К.ф.н. Айтимов М.К.

 

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Республика Казахстан

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗВУЧИЕ ПОЭТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ В ПРОЗЕ А.С. ПУШКИНА И В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСКОМ РОМАНЕ

 

   Известно, что в художественных произведениях отражается как жизнь отдельного человека, так и окружающая его социально-общественная среда. Исторический путь  развития каждого народа описывается в прославленных творениях известных деятелей литературы. Бессмертность образцов классической литературы объясняется тем, что они преодолевают  временные границы  и находят отклик в душах современных читателей.

   Классические произведения мировой литературы вечны и всегда пользуются читательским спросом. Творения Абая, Шакарима Кудайбердиева, Султанмахмута Торайгырова, Магжана Жумабаева, Жусупбека Аймаутова, Миржакипа Дулатова, Сакена Сейффулина, Беимбета Майлина, Илияса Жансугурова, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габидена Мустафина, а также художников второй половины ХХ века и начала ХХІ века отражают единый образ казахского народа, имеющего многовековое историческое прошлое и великое будущее.

   По такой же шкале ценности   оцениваются произведения великих мастеров художественного слова мировой литературы. Современный казахский роман продолжает традиции отечественного художественного слова, которые были сформированы предыдущими поколениями национальной литературы. Безусловно, мастера казахской словесности многому научились именно у столпов мировой литературы. В этом плане следует обратить внимание на творчество А.С.Пушкина, оказавшего  плодотворное влияние на казахскую духовную культуру. В связи с этим целесообразно остановиться  на проблеме созвучия особенностей воплощения исторической правды в прозе А.С.Пушкина и в современном казахском романе.

   Согласно теоретическим положениям литературоведения «Историческая правда есть художественное воплощение жизненной правды в произведении  на  историческую  тему...» В историческом жанре наряду с реальными событиями описываются вымышленные явления, вместе с историческими личностями раскрываются вымышленные персонажи.

   Несомненно, в историческом произведении сюжет основан на реальных событиях. Поэтому писатель должен владеть конкретной информацией об исторических событиях. Он не вправе отходить от объективной исторической правды.

   Как бы не описывалась прошлая эпоха, она должна отразить исторические особенности времени. Эпоха должна быть воплощена достоверно. Для этого нужно опираться на исторические источники [1,195-196].

   При создании прозаических  произведений на историческую тему писатели    используют большое количество конкретных фактов с целью правдивого художественного воплощения эпохи. Исторические события пошли реалистическое отражение в «Капитанской дочке», «Истории Пугачева», «Арабе Петра Великого». Так, в «Истории Пугачева» А.С. Пушкин обращается к архивным материалам, к произедениям зарубежных писателей, к некоторым рукописям, легендам, свидетельствам  очевидцев. При зтом Пушкин замечает: «Сведения о восстании Пугачева, которые до сих пор считались государственный тайной, сданы теперь в качестве исторического материала в Санкт- Петербургский архив. Император сразу же после занятия престола, приказал привести в порядок эти документы. Таким образом. Эти сокровища иогли быть затоплены водой. Они все же были изъты подвалов». [3,5]

Традиции классиков мировой литературы и их опыт работы с историческими источниками в сочитании с творческой фантазией оказали плодотворное влияние на процесс становления и развития казахской прозы.

В ХХ веке происходит творческое развитие принципа историзма, его обогощение  на основе  индивидуального стиля и не повторимого  своеобразия каждого художника. Вполне аргументировано  замечание литературоведа Ш.Елеукенова относительно исторической правды в современном казахском романе. [4,313-314]

   Данная точка зрения помогает понять поэтику современного казахского романа.

   Большая часть современных казахских романов охватывает широкую художественную тематику.

   Возникновение и становление на исторической арене суверенного государства Республики Казахстан открывает новую страницу в истории творческого развития национального художественного слова и искусства. Переоценка и переосмысление материальных и духовных сокровищ национальной культуры ставит сложные задачи перед мастерами художественного слова.

   Актуальность научно- теоретического рассмотрения художественного решения исторической правды в современном казахском романе в  широком контексте мировой классической литературы не подлежит сомнению.

   Созвучны в трактовке исторической правды с шедеврами мировой литературы образцы национальной словесности: «Берег Сыра» З.Шукурова,  «Преступление» К.Шабданулы, «Белая орда» Д.Досжанова, «Загадка Абая» Р.Токтарова, «Я» М.Магауина, «Тайна замкнутой жизни», «1986», Б.Тлегенова, «Белая юрта» С.Елубаева и др.

   В названных романах мастерски воспроизводятся собятия исторического прошлого,  раскрываются образы известных общественных деятелей.

   Таким образом, казахские романы, созданные в период с 90-х годов ХХ века до начала ХХІ века, обогатили сокровищницу национальной словесности. Историческая правда, показанная в произведениях столпов мировой литературы (Л.Толстого, А.Пушкина, Р.Тагора, Э.Хэмингуэля, М.Ауэзова и др.), нашла  художественное решение и в произведениях современной казахской прозы. Новые творения отечественной словесности подняли статус литературы независимого Казахстана. Это свидетельство того, что национальная культура развивается в русле мировой литературы.

 

Литература

1.                      З.Ахметов, Т.Шанбаев. Словарь терминов литературоведения. Алматы: Ана  тілі, 1996 - 240с.

2.                      А.С.Пушкин. Капитанская дочь. - Алматы: Министерство КазССР, 1947, 161 с.

3.                      А.С.Пушкин. История Пугачева.-  Алматы: МККАБ, 1956, 132с.

4.                      Ш.Елеукенов. От фольклора до романа-эпопеи: Идейно-эстетическое и жанровое своеобразие казахского романа. –Алматы: Жазушы, 1987, 352 с.