Пазухина С.В.

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого

ЦВЕТОВОЙ ДИЗАЙН ИНТЕРФЕЙСА КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ*

(*Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 07-06-00678а))

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является его информатизация. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, научной и организаторской деятельности становится неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности современного педагога. Широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс делает актуальным вопрос построения оптимальной компьютерной обучающей среды. Анализ теоретических работ ряда ученых (Волковой В.В., Кречетникова К.Г., Елисеева Н.Ф., Черненко Н.Н. и др.) показывает, что эффективность компьютерных обучающих программ и качество получаемых при их использовании знаний во многом определяется содержанием и характером программного интерфейса. Дизайн электронных курсов оказывает непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, прочность запоминания, легкость ориентировки, устойчивость внимания, утомляемость и ряд других важных показателей. Следовательно, дизайн интерфейса компьютерной обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне, что, к сожалению, нередко практикуется сегодня. Мы полагаем, что в целях совершенствования качества компьютерных обучающих программ и электронных обучающих курсов требуется научное обоснование системного дизайна компьютерной образовательной среды, одним из важных аспектов которого является цветовой дизайн.

Базовым принципом системного дизайна является конструирование объекта как единого целого, включающего определенные структурные элементы, каждый из которых по отношению к нему является подсистемой, а по отношению к собственным составляющим – системой. В зависимости от особенностей проектируемого электронного курса обосновывается оптимальная модель его дизайн-концепции. В основу проекта, в первую очередь, должны закладываться потребности, интересы, возможности самого обучаемого, который и является конечным адресатом, потребителем данной учебной продукции. Учет именно его особенностей определяет потенциальную эффективность создаваемой системы. Научная обоснованность каждого шага в цепочке создания проекта электронного обучающего курса при использовании системного дизайна позволяет гарантировать наиболее оптимальное сочетание и единство трех составляющих: целевой ориентации, содержания и формальных характеристик (способов отражения информации на экране монитора, организации коммуникативной обучающей среды, функциональных возможностей, эстетической выразительности, образности, способности используемого вербального материала и наглядности вызывать у студентов определенные эмоции, ассоциации).

Особое внимание при разработке электронных обучающих курсов должно уделяться цветовому дизайну. Цвет наряду с формой, шрифтом и текстурой принадлежит к базовым строительным материалам дизайна компьютерных программ. Психотехнологии цвета — это та область, в которой компьютерная графика имеет большое преимущество перед графикой естественной. Экран компьютера, в отличие от листа бумаги, сам излучает свет, и регулирование количества этого света позволяет охватить гораздо более широкий цветовой спектр, чем тот, который можно воспроизвести на бумаге. Необычный, но тщательно продуманный и сбалансированный набор цветов может стать основой великолепной композиции даже в том случае, если все остальные ее элементы будут совершенно посредственными.

Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этой области установлен ряд закономерностей: выявлены предпочтительные для зрения цветовые тона, рассмотрены ассоциации, которые вызывают определенные цвета, описаны гармоничные цветосочетания и др.

При проектировании обучающих компьютерных программ рекомендуется учитывать ряд психофизиологических особенностей восприятия цветов. Так, тёплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый и др.) привлекают внимание, способствуют возбуждению, повышают работоспособность. Теплая окраска приближает объект, делает его визуально больше и активнее. Наибольшее возбуждающее действие оказывает красный цвет. Теплые цвета создают впечатление ускорения времени. Максимума это ощущение достигает в области желтого и оранжевого. Теплые цвета воспринимаются ярче и лучше запоминаются, поэтому для достижения равновесия они должны подаваться в меньших дозах.

Холодные цвета (синий, голубой, зелёный и др.) успокаивают нервную систему, отдаляют и переводят объект на задний план композиции, субъективно уменьшают его в размерах. Наибольшее чувство удаления от предмета и увеличения пространства создают цвета сине-голубой части спектра. Восприятие времени в свете этих цветов замедляется вплоть до полной остановки.

При подборе цветов при оформлении электронных обучающих курсов целесообразно исходить из принципа единства, который предполагает оформление с ограничением используемых цветов до трех-четырех. Светлые оттенки основного цвета рекомендуется применять для фона, более темные — для текста, насыщенные — для декоративных элементов. Главный объект рекомендуется делать более контрастным, чтобы он выделялся на общем нейтральном фоне. Целесообразно использовать следующие сочетания цветов шрифта и фона: черный на белом, белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, жёлтый на синем и др.

Интенсивность визуальных сигналов в обучающей программе должна соответствовать средним значениям диапазона чувствительности анализаторов человека, что обеспечивает наиболее оптимальные условия для восприятия и переработки информации. Наиболее важные и ответственные цветовые сигналы должны располагаться в тех зонах сенсорного поля, которые соответствуют участкам рецепторной поверхности с наибольшей чувствительностью.

Восприятие цвета тесно связано с тем, какую форму и площадь он занимает. Насыщенные цвета в остроконечной форме усиливают присущие им свойства. Мягкие цвета усиливают свое воздействие при круглой форме. При уменьшении занимаемой цветом площади количество оттенков, которые глаз способен различить, уменьшается, и большинство цветов начинают выглядеть более тусклыми и темными. Поэтому рекомендуется для небольших по размеру элементов выбирать более яркие, цвета, а для отражения красоты каких-нибудь темных, слабонасыщенных оттенков отводить достаточно большую площадь страницы. Чем контрастнее цвет элемента на фоне его окружения, тем он заметнее и тем кажется больше. Следует учитывать, что если цвет слишком темный, то глаз склонен воспринимать его как черный, а незначительная его светлота списывается на неаккуратность художника или на слишком яркий монитор. То же относится и к белому: почти любые незначительные примеси (кроме синего) вызывают ощущение неопрятности. Чтобы заставить эти цвета звучать, необходимо поддержать и развить нужный оттенок в других элементах.

Следует учитывать также эмоциональный заряд, который несут цвета. Теплые тона, как правило, ассоциируются с радостью и весельем. Холодные цвета, напротив, настраивают на серьезную деловую атмосферу, иногда вызывают отрицательные эмоции. Анализ ассоциаций студентов, проведенный нами по экспериментальной методике «Взаимосвязь эмоций и цветовых предпочтений», где в качестве стимульного материала выступал список эмоций (по К. Изарду) и набор основных цветов, показал, что удивление ассоциируется у студентов преимущественно с желтым цветом (так ответили 50% опрошенных), радость – с белым и розовым (по 30%), интерес – с желтым (60%), грусть – с голубым, синим и серым (по 30%). Гнев в представлении студентов красный или черный (по 40%). Отвращение более 80% опрошенных соотнесли с коричневым цветом, стыд с серым и красным (по 30%). Страх ассоциируется у студентов, в основном, с черным (60%), но встречается также белый и серый страх (по 10%). Утомление, по мнению большинства опрошенных, имеет серую окраску (80%).