Курманбаева Л. Т., к.ф.н., доцент

Каз АТК им. М. Тынышбаева, г Алматы, Республика Казахстан

 

НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Основной составляющей  материальных ценностей этнокультуры казахов является народное прикладное искусство.  Прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем отличающихся эстетическими художественными качествами. Оно занимает особое место в истории этнокультуры. Его истоки уходят в глубь тысячелетий. С древнейших времен на территории Казахстана разрабатывались богатые месторождения меди, олова, золота и других драгоценных и цветных металлов, о чем свидетельствуют данные археологии. Материалы раскопок демонстрируют высокий художественный уровень древней торевтики. Обобщенностью форм, художественной выразительностью отличаются ювелирные изделия эпохи бронзы, шедеврами ювелирного искусства являются выполненные в скифском зверином стиле золотые изделия из Иссыкского могильника, Чиликтинских, Бесшатырских курганов, полихромные золотые украшения усуней из Каргалинского клада, золотые изделия гуннского периода из могильников близ озера Боровое и другие художественные изделия из погребений последующих периодов.

Народные прикладное искусство неотделимо от орудий производства, его уровень зависит от умений и навыков народных мастеров различных ремесел, от духовной сферы человека. Любое творчество не может претвориться в жизнь без духовной культуры, без тонкого восприятия окружающей действительности.

И в этом плане казахский этнос сохранил древнейшие традиции, восходящие к искусству ранних кочевников.

Условия кочевого образа жизни, в силу тех сложных обстоятельств, которые выпали на долю казахского этноса, не дали возможности выработать присущих оседлым цивилизациям станковых и монументальных форм изобразительного искусства, но зато выработали свою технологию производства, формы и декор предметов быта, превратив их в подлинные памятники культуры.

В искусстве казахов имеются несколько групп орнаментов: геометрические, растительные, зооморфные и космогонические, они тонко сочетаются в общей композиции народно-прикладного искусства. Цвет красок, как правило, ограничивается естественными цветами сырья- белым, черным, коричневым, и красным. Предпочтение, в свою очередь, отдавалось очень ярким цветам.

Основные мотивы казахского орнамента: зооморфные - мүйіз, қос мүйіз, қыңыр мүйіз, қаз мойын, табан, өркеш, өрмекші; растительные - ағаш, жапырақ, үш жапырақ, өткізбе, шиыршық, гүл, жауқазын; космогонические-  шеңбер, шимай, төртқұлақ, шұғла, жұлдыз, айшық, бітпес;  геометрические - сүйір, ирек, төртұшқыл, балдақ, қармақ, тұмарша и др.

Искусствовед В.Н.Чепелев отмечал, что «казахи живут как бы в мире орнамента: окружающая действительность своеобразно опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежда – все любовно покрывается орнаментом».

Казахский орнамент сохранил в себе все лучшие традиции искусства наших предков. Он был связан с древней мифологий и разрабатывался на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, беркута, верблюда, лошади, змеи, филина и т.д. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок, симметрия, как один из принципов орнаментации, имели символическое значение, служили выражением определенных понятий. Так, синий цвет – символизировал небо, поклонение небу; красный – огонь, солнце; белый – истину, радость; черный – землю; зеленый – весну, молодость. Рисунок казахского орнамента довольно четкий и крупный, линий отличаются плавностью и изяществом. /168, 169, 170/

Зооморфный орнамент утвердился в прикладном искусстве как основной мотив, что было определено историческим и социально - экономическими условиями жизни казахского этноса. О его исторической судьбе как преемника материальной и духовной культуры, сложившейся в ведущей отрасли скотоводческого хозяйства, говорят факты, приведенные в работе С.Муканова, в частности, изображение бараньих рогов сохранились на керамических предметах андроновской (ІІ тысячелетие до н.э.) и Бегазыдандыбаевской (І тысячелетие до н.э.) культур, скифо-сакского времени (VII-III вв до н.э.).

Необходимо отметить, что на древнюю культурную традицию казахов принятие  исламской религии  не смогло оказать большого  влияния в изображении животных и человека, хотя по мере распространения и углубления в широкие народные массы в последующем  истечении времени заметно возросло. Народные умельцы вырезали из дерева скульптурные изображения скакунов, маралов, ловчих птиц. Многие некрополи украшались зооморфной настенной живописью.

Яркие изображения животных, птиц  и человека включались не только в композиции фресок в купольных мавзолеях, но и на вышивках одежды, резьбе и тиснениях на предметах быта. Об этом свидетельствуют памятники, зафиксированные на рисунках известных художников, в частности у Е.А.Клодт.

Ювелирные изделия и украшения казахского народа также определяют уровень развития материальной культуры в целом, народно-прикладного искусства в частности, на определенном историческом отрезке времени. Украшения не только были предметом роскоши знатных сословий, они явились выражением традиционной духовной сферы, суеверных представлений, убеждений, связанных с обычаями и обрядами. Пристрастие к всевозможным украшениям своими корнями уходит в глубь веков. Уже в эпоху неолита появляются украшения из костей, зубов, клыков животных и т.д., призванные придавать своему хозяину силу, ловкость зверя, ограждать его от возможных напастей и бед.

Но до сих пор сохранились, в особенности среди женщин старшего возраста, суеверные представления, связанные с традиционными украшениями. Так, согласно поверьям, ношение серебряных браслетов ограждает от испуга, кошмарных снов. С помощью других ювелирных изделий можно избежать возникновение недугов.

На протяжении всей своей жизни женщины-казашки носили разнообразные украшения: серьги, кольца (жүзік), амулетницы- тұмарша, браслеты-білезік, бой-тұмар и другие. В работе Ш.Ж.Тохтабаевой «Семантика казахских украшений», достаточно полно отражены функции казахских украшений.

Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределялось спецификой производства. Казахские ювелиры - зергеры (зер-зар в переводе с персидского - золото) работали в одиночку, мастерство свое передавали по наследству. Они располагали определенным инструментарием, проходили предварительное обучение. Круг предметов, изготовлявшихся зергером, был широк: сюда входили женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования  деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения. В качестве материала использовали золото и гораздо чаще серебро.  Зергеры умели выявить красоту металла. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканки мелкими окружностями, воспринималось живым и вибрирующим в результате штриховки зигзагами. Свои изделия ювелиры отделывали драгоценными камнями - рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, а также агатом, хризопразом, сердоликом, жемчугом, кораллом, перламутром. В ход шли также смальта, паста и цветные стекла.

Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом среди всех социальных слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, со всем идейно-религиозным комплексом.

Характер и количество украшений соответствовали возрасту женщин. В первые годы жизни девочки носили простые серьги и браслеты. С возвратом у девушки украшения менялись, ювелирные изделия становились более нарядными. После замужества украшения постепенно упрощались. Существовали украшения-знаки, символизирующие девичество, или вступление в брак.

Со временем в ювелирных изделиях стала преобладать декоративная сторона, их первоначальное магическое значение постепенно утрачивается. Эстетическая и праздничная функции доминируют в украшениях. Ювелирные изделия становятся неотъемлемой частью женского туалета, придавая художественную законченность традиционному костюму. Формируется комплект ювелирных изделий, объединяющийся единством техники, орнаментации и конструктивной основы. Веками разрабатывались и видоизменялись характер и композиционное соотношение набора украшений, в зависимости от ареальных различий складывался свой образный строй, но в целом его состав был единым для всего Казахстана. Особенно полным и нарядным выглядел свадебный ансамбль украшений. Головной убор декорировался ювелирными изделиями, бляхами и камнями, с обеих боковых сторон струились низки коралловых, жемчужных, перламутровых бус, перехваченных местами серебряными пластинами. Свадебный халат обшивался монетами, камнями, серебряными, перламутровыми бляхами. Кораллами и жемчугом обшивались края оборок платья, серебряными бляшками – края горловины, серебряными бляхами декорировались кожаный или бархатный пояс и обувь, на груди носили ожерелье, в ушах – серьги, волосы украшали подвесками – накосниками, на руки надевались браслеты и перстни. Декоративную роль в костюме играли также изделия практического назначения – пуговицы, запонки, застежки, туалетные принадлежности. Таким образом, невеста облекалась в сверкающий серебром и цветными камнями наряд. Ювелирные украшения, подчеркивая женскую красоту, одновременно создавали атмосферу исключительности, необычности и пышности свадебного события.

Главным декоративным акцентом в комплекте являлось нагрудное украшение, выделявшееся богатством отделки. Ожерелье девушки надевали чаще всего в торжественных случаях.

Геометрическая четкость, строгость декоративного решения свойственны массивным ожерельям өңіржиек с вертикальным строем конструкции, состоящей из подвижно соединенных крупных пластин. Изяществом форм отличается ожерелье алқа с горизонтальной композицией, образующейся из специальных монет, камней в оправе, ажурных или цельнометаллических медальонов. Художественную роль в ней играют частные миниатюрные подвески на ажурных цепочках. Красочно выглядят матерчатые нагрудники өңірше,  декорируемые яркой вышивкой, золотистым позументом, цветными камнями, ювелирными изделиями. В качестве нагрудного украшения использовались бусы моншақ из серебряных шариков, кораллов, жемчуга, перламутра, бирюзы, бисера и амулетницы тушпара, бой тумар. В амулетницах треугольной формы типа тұмарша декор образуется из сочетания позолоты, зерни, накладной скани и вставок бирюзы. Треугольная и трубчатая формы соединяются в амулетницах типа бой тұмар в гармоничную композицию,  поверхность которой оживляется комбинациями из зерни и узором накладной скани. Существовали шейные украшения: тамақ алқа – изделие, состоящее из подвижно специальных камней в оправе, тік жага – бархатный воротничок, вышитый серебристой канителью и декорированный серебряными бляхами, тамақша – матерчатая полоска, обшитая камнями и серебряными бляшками с сеткой из серебра и кораллов у основания.

Постоянно носимым украшением являлись серьги. Существует множество типов и вариантов серег. Широко распространены орнаментированные плоские серьги разных форм, очень популярны серьги - лунницы ай сырга, иногда с вырезной звездой с внутренней стороны. Своеобразны проволочные серьги различной сложной конфигурации шығыршық сырға. Изящны филигранные серьги жұқа селдір сырға.

Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – көзді, тасты сырға. Популярны были шаровидные серьги с подвесками на длинных цепях козалы, қозы, толма төбе сырға. Частые, иногда двухъярусные подвески различных форм являются декоративным акцентом в серьгах типа салпыншак, сабақ, шашақ сырға.

Обязательным атрибутом женского туалета являлись звенящие подвески – накосники, украшавшие и одновременно подчеркивающие длину и густоту волос, олицетворяющих девичью красоту. Накосники типа шолпы и шаштенге подвешивались к концам кос и составлялись из монет (от двух до девяти), цельнометаллических или ажурных медальонов со вставкой из сердолика, переливающихся перламутровых блях, соединенных по вертикали петельно-кольцеобразным способом в один или три ряда. В конструктивной основе украшения для кос типа шашбау – длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), шнур, лента с нашитыми монетами, перламутровыми бляхами. Концы шашбау заканчиваются пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос.

Здесь декоративный акцент создавал каскад звенящих струящихся подвесок – бубенцов, вызывающих ассоциации с росой, дождем, семенами и ягодами. Специальным девичьим украшением являлась декоративно оформленная брошь для волос желкелік или шаш керме, крепящаяся на затылке. К сугубо женским украшением относятся матерчатый чехол для кос шаш қап, декорируемый позументом, ювелирными изделиями, вышивкой.

Браслеты блезік обычно носили по одному или парно на обеих руках, иногда надевались на руки два браслета. Браслеты бывают сплошные и составные: образующиеся из двух-трех частей, соединенных шарнирным способом – топсалы блезік или при помощи створок – қақпақ блезік. Лаконичны и выразительны формы браслетов круглых, квадратных в сечении жуыр блезік, отмеченных в центральной части выступами, а на концах порой смоделированных в виде змеиной головы.

Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они явились повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня, стекла. В одних случаях декоративную основу составляет камень, его цветовая насыщенность, глубина тона, в других – сам каст, его форма и орнаментация. Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса отау жузік, птичьего клюва құс мұрын жузік, иногда озвученного помещенным внутрь камешком, в виде черепахи тасбақа жүзік. Элемент игры присутствует в конструктивном решении сборных перстней – головоломок жималы жүзік, составляющихся из четырех – пяти колец различной конфигурации. Гармоничным соотношением декора и формы, художественной законченностью отличаются круглые перстни с декором, символизирующим солнце. Самобытны массивные перстни для свах с двумя шинками. Широко были распространены перстни литые, ажурные, а также кованые, декорированные чернью, гравировкой, эмалью, чеканкой, штампованным узором.

Застежки қапсырма, қаптырма, ілгек состоят из двух частей, соединяющихся шарнирным или петельно-кольцеобразным способами. Застежки стягивали борта камзола обычно в талии, но иногда для большей декоративности нашивали параллельно по вертикали несколько застежек.

Формы застежки очень разнообразны. Бытовали застежки объемные и плоские. Объемные застежки представляют собой металлический каст, камень в оправе, штампованный конус или полусферу. Плоские застежки, отличающиеся красотой и выразительностью формы, часто со вставкой в центре из камня или стекла, принимают стилизованные изображения лотоса, восточного огурца, лепестка, трилистника, бутона,  рогов барана, грифона, рыбы, птицы, месяца со звездой, солнца и т.д. Декор сообразно форме образуется гравировкой, чернью, эмалью, чеканкой, штамповкой, литьем, сквозной резьбой.

Пояса, стягивающие талию, явились одним из важных компонентов традиционного костюма. Женские пояса бытовые металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами. Разнообразно художественное решение декоративных блях. Строги и монументальны пояса со штампованными и чернеными бляхами, изящны и легки ажурные. Производят впечатление блеска и яркости пояса с бляхами, отделанными цветными камнями, украшенными голубой и разноцветной эмалью в сочетании с позолотой.

Дополняли комплект украшений и усиливали впечатление от костюма фибулы, броши, запонки, пуговицы, застегивающие горловину платья и декорирующие одежду, бляшки, подвески-обереги из сердолика, цветные камни, ювелирные изделия, красиво отделанные туалетные наборы (зубочистка, ухочистка).

Художественную ценность приобретал камзол, обшитый по краям и в талии монетами, камнями, серебряными и перламутровыми бляхами. Спинка камзола по центру украшалась специальным довольно крупным ювелирным изделиям сложной конструкции. Впереди камзол расшивался брошами, бляхами, пуговицами и подвесками – оберегами из сердолика, обрамленного серебром и часто окруженного бирюзой. Декоративное решение изделий, дополняющих комплект украшений, соответствовало общему образному строю ансамбля и не нарушало его целостности и гармонии.

Традиционные украшения несли также функции имущественного, возрастного и территориального различий. Имущественная дифференциация отражалась, в основном, через материал, количество носимых украшений, полноту и относительность комплекта ювелирных украшений, сложность художественно-технического решения. Так, в комплекс ювелирных украшений богатых женщин входили золотые украшения со вставками из драгоценных камней, выполненные тщательно в техническом отношении и отмеченные сложностью художественного замысла. Если богатые женщины могли заказать зергеру весь комплект украшений, исполнимый в едином стиле, то набор ювелирных изделий бедных складывался постепенно из отдельных разрозненных вещей.

Благодаря творчеству народных мастеров, умельцев народных ремесел развивалось казахское прикладное искусство. Оно совершенствовалось вместе с развитием материального производства. По уровню роста, которого мы можем судить о материальной культуре, способствовавшей обмену знаниями и умением создавать мир прекрасного, аккумулирующей сведения, информацию о творчестве и художественной школе народных мастеров.

Веками выработанный изумительный колорит национальных изделий находят и могут еще найти более широкое применение в искусстве  современного Казахстана. Изучение народного достояния и умелое его применение в жизни, несомненно, окажет воздействие на развитие эстетического вкуса и научит ценить творчество мастеров.

 

Исползованные литературы

 

  1. Библер В.С. Нравственность, культура, современность (философские размышления). - М.: Знание, 1990. - С.127.
  2. Библер В.С. От наукоизучения к логике культуры. - М: Наука, 1991. - 210 с.
  3. Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. - М.: Мысль, 1989. - 156 с. 
  4. Бороноев А.О. Человек в зеркале наук. - СПб, 1991.
  5. Бромлей Ю. Этнознаковые функции кульуры. - М.: Наука, 1991.
  6. Будаков Л. Сравнительный словарь "турецко-татарских наречий".Т.1. - СПб, 1869. -750 с.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. 266 с.
  8. Востров В. Общественный и семейный быт казахов. //Народ Средней Азии и Казахстана. - М.: Просвещение, 1963. - с. 436.
  9. Востров В.В., Кауанова Х.А. Материальная культура казахского народа на современном  этапе. - А-Ата: Наука, 1972. - 120 с.
  10. Габитов Т. Көне тypiқ өркениетi көнере ме? // Зерде, 1996, N 11-12, 23 6.
  11. Галетиани Р.Т. Роль национальной культуры в развитии интернационального типа личности. - М, 1989.