Дмитриенко Ю.Н.

член-корреспондент Муждународной  академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, доктор философии, соискатель научной степени доктора юридических наук Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Дмитриенко И.В.

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

        I. Введение.

       Проводимые в нашей стране глубокие экономические, политические, социальные, культурные, духовные, информационные и иные преобразования коренным образом изменили общественное сознание Украины и, в частности, правосознание как одну из его форм.

       В этой ситуации неизмеримо возрастает роль правосознания как важнейшего нормативно-организующего и стабилизирующего фактора. Реально в современном украинском обществе налицо кризис правосознания, о котором еще в начале нынешнего столетия говорил выдающийся русский мыслитель и юрист П.И. Новгородцев [1].  В XXI век Украина  входит с неэффективной правовой системой, с недостаточно развитой юридической культурой, высоким уровнем преступности.

       В данной области широко известны труды таких авторов, как: П.П. Баранов, К.Т. Вельский, Н.Л. Гранат, Г.А. Злобин, Н.А. Емельянова, В.И. Каминская, Е.А. Лукашева, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Потопейко, И.П. Разумовский, А.Р. Ратинов, М.А. Рейснер, В.П. Сальников, В.А. Сапун, Н.Я. Соколов, В.А. Сырцев, И.Е. Фарбер, В.А. Чефранов, В.А. Щегорцев и др.

        Среди представителей отечественной   юриспруденции начала XX столетия, особо следует выделить Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, посвятивших многие свои труды исследованию правового сознания [2]. Определенные аспекты правового сознания в своих работах рассматривают Е.В. Аграновская, А.А. Алексеев, Н.В. Витрук, А.В. Грошева, Н.М. Кейзеров, Д.А. Керимов, В.А. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, Е.К. Нурпеисов, А.П. Семитко, В.Н. Синюков, В.А. Туманов, И.В. Щербакова, А.И. Экимов, Л.И. Явич и др. Труды этих ученых были использованы автором в работе над диссертацией.

        II. Постановка задачи.

        Цель настоящего исследования заключается в научном осмыслении и анализе правового сознания как целостного и многогранного понятия применительно к современным реалиям российской действительности, интерпретации его роли в новых условиях.

         Правосознание обладает не только отражательными, но и творческими свойствами, оказывает активное обратное воздействие на социально-правовое бытие. Автор стремится выйти за узко формальные рамки понимания правосознания, увидеть его духовные, культурно-исторические, религиозно-нравственные, национально-этнические корни. Научный анализ правосознания предполагает исследование правового менталитета общества, без чего трудно понять внутреннюю устойчивость, самобытность правосознания, его типичные психологические реакции. Методологическую основу диссертации составили диалектический, исторический, логический, системно-структурный, сравнительный и другие методы; эмпирическую — нормативно-правовые акты (Конституция Украины, Кодексы, другие наиболее важные юридические документы, а также специальная отечественная и зарубежная литература.

        III. Результаты.

        Правосознание формирует тот неповторимый, самобытный правовой рисунок общества, который характерен для каждой страны.

      Анализ правового сознания как самостоятельной формы украинского  общественного сознания обязательно предполагает выяснение его характерных черт, признаков, специфики. Только для правосознания основным объектом отражения является право, юридическая действительность. Конечно, правовые явления отражаются и другими формами общественного сознания (например, политическим, моральным), но для них они не являются главным объектом познания. Правовое сознание не только отражает юридическую реальность, но и весьма активно вторгается в нее, изменяет, развивает, совершенствует. В результате этого возникают правовые теории, учения, концепции, призванные выявить, объяснить закономерности государственно-правового развития общества. Знание же правовых закономерностей позволяет избежать перекосов в правотворчестве, поскольку без правосознания невозможно понять, какая сфера общественных отношений требует правового регулирования.

        Чтобы адекватно отразить и осмыслить все многообразие общественных отношений, правосознанию необходимо иметь в своем арсенале глубокие и разнообразные правомыслительные процедуры, богатый идеологический инструментарий, развитые психологические механизмы отражения. Это характерная черта правового сознания как правокультурной формы общественного сознания. Правосознание обладает таким свойством, как нормативность. "Важно,- пишет Е.А. Лукашева, - наличие в сознании идеи законности, дающей общую нормативно-правовую ориентацию индивиду" [3].       Правовое сознание является специфическим видом общественного сознания, а именно нормативным осмыслением, осознанием социально-правовой действительности, общественных реалий. В.А. Бегинин считает, что правосознание - это правовые представления и правовые чувства общего характера, имеющие нормативное значение для поведения людей [4].

       Для нормативного сознания характерно признание социальных норм (образцов, эталонов поведения) в качестве культурной ценности, принципиальной невозможности жизнедеятельности любой социальной общности (будь то диада, общественный класс, нация, народ, общество) без такого важнейшего социального регулятора как нормативная система: право, мораль, религия, обычай и т.д.

      Следует иметь в виду, что сами понятия, идеи приобретают статус юридических в том случае, если они осмыслены правосознанием.

        Спецификой юридического сознания является также и то, что оно коррелятивно праву как нормативно-властному регулятору общественных отношений. Ю.В. Тихонравов пишет: "Право целиком находится в сфере духа - вне духа ничего похожего на право не существует"  [5].  Юридические законы, кодексы, регламенты, положения, уставы - это все результат правового сознания, его "кристаллизация". Через право часть общественного правосознания становится господствующим, доминирующим, официально признаваемым, государственным.  Правовое сознание, как и другие формы общественного сознания, отражает общественные отношения, но как отмечает Е.А. Лукашева, его специфика заключается в том, что "оно требует установления определенных общеобязательных масштабов поведения, очерчивает рамки этого поведения, обосновывает необходимость установления определенного круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений."  [3, с. 97].  Поэтому важнейшей особенностью правового сознания является его тесная связь с государством. В этом ему конкуренцию может составить только политическое сознание, но у последнего связь с государственной властью носит несколько иной характер (здесь непосредственно не происходит образования юридических норм).

        Особенностью правосознания в ряду других правовых феноменов является осуществление им одновременно рефлексии и созерцания. В первом случае оно познает само себя, определяет собственный уровень развития, а во втором - происходит правовое осознание юридической материи. Правосознание в отличие от иных явлений правовой действительности - ин-тенционально. Правосознанию всегда присуща психологическая сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях, воли и т. д. В правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и негативные юридические чувства. К первым можно отнести: чувство закона, права, законности, долга перед обществом и государством. Ко вторым - чувство беззакония, правовой безответственности, психологическое неприятие общепризнанных юридических ценностей и многое другое.

          Правосознание отличается наличием духовности. Это означает, что культурно развитому правосознанию присущи не только юридические знания (этого недостаточно), но и гуманные, нравственные начала. Без них социальная роль правового сознания не может быть значительной, что негативно будет отражаться на состоянии законности и правового порядка в обществе.

        Вне общественного сознания невозможно говорить об изменении социального бытия. То же самое касается и правового сознания в отношении юридического бытия.

       Поэтому думается, нельзя полностью принять точку зрения И.Е. Фарбера, считавшего, что "общественное сознание отражает только общественное бытие" [6, с. 48],  ибо в этом случае отданная сознанию роль "ведомого", а не "ведущего", не совсем верно отражает истинную картину социальной действительности.

        Значение сознания, правосознания в частности, в жизни людей огромно, имеет более глубокие социальные корни, чем представлялось нам ранее, так как человек не в состоянии решить ни одну задачу, достичь какой-либо цели без сознания, воли, эмоционально-психологических факторов. Само бытие меняется, развивается, подвергается различным трансформациям во многом благодаря человеческому сознанию, воли. И в этом смысле сознание не просто оказывает обратное влияние на бытие, а в известной мере определяет его. Общественное сознание представляет собой определенную духовную сферу, область рациональных, психологических, логических, волевых, эмоциональных, иррациональных, интуитивных и др. моментов и условий, образующих, в конечном счете, наиболее глубинный строй (менталитет) народа, нации, общества.

        А.П. Огурцов отмечает: "Идея "ментальности" возникла среди историков школы "Анналов", повернувших историческую науку от исследования объективных социально-экономических отношений к анализу структур духовной жизни, к поиску фундаментальных устойчивых структур сознания"   [7].

       Категория "менталитет" по существу не разрабатывалась в советском правоведении применительно к правосознанию, праву. Правосознание традиционно мыслилось как: "форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и их оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также и новые правовые требования, выражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития"  [6, с. 204-2051.

       Оно отождествлялось с правовой идеологией, рассматривалось как совокупность распространенных в обществе идей, взглядов и представлений, выражающих отношение людей к праву  [8].

         Г.С. Остроумов считает, что правосознание - это представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государством [9]. Для А.А. Алексеева правовое сознание есть представления о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установки на тот или иной юридический режим в жизни общества и плюс эмоции, настроения [10].

           Несколько иная позиция В.А. Щегорцева: "Правовое сознание отражает поведение, действия и поступки участников общественных отношений, урегулированных нормами права, а также отдельные аспекты поведения и действия, требующие правовой регламентации или правовой оценки." [11].

         Исходя из такого подхода к пониманию правосознания, трудно определить его духовную и культурную сущность. Приведенные дефиниции определяют правосознание через некую совокупность идей, понятий, представлений, взглядов, чувств по поводу действующего или желаемого права.

        Но в таком контексте непросто понять непредсказуемость массового правосознания граждан, культурную специфику правосознания у различных народов, социумов. И вместе с тем наличие у них чего-то общего. Правовое сознание отражает не только классовые, корпоративные начала, интересы, потребности, но и общечеловеческие. Причем последним нужно отдать приоритет, ибо в них наиболее полно воплощаются гуманистические, нравственные аспекты права: справедливость, равенство, свобода, права человека и др.

        Поэтому трудно согласиться с К.Т. Вельским, который правосознание определяет как категорию исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании" [12].

       Правосознание как духовная форма освоения правового бытия чрезвычайно богата. Иначе и не может быть, ибо юридические реалии социальной жизни сложны, многоаспектны и нередко противоречивы.

        Следует отметить, что правовое осознание действительности происходит в результате "работы" всей совокупности содержательных элементов правовой ментальности, юридического сознания. Здесь нельзя с арифметической точностью выделить чисто идеологический, психологический, ментальный компоненты. Бытие правового сознания не поддается такому измерению, ибо процесс духовного освоения правовой сферы жизни общества есть органическое сочетание всех элементов содержания первого.

        Попытка свести правосознание лишь к идеологии или психологии, на наш взгляд, неверна и бесперспективна, ибо "чистой мысли не существует, мысль насыщена волениями, эмоциями и страстями" [13].

       Духовное и культурное бытие правосознания предполагает правовую рефлексию, юридическое "чувствование", созерцание права, взгляд в прошлое, настоящее и будущее права, государства, юридической культуры. В этом смысле в правосознании можно выделить: 1) представления о сущем праве; 2) представления о должном, желаемом праве.

       При этом представления о действующем и должном праве неотделимы друг от друга. В сознании индивида они действуют вместе, в системе, образуют особую духовную форму - правосознание. Все это лишний раз подтверждает, что формирование правового сознания - процесс более сложный, чем простое отражение права. В связи с этим, думается, нельзя согласиться с А.В. Суриловым, который считает, что право как объективный фактор отражается в сознании человека и тем самым становится правосознанием. Последнему в соотношении с правом присуще рефлекторный характер [14].

       К сожалению, данная интерпретация правосознания исключает из своего анализа дух права, не дает возможности осуществить акт истинной, объективной правовой идентификации, так как вне духовно-правовой сущности правосознание неизбежно порождает в обществе юридическую "дисперсию" в форме правового "авторитаризма, "демократизма", юридического нигилизма и идеализма» [15].

       В контексте юридического позитивизма под правосознанием обычно понимают определенные восприятия правовых феноменов, их проекцию на сознание. Представляется, что видение правового сознания как психологического комплекса отражательных способностей ставит его в узкие рамки государственно-правовой жизни, не позволяет должным образом сфокусировать правовое внимание на духовном начале правосознания. Духовно-нравственный смысл правосознания в этом случае оказывается невостребованным личностью, обществом, государством.

       Думается, юридический позитивизм не совсем точно уловил "эйдос" правосознания, который не сводим к простому отражению правовой действительности, а имеет достаточно глубокие и разветвленные социальные корни в правовом духе, внутреннем мире. Если же правосознание определять как открытую подсистему сознания, отражающую сквозь "призму" должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность (в том числе ее элементы, существовавшие в прошлом и возможные в будущем), оказывающую нормативно-регулирующее воздействие на социальную деятельность людей и формирующуюся под воздействием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного [16], то тогда невозможно понять юридический дух конкретного социума.

        Данная позиция как бы исключает из содержания правосознания духовность, проявления эмоциональной, культурно-исторической, обычной, повседневной жизни.

         IV. Выводы.

       Научная новизна исследования определяется изложенными выше положениями и теоретическими обобщениями, попыткой диссертанта по-новому, с более широких позиций подойти к пониманию правового сознания как духовно-культурного и юридического феномена общества. В связи с этим автор критически оценивает некоторые научные представления о понятии и сущности правосознания, по спорным вопросам излагает и аргументирует свою точку зрения

       Научное и практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов в учебном процессе, в преподавании общей теории права и государства, философии права, в научно-исследовательской работе студентов при написании ими докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ по данной проблематике. Некоторые положения проведенного исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, при проведении просветительской работы среди граждан в целях повышения их правовой культуры. Считаем, что дальнейшее изучение правового сознания значительно поможет выявить важные стороны современной модернизации украинского права.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. - СПб., 1909

2. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. – СПб, 1908; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб, 1910; Т.И. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993; Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. - СПб., 1909

3. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973.  - С. 95

4. Бегинин В.А. Общественное правосознание и государственность.  - Саратов, 1993. - С. 28

5. Тихонравов Ю.В. Основы философии права.  - М., 1997. - С. 51

6. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963

7. Российская ментальность (материалы "круглого стала")  // Вопросы философии. -  1994. - № 1. - С. 51

8. Айзенберг A.M. Социалистическое право, правосознание и мораль. Теория гос; права / Под ред. A.M. Васильева. - М., 1983. - С. 256

9. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. -  М., 1969. - С. 43

10. Алексеев А.А. Общая теория права. Т. 1.  - М., 1981.  - С. 200-201

11.  Щегорцев В.А. Социология правосознания.  - М., 1981. - С. 28

12. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания.  -  М., 1982.  - С.19

13. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря.  - М., 1995. - С. 172

14. Сурилов А.В. Теория государства и права. - Киев-Одесса, 1989.  - С. 390

15. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали" // Правоведение. - 1994. - № 2

16. Белканов Е.А. Структура и функции правосознания. Автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. - С. 4-5