Засл. деятель искусств России и Татарстана

М.П.Файзулаева

Казанский государственный университет

культуры и искусств

История татарской музыки на фоне современных художественных течений

История татарской профессиональной музыки перешагнула свой вековой юбилей. В разные периоды становления татарское музыкальное искусство было достаточно развитым и высоким по профессионализму. Достаточно вспомнить один факт истории: в тридцатые годы в Татарстане была создана первая советская опера на современную тему («Эшче» («Рабочий») Г.Альмухаметова, С.Габяши, В.Виноградова). В 90-е годы ХХ века Казань стала организатором Международного музыкального фестиваля «Европа-Азия», ставшего со временем «законодателем моды» в области восточно-европейских традиций.

Музыкальное современное искусство, как кино, театр и живопись не может эволюционировать в вакууме, в замкнутом пространстве нет почвы для прорастания новых идей, свежих впечатлений. Художник должен знать, что происходит в мире, в какую сторону идет развитие музыкальной мысли, какая техника письма превалирует, что закладывается на перспективу и будет актуальным для завтрашнего слушателя.  Не зная этого, композитор топчется на месте и тиражирует собственные, порой, устаревшие творческие методы. Неслучайно фестиваль «Европа-Азия» родился именно в Казани, издавна соединявшей культурные цивилизации Востока и Запада. Профессиональный статус композиторской организации Татарстана способствует международным контактам и процессу глобализации на творческом уровне. Учредителями  VIII  фестиваля были Министерство культуры Республики Татарстан, Союз композиторов Республики Татарстан и Центр современной музыки Софии Губайдуллиной.

В октябре 2007 года в Казани состоялся III Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия: Ритмы мира: из глубины веков – в будущее». Была представлена музыка композиторов дальнего и ближнего зарубежья: Индия, Япония, Китай, США, Великобритания, Швейцария, Германия, Италия, Франция, Греция. Вызвала, и, в основном, у молодежи, которой присуще острое чувство современности. Полных залов на концертах современной музыки вы не встретите: эта музыка сложна для понимания в силу своей экспериментальности и оригинальных  «изысков».  Время идет вперед, классические приемы музыкального развития давно ушли в прошлое, XXI век аккумулирует современные направления академической музыки, поставангарда, этноджаза и неофольклорных традиций.

На фестивале были представлены разные континенты и новые музыкальные миры. Древние самобытные пласты китайской, японской, индийской и арабской музыки превалировали в произведениях «Китайские картинки» Исанг Юна (Китай), инструментальной сюите «Прощание с весной»  Тадао Саваи (Япония), в традиционных раги (Индия). А также  в сочинении Карло Даминикони (Италия), обратившемся к колоритной арабской музыке в сюите для гитары «Каюм-баба», основанной на древней восточной легенде. «Оригинал» для ударных Хоратиу Радулеску, живущего в Швейцарии, выстроен на ритуальных танцевальных ритмах древнего известного рода, проживавшего некогда на севере Румынии.

 Отдельные «шедевры» были сочинены как технический эксперимент в музыке, далекий от какой-либо содержательной идеи. В этом русле восприняты мною «Ось для четырех» для квартета саксофонистов Эрнеста Папье (Франция), «Во времена войны» для ударных Жерарда Цинстага (Швейцария), фортепианная музыка Алишера Латиф-Заде (Туркмения), «Диптих-фантазия» для аккордеона Е. Анисимовой (Татарстан). Были и откровенно слабые по художественному и техническому уровню произведения Дж. Притскера (США), Я. Кэнгё (Япония), Д. Спаниса (США-Греция), И. Феделе (Италия).

Музыка композиторов Татарстана внесла свои штрихи в художественный облик международного фестиваля. Его открытие совпало с творческим вечером юбиляра Рашида Калимуллина – идейного вдохновителя форума «Европа-Азия». Звучала современная неординарная музыка Рашида Калимуллина, имеющего свой стиль и современный почерк письма. Это слышно в Фантазии №2 для экзотических инструментов, «Ночном лесе», «Гавайях» («Звуки леса») для камерного оркестра, «Утро в Стамбуле» для фортепиано, «В поезде Франкфурт-Люксембург» для квартета саксофонов, Фантазии для ударных инструментов. Брендом для композитора стало «Видение Пальмиры» трио  для флейты,  фортепиано и ударных, исполнявшееся в Европе, Азии и Америке. Художественная интуиция автора воссоздала загадочные картины древнесирийской цивилизации с некрополем, живописными храмами и античными статуями. Индивидуальность композитора состоит в переосмыслении художественных традиций родного искусства и музыки Востока в целом.

Программу фестиваля украсили и другие не менее талантливые авторы Татарстана. Видение древних египетских пирамид снизошло на слушателей в «Загадочном сфинксе» Анатолия Луппова. Новый современный стиль хорового письма освоила Луиза Хайрутдинова в «Зимних пейзажах». Новыми сонорными эффектами пронизаны Соната для виброфона и ударных Л.Любовского, «Обращение» для флейты, аккордеона и ударных  Р.Хакимова, «Танцы на песке» для трубы и ударных Ю.Бекбулатовой.

Подводя итоги, скажем «EUROPE-ASIA 2007» объединила художественные традиции разных континентов и культур народов мира. Фестиваль с течением времени стал престижным форумом, объединяющим в культурном центре России – Казани лучших представителей мировой музыкальной общественности.