Руткевич С. А.

Аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

Характерные особенности использования в музыкальном искусстве понятий «авангард» и «модернизм».

 

Рассматривая работы различных исследователей современного искусства, можно обнаружить, что наряду с интересующими нас понятиями «авангард» и «модернизм» широко употребляются производные от них - «авангардизм» и «модернизм». Как считают различные исследователи (А. Соколов [7], Д. Житомирский [1]  и др.), слова «авангард», «авангардный» вполне подходят для обозначения всевозможных новаторских явлений – и в художественной практике, и в эстетических концепциях. И в самом деле, эти понятия могут обозначать явления, возникающие при смене одного направления в искусстве другим, одной эпохи другой. Это всё новаторское, «взрывающее» традицию: «К. Джезуальдо, К.Ф.Э. Бах, Г. Берлиоз – это «авангардисты» своих эпох» [7, с. 8]. Однако в художественной культуре, начиная с самих авангардистов, в отношении как новаторских явлений, так и в отношении явлений искусства XX века наряду с понятием «авангард» традиционно употребляется «авангардизм». И поэтому представляется уместным употреблять их как синонимы. Некоторые исследователи (Н. Масленкова [2]) видят разницу между понятиями в прилагательных - прилагательное «авангардный» характеризует любые новаторские явления, а «авангардистский» – явления искусства первой трети XX века (и им последующие). В своём исследовании мы будем употреблять оба понятия - «авангард» и «авангардизм» как носители одного смысла – стилистики ряда течений художественной культуры ХХ века.

Совсем иное соотношение имеют между собой понятия «модерн» и «модернизм». Нередко их понимают в своём прямом значении – «современный». Однако их отождествление не является верным. «Модерн» - это художественный стиль, возникший в искусстве на рубеже ХIХ – ХХ веков, главная идиома которого - «синтез ретроспективы и новизны» [3, л. 16]. Понятие же «модернизм» используют для обозначения феномена, который большинство из исследователей называют «авангардом».

Понятия «авангард» и «модернизм» используются в разных источниках в совершенно различных смыслах. Некоторые исследователи утверждают, что понятие «авангард» и «модернизм» обозначают одно и тоже явление: искусство конца ХIХ – ХХ столетия и являются синонимами, другие же видят существенную разницу в этих понятиях и определяют за каждым из них свою собственную семантику. В данном исследовании мы попытаемся с помощью различных источников определить характерные особенности использования понятий «авангард» и «модернизм» в музыкальном искусстве.

В источниках советского периода [4, 5] оба этих понятия используются для обозначения ряда художественных явлений ХХ века. Авторы явно отдают предпочтение понятию  «авангардизм», рассматривая «модернизм» во многом как отрицательное явление, связанное с кризисом буржуазной культуры: «Растущее отчуждение личности в современном капиталистическом обществе нередко приводит к возникновению болезненно-уродливых созданий модернистского псевдоискусства, в которых распад сознания влечёт за собой полный распад художественной формы» [4, т. 3, с. 622]. В более позднем музыкальном словаре идеологическая острота нивелируется: «Однако крупные художники, тяготеющие к модернизму, способны создавать неоспоримые художественные ценности» [5, с. 349]. 

Белорусские источники приводят следующие сведения: «Авангардизм – условное общее название художественных направлений ХХ века, для которых характерен поиск новых, небывалых, часто искусственных форм и средств художественного выражения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства [8, т. 1, с. 24]. «Модернизм – общее название многочисленных противоречивых направлений в литературе и других видах искусства конца ХIХ – ХХ века … они отказались от реалистических, демократических и гуманистических традиций предшествовавшей художественной культуры, выявили тенденцию к иррационализму, субъективизму и космополитизму в содержании произведений, склонность к авангардизму и формализму в области художественной формы» [8, т. 3, с. 385]. Как следует из приведённого, оба понятия здесь имеют общую семантику употребления.

В музыкальном русско-белорусском словаре осуществлена попытка разделить понятия «авангард» и «авангардизм», а так же «модерн» и «модернизм»: «Авангард – в музыке – условное обозначение новаторской музыки, «идущей впереди» общего уровня» [6, с. 268]. Авторы закрепляют за первой половиной ХХ века условное название «Авангард-І» и отмечают его главным завоеванием двенадцатитоновость и свободу диссонанса; вторая половина ХХ века - «Авангард-ІІ» («авангардизм»), и его основа – сонорное мышление. Далее: «Авангардизм – художественное течение в музыке второй половины ХХ века, основанное на новых принципах эстетики, композиторской техники и стиля (часто с негативным значением)» [6, с. 268]. Чаще всего в широкой практике, как мы уже отмечали, оба понятия -  «авангард» и «авангардизм» - используются как синонимы.  «Модерн – художественное течение первой половины ХХ века, охватившее музыку, поэзию, литературу, живопись, архитектуру; стилевая категория модерна составляет оппозицию классическому стилю, аппелируя к «универсальной красоте», замысловатой системе образов-символов и классическому языку» [6, с. 388]. «Модернизм – термин, относящийся к новому стилю в искусстве первой половины ХХ века – в искусстве «модерна» [6, с. 389]. Здесь оба понятия - «модерн» и «модернизм» отождествляются, что в настоящее время представляется сомнительным.

В зарубежных источниках приводятся различные особенности использования понятий «авангард» и «модернизм»: «Модернизм – ряд художественных направлений, возникших в Европе в период 1880 – 1910 годов, сформировавшихся под воздействием иррационально – мистических идей различных философов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), провозглашавших крайний индивидуализм и убеждённость в кризисе мещанской культуры, объединявший в себе символизм, декаданс, а так же частично неоромантизм (Р. Штраус, С. Рахманинов, Я. Сибелиус), импрессионизм (К, Дебюсси) и экспрессионизм (А. Скрябин, А. Шёнберг)» [11, s. 565]. Как видим, здесь так же понятие «модернизм» отождествляется с понятием «модерн».

Англоязычные источники предлагают следующее понимание интересующих нас понятий: авангард здесь трактуется как название ряда художественных направлений, сделавших радикальный отход от традиций, имеющий так же более специфическое значение, «относящееся к художественному явлению конца ХIХ -  начала ХХ столетия; эру данной культурной истории обычно называют «Модернизм» [13, v. 2, p. 246], а так же принимающие методы или выразительные цели, которые «опережая настоящее время, будут впоследствии широко поняты и приняты» [12, v. 1, p. 742]. Отмечается начало использования понятия «авангард» в общей музыкальной практике только в период после Второй Мировой Войны, отождествляя его с творчеством К. Штокхаузена, П. Булеза и другими. Не ясно, к какой стилистике в таком случае отнести творчество композиторов первой половины ХХ века – А. Шёнберга, А. Берга и др. Понятие «модернизм» обозначает здесь многоаспектную, непрерывную  традицию в музыке ХХ  столетия. Оно может употребляться как в эстетической теории, науке, так и в исполнительской практике. Модернизм - последствие фундаментального убеждения композиторов конца ХIХ века, что «средства музыкального выражения должны быть адекватны уникальной и радикальной характеристике века» [13, v. 16, p. 868]. Как видно из приведенного, особого различия в характере использования понятий практически нет, разве что модернизм, по мнению авторов, несколько более широкое понятие.

Немецкие исследователи утверждают, что понятие «авангард» изначально применялось в изобразительном искусстве, и только потом было перенесено на другие его виды, в том числе и на музыку. Оно обозначает современные художественные направления, радикально ломающие устоявшиеся вкусы публики. Называются первые его представители – композиторы «Новой венской школы». По мнению исследователей, понятием «авангард» пользуется немногие из композиторов; основная сфера его употребления – публицистика, где различные авторы пытаются дискутировать о форме и  содержании различных направлений современного искусства. Отмечается так же некоторая сложность дифференциации понятия «авангард» [9, B. 1, S. 126]. Понятие «модернизм» трактуется в своём прямом значении  -  «современный», а так же исследуются истоки его возникновения, различные смыслы употребления, современная концепция функционирования [10, B. 6, S. 392].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1.     Рассмотрев различные приведённые выше белорусские источники, а также различные  работы белорусских музыковедов (Р. Сергиенко, Т. Мдивани, О. Савицкая, Б. Златоверховников, Н. Мецаберидзе, Н. Бунцевич, К. Степанцевич, А. Друкт, В. Антоневич) можно утверждать, что для белорусской музыкального искусства более характерно использование понятия «авангард»; мы так же считаем, что данное понятие более соответствует контексту современного искусства. 

2.     Рассмотрев различные приведённые выше советско-российские источники,  а так же другие советско-российские и современные российские  исследования (А. Соколов, В. Холопов, Э. Денисов, Ю. Холопов, Д. Житомирский, А. Ивашкин, С. Курбацкая, С. Савенко, Н. Шахназарова, Г. Шнеерсон, Е. Бронфин, А. Михайлова) можно утверждать, что здесь чаще всего используется понятие «авангард» как наиболее отвечающее характеру остроты явления.

3.     В зарубежных музыкальных изданиях оба понятия - «авангард» и «модернизм» употребляются практически равнозначно, хотя можно обнаружить более частое употребление понятия  «модернизм», что связано с прямым значением слова – «современный».

 

 

Литература

 

1.     Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. Житомирский, О. Леонтьева, К. Мяло; под ред. Д. Житомирского. – М.: Музыка, 1989. – 303 с. 

2.     Масленкова Н. А.  Поэтика Даниила Хармса (лирика и эпос): дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. / Н. А. Масленкова. – Самара, 2000. – 198 л. 

3.     Мацаберидзе Н. Стиль модерн в музыке и специфика его преломления в творчестве белорусских композиторов 1960 – 1980-х годов: дис. … канд. искусстведения: 17.00.09. / Н. Мацаберидзе. – Минск, 2004. – 188 л.

4.     Музыкальная энциклопедия, в 6 т., / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Москва.: Советская энциклопедия,  1982 г. - 6 т.

5.     Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. - Москва.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.        

6.     Музычны слоўнік беларуска - рускі. Музыкальный словарь русско – белорусский / Аўт. – склад.: Г. Куляшова, Т. Мдывані, Н. Юўчанка і інш.; Навук. рэд.: Г. Кляшова, Л. Антанюк. – Мн.: Бел. навука, 1999. – 559 с.

7.     Соколов А. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений / А. Соколов. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 231 с.

8.     Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі, у 5 т., / рэдкал.: І. Шамякін (гал. рэд.) і інш. – Мінск: Бел. сав. Энцыкл., - 1984 – 87 г. – 5 т.

9.     Das neue Lexikon der Musik, 4 B. – Stuttgart, 1996.

10. Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopödie der Musik, 8 B. – W., 1996.

11. Enzyklopedia Muzyki. – Warsawa, 1995. – 1130 s.

12. The new Grove. Dictionary of Music and Musicians. Edited by Stanley Sadie, 30 v. – London, 1994.

13. The new Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition, 29 v. – London, 2001.