Гузь О.Ф.

Западно-Казахстанский государственный университет им.Утемисова, Казахстан

Изучение социально-педагогических аспектов эстетической культуры хореографов

Социально-экономические процессы, направленные на реконструкцию высшего гуманитарного образования, обострили вопросы, связанные с переосмыслением раритетов эстетической культуры студентов.

Целью проведенных нами исследований было изучение социально-педагогических аспектов эстетической культуры студентов хореографических отделений с учетом гуманизации общего образовательного процесса.

В задачи исследования входила разработка собственной исследовательской концепции социально-педагогических основ эстетической культуры с использованием системного подхода, а также создание модульной интегрированной программы с учетом потребностей студенческой молодежи. Реализация задач осуществлялась с использованием следующих методов исследования: теоретического анализа и обобщения литературных источников, контент-анализа документов планирования и отчетности, социологических исследований, макроструктурного исследовательского подхода, реализуемого на функциональном, структурном и компонентном уровнях. Исследования проведены в два этапа с участием студентов 1 – 2 курсов кафедры «Хореография» Западно-Казахстанского государственного университета имени М.Утемисова, в возрасте 18 – 19 лет.

Проведенный  анализ и систематизация специальной литературы на первом этапе исследований дает основание рассматривать эстетическую культуру студентов как целостную трехуровневую социально-педагогическую систему, выделить ее структурные компоненты, а также определить ее главные признаки как субкультуры. Ее базовым уровнем является самостоятельная деятельность студентов в сфере активного досуга. При анализе потребностей студентов был выявлен их высокий интерес к нетрадиционным формам хореографической культуры: фитнесу (аэробика, стретчинг, пилатес, танцы, и другие), восточным танцам.

Аэробика – это упражнения под музыку, относящиеся к аэробным нагрузкам. Занятия по аэробике имеют следующие психологические плюсы. Во-первых, быстро приводят к заметному улучшению фигуры, а это обычно радует студентов, особенно женского пола. Во-вторых, общее укрепление организма придает ощущение «выросших крыльев». В третьих, занятие аэробикой способствует выработке в организме эндорфинов – веществ, ответственных за ощущения счастья и спокойствия.

Стретчинг – это упражнения для развития гибкости. Упражнения на растяжку приводят к увеличению длины мышц и сухожилий, а также к полной работоспособности суставов.

Пилатес – вид фитнеса, основной особенностью, которой является комплексное воздействие на все системы организма: восстанавливает правильную осанку, нормализует работу внутренних органов, делает суставы подвижными.

Танцы - способствуют укреплению мышц и сжиганию жировой прослойки, укреплению сердечно-сосудистой системы, а физическое утомление при занятиях компенсируется эмоциональным подъемом и хорошими эмоциями.

При анализе потребностей студентов в сфере эстетического воспитания средствами танцевального искусства было выявлено противоречие между господствующим традиционным обучением искусству танца и новыми, более гибкими нетрадиционными формами. Результаты проведенных исследований выявили острую необходимость в инновационной деятельности преподавателя хореографии и его неспособность изменить устоявшиеся традиции и профессиональные стереотипы преподавания. Мы выделяем следующие основные характеристики компетентности педагога хореографа:

- личностно-гуманная ориентация;

- креативность в профессиональной сфере;

- способность к системному видению педагогической реальности в сфере хореографической культуры и системному действию в профессионально-педагогической ситуации;

- владение современными педагогическими технологиями, связанными с культурой коммуникации, взаимодействием с информацией и ее передачей детям;

- способность к интеграции отечественного, зарубежного, исторического и современного инновационного опыта;

- наличие рефлексивной культуры.

Модульный подход к программированию учебно-воспитательного процесса строится на объективных общебиологических законах адаптации и базируется на фундаментальных принципах естественных технологий. Среди важнейших методологических подходов целесообразно отметить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, характерных для подготовки хореографов, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам. На передний план выдвигается концепция индивидуального подхода к программированию учебно-воспитательного процесса, интеграция различных сторон общей и специализированной физической подготовки.

Таким образом, разработанная программа носит комплексный характер и обеспечивает решение задач по формированию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий и развитие механизмов биоэнергообеспечения. По сути, программа является многоцелевым алгоритмом сложного типа. Из наиболее важных ее технологических характеристик целесообразно выделить предикативность, гибкость, способность к модификации с учетом специфики вуза, толерантность к современным различным формам эстетической культуры хореографов.