Филологические науки/9. Этно-, социо- и психолингвистика

Клевцова В.М.

Белгородский государственный университет, Россия

Социокультурная интерпретация концепта «жадность»

Уникальность природы человека и особенности его ментальности и социокультурной жизни всегда были предметом пристального внимания науки. Особую актуальность эти вопросы приобрели с возникновением когнитивной науки, а с ее развитием, и когнитивной семантики в частности. Когнитивная семантика своей основной задачей ставит решение вопроса о том, каким образом возникает то или иное значение. Ученые-когнитивисты уделяют пристальное внимание кодированию и декодированию высказываний, а приоритетным принципом является осмысление содержательных ментальных конфигураций (Сухачев, 2000: 191).

Одной из имплицитных характеристик поведения и характера человека является жадность. Это одно из первичных понятий, входящее в состав оценочности человека как социальной единицы. Первые упоминания о проявлении жадности встречаются в тексте Библии. Для получения наиболее объемного и содержательного представления о функционировании и актуализации концепта жадность рассмотрим эту номинативную единицу с позиции религии.

Как известно, жадность является одним из семи смертных грехов. В английском языке они известны как «the seven deadly sins, the capital vices, or cardinal sins». Канонический список смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал алчность (жадность), чревоугодие, сладострастие (похоть), гнев, зависть, уныние (или лень) и гордыню. В оригинале на латинском языке список выглядит так (с современным английским вариантом): Avaritia (greed), Gula (gluttony), Luxuria (extravagance, later lust), Ira (wrath), Invidia (envy), Acedia (sloth), and Superbia (pride). Библия не приводит точного перечня грехов, но предостерегает от их совершения - в ветхозаветных Десяти Заповедях, данных Богом Моисею на горе Синай.

Известно несколько точек зрения на причисление именно этих грехов в категорию смертных. По одной из них, семь грехов выделены не потому, что это особо тяжкие или самые великие из всех грехов, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи (Кругосвет). Следовательно, они ведут к гибели бессмертной души, попадающей в ад.

Существует и другое мнение, в соответствии с которым определение таких грехов оправдано тем, что преступника наказывали смертной казнью. Но значение слова "смертные" гораздо глубже. Ими считаются те грехи, которые не покрываются смертью человека, а остаются с ним и после того, как он перейдет в иной мир, и где ему придется отвечать за них по всей строгости (MIGnews.com.ua).

Римская католическая церковь говорит, что смертные грехи разрушают благословенную жизнь и обрекают грешника на вечное проклятие (Wikipedia.org). Таким образом, смертные грехи преследуют человека и после его смерти.

В контексте нашего исследования нас интересует не только жадность, но и чревоугодие как один из скетч-фреймов для фрейма "жадность", специфицирующий чрезмерное увлечение поглощением пищи. Жадность и чревоугодие относятся к грехам невоздержанности, избытка.

Главы средневековой церкви (один из них – Томас Акинас) расширили традиционный взгляд на чревоугодие и разделили его на шесть видов, в зависимости от его характеристики:

·                     Praepropere eating too soon

·                     Laute eating too expensively

·                     Nimis eating too much

·                     Ardenter eating too eagerly

·                     Studiose eating too daintily

·                     Forente – eating too fervently (Wikipedia.org)

Современное понимание чревоугодия включает в себя три вида: Nimis, Ardenter, Forente, так как ассоциируется в настоящее время именно с избыточным, непреодолимым стремлением потреблять большое количество пищи. Интересен и тот факт, что слишком ранний, слишком изысканный прием пищи или слишком дорогие блюда утратили актуальность для понятия чревоугодия в настоящее время.

Особенностью функционирования скетч-фрейма обжора в текстах Библии является эксплицитная пейоративная коннотация.

«Drunkards and gluttons become poor, and drowsiness clothes them in rags» (Proverbs 23:21).

«The Son of Man came eating and drinking, and you say, 'Here is a glutton and a drunkard, a friend of tax collectors and «sinners» (Luke 7:34).

Как видно из контекстов, чревоугодие ни в одном случае не является единственным недостатком, а обязательно сопровождается рядом негативных качеств, чаще всего из которых встречается избыточное употребление алкогольных напитков.

Один из величайших поэтов Возрождения Данте Алигьери в "Божественной комедии" составил свою иерархию грехов в зависимости от их угрозы любви. Таким образом, автор поставил любовь в качестве высшего блага для человека. Согласно его оценочной интерпретации жадность (скупость) и чревоугодие он поместил в конец списка, тем самым подчеркнув, что они не так явно сказываются на проявлениях любви, как, например, гордыня, зависть и гнев, которые поэт зачислил в категорию отступничества от любви. То есть Данте Алигьери считал жадность наименее серьезным грехом.

В тексте Библии (Holy Bible) находим такие контексты:

«A greedy man brings trouble to his family» (Proverbs 15:27);

«A greedy man stirs up dissension, but he who trusts in the LORD will prosper» (Proverbs 28:25);

«By justice a king gives a country stability, but one who is greedy for bribes tears it down» (Proverbs 29:4).

«Yea, they are greedy dogs which can never have enough, and they are shepherds that cannot understand: they all look to their own way, every one for his gain, from his quarter» (Isaiah 56:11).

Таком образом, жадность не только порочит душу человека, но и несет за собой несчастья для близких ему людей. Вера в Бога подразумевает отсутствие жадности, которая неизбежно ведет к спорам и разладу и отрицает смирение. Жадный человек может разрушить стабильность целого государства, нарушив планы правителя, не имеет права называться человеком, он уподобляется ненасытной собаке, животному, для него существует только собственная выгода и собственные желания, подавляющие желания других людей.

Следует особо отметить такую особенность актуализации концепта жадность и скетч-фрейма чревоугодие в составе данного концепта. Как известно, чревоугодие определяется как стремление к чрезмерному потреблению пищи, то есть как жадность в еде. На основании приведенных выше примеров ясно, что жадность своей целью ставит накопление материальных ценностей и максимально возможное предотвращение потери сохраненного. Но чревоугодие, особенно подкрепленное чрезмерной тягой к крепким напиткам, в конечном итоге приводит к потере всего состояния и обрекает человека на нищенское существование. Таким образом, семантическое наполнение концепта и внеязыковая действительность в нашем примере не находят должного обоснования.

Современная светская точка зрения на жадность как на один из семи смертных грехов отличается от традиционного взгляда религии. Например, обозреватель газеты "Guardian", пишущий под псевдонимом "Мистер Смолуид" (имя одного из персонажей Диккенса), не без сарказма отмечает, что в британском обществе в настоящее время список смертных грехов сократился до шести, учитывая самоустранение из этого списка жадности. В подтверждение своей точки зрения он приводит следующие доводы. Мистер Смолуид полагает, что жадность во времена правления Маргарет Тэтчер была официально оправдана и переименована в стимул к работе (incentive). Однако стимулом она стала только для состоятельных людей, тогда как для менее обеспеченных людей стимул обернулся в струйки (trickledown) надежды на то, что плоды жадности богатых когда-нибудь просочатся и к бедным. Мистер Смолуид в качестве подтверждения также приводит девиз антигероя фильма "Уолл Стрит" Гордона Гекко: «Greed, for lack of a better word, is good». Авторы фильма стремились показать сарказм философии Гекко, однако, как отмечает обозреватель, некоторые зрители в многочисленных кинозалах приветствовали её восторженными возгласами, что понимается как одобрение проявлений жадности. Согласно философии Гекко, грешниками как раз являются те, кто жалуется на жадность людей большого бизнеса и индустрии (guardian.co.uk).

Существует научная точка зрения, раскрывающая физиологические мотивы проявления жадности. Так, испанский биолог Джон Медина объясняет происхождение людских пороков, в том числе жадности, особенностями человеческой природы и наличием определенных генов (MIGnews.com.ua). Ученый в своей книге "Ген и семь смертных грехов" высказывает мнение, что сопротивление грехам бесполезно и не приведет к положительному результату, поскольку в наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые до сих пор живут в человеческом сознании.

Чревоугодие (обжорство), согласно теории Медины, также может быть интерпретировано с научной точки зрения и оправдано. Голод, по мнению автора, является ощущением, появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии. А к греховному, излишнему поглощению яств нас подталкивают находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин, который отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Автор оправдывает человека утверждением, что чрезмерное употребление пищи не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть.

Относительно самой алчности (жадности, скупости), автор говорит следующее. С психологической точки зрения он рассматривает жадность как навязчивую, но естественную борьбу за право собственности. Науке пока не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. Однако были выявлены гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, – страх и беспокойство.

Доктор Медина указывает на пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление "жадных" чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело. А последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение "центров скупости".

Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили, что при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием "нуклеус аккумбенс". Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось.

Таким образом, доктор Медина оправдывает жадность, так как считает, что нет ничего плохого в том, что человек не хочет ни с кем делить свое имущество или сбережения.

Теперь приведем пример современного видения жадности как одного из семи смертных грехов носителя американской культуры. В своей книге «Greed», посвященной описанию исследуемого нами явления со времен Святого Павла до современных дней, автор Филлис А. Тиккл называет жадность «the Matriarch of the Deadly Clan», the ultimate source of Pride, Envy, Sloth, Gluttony, Lust, and Anger», таким образом, определяя жадность как наиболее серьезный из всех грехов, такой грех, который влечет за собой порождение остальных грехов. Также автор приводит цитату из Священного Писания сикхов Ади Грант: the Sikh holy book Adi Granth asks: "Where there is greed, what love can there be?" Данная точка зрения репродуцирует мнение Данте Алигьери, который исключает возможность проявления чувства любви там, где есть место жадности. Филлис А. Тиккл предлагает рассматривать жадность как наиболее коварное чувство: «Greed explores the full range of this deadly sin's subtle, chameleon-like qualities, and the enormous destructive power it wields, evidenced all too clearly in the world today».

Автор показывает, как изменялось восприятие жадности от средневекового понимания скупости как духовного врага к социологической концепции XIX века, к психологическому недостатку в XX веке и, наконец, к новому взгляду на жадность, убедительно воспроизведенному в произведениях современного итальянского художника Марио Доницетти, как на нечто трагическое, но в то же время привлекательное.

В своей книге Филлис А. Тиккл подчеркивает необходимость порицания жадности, призывает отказаться от понимания жадности как положительного и стимулирующего качества, забыть социальную концепцию жадности как побудительного момента и взять за основу первоначальное осуждение смертного греха жадности.

Таким образом, лингвистическое обоснование актуализации концепта жадность и формирование оценочного аспекта данного концепта во многом мотивировано исторически сложившимися социокультурными предпосылками, важную роль в которых сыграли религиозные писания.

Литература и электронные источники

Сухачев, Н. Л. Когнитивная лингвистика и концепция языка [Текст] / Н. Л. Сухачев // Скребцова Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики. – СПб., 2000. – C. 190-199.

Энциклопедия Кругосвет On-line

MIGnews.com.ua

Wikipedia.org

"Greed" Phyllis A. Tickle 120 p

Holy Bible