Мухина А. Я.

МГОПУ им.А..Шолохова

Боброва В. В.

КарГУ им.А.Букетова

Соболева С. В.

КарГУ им.А.Букетова

 

Направления развития профессиональной коррекционной работы по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики будущих дефектологов

 

Важнейшей задачей высших учебных заведений является удовлетворение потребностей государства в специалистах высшей квалификации [1].

 Дефектолог, осуществляя профессиональную коррекционную работу по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики, должен хорошо представлять устную речь нормально слышащего человека, которая характеризуется определенным произношением звукового состава в соответствии с фонетическими и фонологическими закономерностями языка  [2].

Профессиональная коррекционная работа по звукопроизношению - эта работа, которая  представляет собой сложный процесс перестройки произносительных навыков. Стереотипы ненормированного произношения слов могут дос­тигать большой прочности и устойчивости. Поэтому коррекционная работа по звукопроизношению с элементами фонетической ритмики определяется нами как комплексная система.

Дефектолог-логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, который мы видим в применении элементов фонетической ритмики:

Звук А - руки впереди вытянутые ладонями вверх. А - в стороны до упора, слабо, без мышечного напряжения (м/н), долго, громко, быстро-громко, долго-тихо, быстро-тихо.

Звук О - руки внизу округло соединены. О - через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой по динамике слабо.

Звук У - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх. У - руки вытягиваются вперед, пальцы смотрят вверх по динамике с незначительными м/н.

Звук И - также, как на У-начальная позиция. И - руки вытягиваются вверх, одновременно поднимаясь на носки с незначительным м/н.

Звук Э - руки впереди вытянуты ладонями вверх. Э - руки разводятся через стороны, слегка поднимаясь вверх, кисти рук опускаются на плечи, локти слегка прижимаются по динамике слабо.

Звук ы - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти сжаты в кулаки на уровне шеи, повернуты к себе. Произнося «ы» делают полукружные движения кулаками от себя с м/н.

Звук П - руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки, на уровне диафрагмы. Па-Па - поперечно опуская, то вправо, то влево кулак, не разжимая кулак, свободно, м/н нет с поворотом головы.

Звук Т- как «П». При Та-Та - резко разжимая то влево, то вправо кулак с м/н. с поворотом головы.

Звук К - руки согнуты в локтях, сжаты на уровне плеч, локти смотрят в стороны, подбородок слегка опущен к груди. Резко отодвинуть локти назад, одновременно запрокинув голову. При «К» или «Ка» со значительным м/н.

Звук Б - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, ладошками вверх.  Ба-Ба - встряхивая кистями рук, одновременно туловище наклонить вперед. При последнем Ба руки выбрасываем вниз, по динамике слабо.

Звук В - руки вытянуты в разные стороны. В - покачивающимися движениями рук и туловища с сильным м/н (самолет).

Звук Г - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне плеч. Га-Га-Га соединены все пальцы внизу подпир. большим пальцем с м/н (гусь).

Звук Д - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, ладошками от себя, вместе. Да-Да-Да - естественное движение руками и головой, как будто вы со всем согласны с незначит. м/н.

Звук Ж - кисти рук сжаты в кулаки, слегка отодвинуты вправо, на уровне груди. Ж - волнообразные движения кулаками, туловищем, ногами, слегка сдвинутыми вправо с м/н.

Звук З - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки ( по обе стороны груди). З - производить дрожащие движения кулаками, сильное м/н.

Звук Л - Изолированно не говорят!- руки согнуты в локтях, смотрят вниз, кисти рук на уровне плеч, полукругло развернуты к себе, как будто в каждой руке по яблоку, резко повернуты к себе. Крупные полукружные движения кистями от себя, даёт произношение твердого. Ла - ( сильное напряжение). Мелкие, полукружные движения дают мягкое Л (слабое напряжение).

Звук М - Исходное положение от «а», руки поднимаем и сгибаем в локтях, локти смотрят в разные стороны, пальцы рук прижимаем к щекам ладошками от себя. Выводим руки вперед произнося «М» и  свободно опускаем с м/н.

Звук Н - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, ладошками к себе. На-На-На - естественные движения рук, как будто дарим ладошками, по динамике слабо, не опуская вниз.

Звук Р - нет упражнений (механически). Упражнение на закрепление- руки в локтях,  локти смотрят в стороны, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. Р - один кулак вращаем вокруг другого с м/н. С наращиванием темпа.

Звук С - руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз,  кисти рук на уровне груди, ладошками от себя. С - руки вытянуты вперед вниз, с м/н.

Звук Ф - кисти на уровне ушей, ладошками от себя. Руки разводим в разные стороны. Пальцы не опуская. Сильное м/н.

Звук Х - локти смотрят в разные стороны на уровне шеи, ладошками от себя. Х-локти выводим вперед, пальцы от шеи не отпускать , локти не опускаются.

Звук Ш - кисти рук ладошками от себя, на уровне груди. Слегка отведены вправо обе кисти. Делаем волнообразные движения руками, туловищем, ногами с сильным м/н.

Звук Ч - произносим краткое «Т», переходя на движения волнообразные с образование «ш». Сокращая время произнесения «ш» до минимума. Получим «Щ» с кратким движением.

Звук Ц - произносим краткое «Т» без интервала в произношении и движением переходим на произношение и движение «с» ( руки вперед, вниз). Сокращая время произношения и движения до минимума, получая звук «ц» с кратким движением.

Дифтонги: начинаем при условии произношения двухсоставных: ИЭ(Е); ИА(Я); ИУ(Ю); ИО(Ё); ОИ и АИ(Й), сокращая до минимума, следовательно,  получаются краткие движения - это полукружные движения, указательным пальцем от себя.

Несомненно, использование приемов ритмики в про­цессе коррекции звукопроизношения облег­чает не только переход от одного этапа коррекции к другому благодаря организующему влиянию ритма и подключению речи к формированию про­извольных основ поведения и движений. Это свидетельствует о перспективности применения подобных технологий в процессе воспитания, обучения и развития детей.

 

Список литературы:

1.     Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999года № 398.

2.     Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004, С. 3.