ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Тажбенова Ж.О.

ЮКГУ им. М. Ауэзова, г. Шымкент

 

Давно уже замечено, что знание субъективных источников возникновения и развития искусства существенно обогащает и облегчает его понимание. Хотя личность художника не равнозначна его творению, оно является и выражением внутреннего мира автора, и воплощением  его опыта.

         Известно, чтобы полнее понять и полюбить произведение, нужно заглянуть в душу его создателя. Необходимо, иными словами, проникнуть в творческую лабораторию автора, познать условия его существования, человеческую библиографию. Тем самым он становится ближе, доступнее для восприятия его художественной гениальности.

         ΧΧΙ век – век передовых технологий, научных открытий, век развития нового мировоззрения общества. В условиях суверенного Казахстана, реформирование образования осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к гуманитарно - личностной,  неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащихся.

         Сегодня встает вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуально подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве, способствовать развитию творческого потенциала учащихся – чрезвычайно актуальная задача.

         Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? Эти вопросы интересуют многих, но прежде всего педагогов, поставивших своей целью создание творческой обстановки в школе. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Некоторые педагоги, вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех. Подобная точка зрения основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов деятельности. Этот критерий вполне применим для выявления «более» творческих индивидуумов из какой-то группы населения, но мало полезен для стимулирования творческой активности детей. Если педагоги сводят свое определение творчества к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки, ведущие к созданию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания.

         Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно будет задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам?» Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта», признаваемого «творческим»?» Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности. Встает проблема охраны детской одаренности, что предполагает  решение ряда проблем, в то числе выявление факторов одаренности, разработку индивидуальных методов работы, создание новых методик по развитию детской одаренности.

         Из сказанного выше можно сделать вывод, что развитие способности – это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза. Понимание развития способностей как системогенеза функциональной системы позволяет проанализировать изменения способностей как признаки развития. Это дает возможность охарактеризовать новообразования функциональной системы способностей подростков. На сегодняшний день – это один из наиболее актуальных аспектов в развитии школьной системе. Практическая важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность могут послужили основанием для определения различных направлений указанной темы исследования.

         Перед нашим государством, школой, и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы из каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только сознательного члена общества, не только здорового  и крепкого человека, но и  обязательно индивидуального, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу.  И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Где развитие творческого потенциала учащихся в совершенствовании технологических операций по художественной обработке различных материалов, используя в совокупность традиционных и нетрадиционных приспособлений при работе сними. У школьников огромный творческий потенциал, который можно развивать постоянно, давая ребятам возможность создавать интересные экземпляры. Кроме того они знакомятся с народными традициями и эстетическим идеалом разных народов. С ребятами можно делать сувениры, используя бросовый материал, которому тоже можно дать вторую жизнь, придав им эстетический вид и своеобразную красоту. Это воспитывает у детей бережливость, аккуратность, любовь к традициям своего народа.

Творческое развитие учеников, осознанный выбор метода воздействия на восприятие, внимание – важный этап процедуры активизации процесс восприятия объемной  формы и изображения в рисунке. Невозможно достичь цели, не осуществив в единстве способы организации восприятия, его стимулирования, контроля действий. В зависимости от доминирующего вида активизации восприятия натуры и рисунка, методы можно разделить на три группы:

  -  словесной активизации;

  -  наглядной активизации внимания;

  -  активизации внимания путем практических действий учеников.

   Выделение этих методов обосновано характеристикой форм мышления, которые протекают, как известно, в предметно –образной и словесных формах.

   Дополнительные задания и упражнения, способствующие активизации процессов восприятия натуры и изображения ее рисунка составлялись нами на основе пересечения следующих исходных позиций:

  стимулирующее самостоятельное мышления.

  Операционное, требующее выполнения мыслительных операций, а именно:

  а) Развивающее целенаправленное наблюдение.

  б) Развивающие навыки старения.

         На наш взгляд, такие упражнения, применяемые как дополнительные к основным, предусмотренным программными требованиями, обеспечат активную работу мышления учеников, отвлекут их от второстепенного, не основанного при восприятии и изображения натуры. Система таких заданий и упражнений будет организовывать восприятие учеников на каждом этапе работы над рисунком. Активное развитие памяти, воображения, представления, тренировка внимания и его видов, каждое воздействие педагога, подбор упражнений в данный момент с постановкой конкретных задач отвлекут учеников от перечисления деталей, поверхностного, т.е. пассивно – проекционного рисования.

    Такая система упражнений воспитывает у школьников правильный подход при изображении в рисунке, учит отбирать главное, отпускать второстепенное, видеть большую форму, что будет выражаться в убедительной трактовке, на основе осмысленного восприятия.

         При обучении изобразительному искусству преподаватель моделирует познавательную деятельность  учеников, направляя ее на объект учения, под которым понимается единица содержания образования. Таким образом, принимая единицу содержания образования, ученик принимает цели своего интеллектуального, нравственно-духовного и профессионального развития, средством реализации для которых становится предметная область по изучаемому предмету – рисунку.

         Таким образом, условия развития и взаимодействия систем художественного образования предполагает, определение целей каждой из систем, разработку методической документации для построения каждой системы, выбор методов, средств и форм, обеспечивающих функционирование систем на основе их развития, анализ результата обучения на заключительной стадии определенной системы.

 

Литература

1.     «Искусство и образование». Журнал теории и методики художественного образования и эстетического воспитания. – 2006г. гл. ред. Н.А.Кушаев

2.     Ростовцева Н.И. Школа-учитель искусства. Москва, «просвещение», 1981г.

3.     Никодели Г.Б. Школа рисунка. Москва, «Эксмо» 2002г.