Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная социально-

педагогическая академия,

Республика Башкортостан

 

БИОГРАФИЯ ГЕРОЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ  В РОМАНЕ ГАЛИ ИБРАГИМОВА «КИНЗЯ»

 

          В башкирской исторической прозе можно выделить группу произведений, включающих в свою художественную структуру черты исторического повествования, научной биографии, документалистики.  В данном случае мы имеем дело с историко-биографическими книгами. Определение «историко-биографический» является в определенной степени условным, рабочим, так как в чистом виде встретить такое произведение в литературной практике трудно. В любом случае «чистота жанра» будет «нарушена» наличием в структуре конкретного произведения элементов документалистики, романа-хроники, биографии, собственно исторического романа, публицистики.

          В башкирской исторической романистике в конце ХХ века были написаны романы, идейно-художественное содержание которых во многом определено биографией, обстоятельствами жизнедеятельности того или иного исторического деятеля. Как правило, центральными героями этих произведений являются видные деятели башкирского освободительного движения XVIIVШ  веков: Карасакал, Алдар-батыр, Батырша, Кинзя и другие.

          Роман «Кинзя» Гали Ибрагимова стал первым крупным произведением этого плана, определившим дальнейшее развитие жанра. Автор на фоне исторических событий второй половины ХVШ века воссоздает образ воина и ученого, старшины и абыза, сподвижника Пугачева Кинзи Арсланова. Назвав свое произведение именем героя, он на протяжении многопланового повествования не «покидает» его, воспроизводит основные вехи его жизни, детально прослеживает процесс физического, духовного роста, становления большой личности.

          Широко использован в романе прием «субъективного повествования», при помощи которого автор «видит» и оценивает явления действительности глазами своего героя. Известные лица русской, башкирской истории (Петр 1, Екатерина Вторая, Пугачев, губернаторы Оренбургского края, Салават Юлаев, Алдар Исякаев…) большей частью «увидены» именно Кинзей, их современником, непосредственным участником, свидетелем событий. Тем самым писатель добивается непосредственности изображения, психологической, исторической достоверности.

Автор детально рисует процесс духовного становления героя, начиная с учебы в медресе, рассказывает об учителях-наставниках. Постепенно в нем вырабатываются лучшие черты национального характера: свободолюбие, любовь к родине, земле, природе, жажда знаний, сострадание к чужому горю, людским невзгодам смелость, честность.

          Если в первой книге повествуется о детских, отроческих годах героя, то во второй части мы видим его как авторитетного лидера башкирского национального движения, активного участника крупных событий. Так в роман входит большая история. В дальнейшем мотив взаимообусловленности героя и времени, характера и обстоятельств становится одним из ведущих.

          Своего героя автор показывает в различных обстоятельствах: наедине с самим собой, в окружении  друзей и врагов, в семейном кругу, в бою, в походе, чем достигаются полнота, психологическая убедительность, художественная выразительность его образа.

Расширяют портрет Кинзи боевые эпизоды, характеризующие его как смелого воина, опытного военачальника. Описанию походной жизни героя уделено немало места в сюжете романа. Так в него органично вплетается тема башкира на чужбине, что помогает оттенить некоторые черты национального характера, а именно: тяга к малой родине, неприятие войны, насилия, ясное понимание их античеловеческой сути. С другой стороны, эти страницы характеризуют башкир, как отважных, решительных воинов, преданных долгу, чести, искусных всадников, метких стрелков.

Особое место в плане создания национального характера в романе занимает тема «человек и природа». Во многих местах читатель видит главного героя на лоне природы, воспринимающим ее красоту, чутко прислушивающимся к ее движениям, шорохам, звукам, мелодиям. Чувство природы особенно у героя обостряется на чужбине, во время заграничных походов. Природа и герой гармонируют друг с другом, она чутко откликается на движения его души, словно пытается облегчить боль, страдания, терзания последнего. Таковы эпизоды, рисующие Кинзю в опустошенном карателями родном ауле или в минуты раздумий о войне, о жизни, о своей судьбе. Тяжелое внутреннее состояние героя параллельно сопровождается описаниями пейзажа, в которых преобладают эпитеты, сравнения типа, «черный смерч», «пустынная голая местность», «убогий шалаш», «померк белый свет», «лес окаменел от скорби», «холодный осенний дождь», «остывшее небо». Природа чутка, отзывчива, она всегда рядом, всегда готова прийти на помощь человеку – эта мысль проходит лейтмотивом через роман.    

Как интеллектуальный  герой, Кинзя видит, что его родной народ живет в бедственном, угнетенном состоянии. В романе немало эпизодов, сцен, воспроизводящих душевные муки, терзания героя в моменты его глубоких раздумий о судьбе башкирского народа. Вся его дальнейшая деятельность, судьба посвящены служению родине, народу. Слова, произнесенные им еще в юности, становятся смыслом всей его жизни: «…в радости и в беде надо быть со своим народом, с родной землей»[1]. Автор убедительно показывает, что  приход Кинзи в стан Пугачева стал закономерным явлением в судьбе героя, логическим завершением процесса его духовного формирования. Герой понимает, что  народный царь на самом деле является самозванцем, но встает на сторону того, кто за народ.

          Авторская версия героя, концепция его личности выстроены на основе документов эпохи, архивных материалов. Г.Ибрагимов ссылается на труды русского историка П.А.Рычкова, башкирских историков, на фольклорные источники и стремится быть объективным, достоверным в освещении основных этапов жизни своего героя, не нарушить логику развития его характера. С другой стороны, как писатель-историк, романист, Г.Ибрагимов широко прибегает к средствам типизации, обобщения, художественной выразительности и изобразительности, творческой фантазии, вымыслу. Благодаря этому частная биография, единичные факты, личная судьба обретают художественное звучание, становятся фактом литературы, искусства. Умелое сочетание частного и общего, единичного и характерного, типического – все это привело к созданию широкого эпического полотна на основе биографии известного исторического деятеля.

          В романе «Кинзя» нашли отражение те тенденции в башкирском историческом романе, которые в дальнейшем получили свое углубление и развитие в творчестве последующих поколений исторических романистов. Это – обращение к личности того или иного деятеля, выработка на этой основе художественной концепции исторической личности, создание национального характера, умелое сочетание элементов частной биографии, художественной документалистики, собственно исторического романа, изображение ведущих конфликтов общественно-политического, нравственно-психологического характера через судьбу исторического лица. Романы Нугумана Мусина «Притяжение свободы», Булата Рафикова «Карасакал», Роберта Баимова «Кречет мятежный», Гайсы Хусаинова «Кровавый пятьдесят пятый» – яркое тому подтверждение. 

 

Примечания

              

   1. Гали Ибрагимов. Кинзя.- Уфа, 1982.- С.100.