо учить детей "обдумывающему" восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом [6].

М.Р.Львов отмечает, что младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова - довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения [4].

Таким образом, восприятие тесно связано с пониманием - проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель.

В свою очередь понимание произведения не означает пассивно-механического усвоения образного содержания. Восприятие художественного содержания литературы - сложный и противоречивый процесс. Произведения искусства могут быть поняты с различной глубиной. Само восприятие может быть неадекватно содержанию художественного произведения, что объясняется одной из особенностей художественной литературы - многослойностью ее содержания, спецификой художественного образа и психическим складом личности, уровнем ее развития [5].

Очень важно учитывать, что глубина восприятия художественного текста, прежде всего, связана с пониманием художественного образа. Художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Обобщение, которое содержится в образе, придает художественный смысл ему, делает его явлением искусства [5].

Сложный путь восприятия и понимания образа, как и всего художественного текста, литературоведение и психология трактуют как сотворчество, как звено в единой динамической цепи: замысел художника - процесс создания произведения - результат, то есть художественный текст - восприятие его [по 5].

В исследовании М.Р.Львова возрастная динамика понимания художественного текста представляется как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему, к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки [4].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки, в элементарной форме получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений [2, с.17].

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1, с.62].

Таким образом, учитывая сущность восприятия художественного текста младшими школьниками, учитель имеет возможность активно и творчески осуществлять личностное развитие ученика, используя для этого возможности как самого художественного произведения, так и методический арсенал чтения как учебного предмета в начальной школе.

 

Литература:

1.    Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А.Амонашвили. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

2.    Антонова, Л.Г. Развитие речи. "Уроки риторики" (пособие для родителей и педагогов) / Л.Г.Антонова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 223 с.

3.    Колесникова, О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения / О.И.Колесникова // Начальная школа. - 2000. -   11. - С. 6-13.

4.    Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р.Львов. - М.: Просвещение, - 1985. - 176 с.

5.    Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников / З.И.Романовская. - М.: Педагогика, 1982. - 165 с.

6.    Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 384 с.

7.    Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1- 4 классы. - Минск: Национальный институт образования, 2009. - 240 с.

8.    Шпунтов, А.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И.Шпунтов, Е.И.Иванина // Начальная школа. - 1995. -   10. - С. 20-24.