Нестерик Э.В.

Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова

Пути исследования плана содержания и плана выражения субъективного художественного времени

(на материале английского языка).

 

Настоящая статья посвящена исследованию плана содержания и плана выражения субъективного художественного времени. Категория времени является объектом изучения многих дисциплин – философии, психологии, литературоведения, лингвистики текста и др. Наиболее изученным является объективный аспект категории времени. Что касается субъективного времени, то здесь очень много еще неисследованного. В работах, посвященных категории художественного времени, называются отдельные способы передачи субъективного времени в художественном тексте. Однако этих сведений недостаточно для того, чтобы составить представление о том, как формируется план содержания и план выражения исследуемого явления.

Субъективное художественное время (время персонажей) включает в себя следующие типы времени: субъективное восприятие времени героем произведения, его биографическое время, время его деятельности. Объектом нашего исследования является субъективное восприятие времени персонажами, или психологическое художественное время. Цель исследования – определить, как формируется план содержания изучаемого явления, какие понятия передаются субъективным временем; выяснить, как моделируется психологическое время в художественном тексте.

В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: определяется понятие субъективного восприятия времени, выясняется, что представляет собой это время в плане содержания, какие средства могут быть использованы для его языкового закрепления.

Начнем с определения понятия психологического времени. Субъективное восприятие времени героями произведения – одна из категорий художественного времени. Его основу составляет перцептуальное время, являющееся условием смены человеческих ощущений и других психических актов субъекта (Зобов, Мостепаненко, 1974, с. 11). Однако чаще всего это время понимается как специфическое отражение реальных временных взаимоотношений в сознании отдельного индивидуума (Тураева, 1979, с. 17; Слюсарева, 1976, с. 109).

Специфика перцептуального времени заключается в том, что под влиянием различных внутренних и внешних факторов ход времени в сознании субъекта может нарушаться – замедляться, ускоряться, прерываться, останавливаться, обращаться вспять (в воспоминаниях), устремляться к будущему (в мечтах), снова возвращаться к настоящему и т.п.

Субъективное художественное время выполняет в тексте следующие функции: служит средством передачи внутреннего мира персонажей (Борисова, 1976, с. 112) и прямого эмоционального воздействия на восприятие читателя (Молчанов, 1974, с. 201).

Субъективное художественное время как одна из категорий текстового времени имеет содержательный и формальный аспекты (план содержания и план выражения). План содержания психологического времени включает те понятия, которые передаются этой категорией. План выражения представлен рядом средств, используемых для выражения этих понятий.

В плане содержания психологическое время характеризуется неоднозначностью и сложностью. Оно указывает на характер протекания времени и действия в тексте и выражает субъективную оценку описываемой в тексте ситуации. В определенных ситуациях ход времени в сознании героев подвергается смещению – замедлению, ускорению и т.п. Сдвиги во времени влияют на характер протекания событий: действие в тексте развивается неравномерно, то замедляется, то ускоряет ход. Отсюда следует, что субъективное художественное время есть способ передачи текстовой аспектуальности. Кроме того, этот аспект художественного времени употребляется как средство воплощения психического мира персонажей и косвенно указывает на отношение писателя к героям и изображаемым явлениям. Другими словами, субъективное художественное время (субъективное восприятие времени героем произведения) носит не только темпоральный, но и аспектуально-оценочный характер.

Что касается плана выражения субъективного художественного времени, то здесь наблюдается не менее сложное переплетение явлений, чем в плане содержания. Как уже отмечалось, отражение временных отношений в сознании человека не полностью тождественно реальным временным отношениям. Это объясняется тем, что наше ощущение времени, оценка длительности временных сегментов зависят от целого ряда факторов, непосредственно или опосредованно вовлеченных в процесс восприятия.

Субъективное восприятие времени, как и восприятие вообще, включает в себя целый комплекс различных по характеру явлений. В его организации участвуют физиологические, сенсорные и эмоциональные процессы, а также события реальной жизни, субъективное пространство и цикличное время. Выступая в качестве основы временной перцепции, перечисленные компоненты влияют на ее реализацию и в художественном тексте. Таким образом, мы можем утверждать, что субъективное восприятие времени героями произведения моделируется с помощью различных категорий текста.

Прежде всего, это категория художественного времени, а именно, входящие в ее состав цикличное и физиологическое время. Восприятие времени и цикличное время тесно связаны между собой, т.к. наше чувство времени основано на восприятии природных циклов (Арутюнова, 1997, с. 52).

В моделировании субъективного художественного времени участвует категория событий и процессов. Категория событий и процессов называет действия субъекта и объекта, протекающие в пространстве и времени (Папина, 2002, с. 134). Она охватывает такие понятия, как, собственно, событие, процесс, состояние, факт (Арутюнова, 1988, с. 199).

Значительную роль в формировании субъективного восприятия времени персонажами играет субъективно-оценочная модальность, а именно, сенсорная и эмоциональная оценки. Эти виды оценки являются неотъемлемой частью любого художественного образа. С их помощью писатель организует восприятие читателя, добиваясь нужного ему воздействия образного содержания.

Наконец, субъективное восприятие времени может быть представлено категорией субъективного пространства. Как известно, система пространственных отношений нередко “выступает в качестве языка для выражения других непространственных отношений текста” (Лотман, 1970, с. 280).

Перечисленные способы изображения психологического времени позволяют составить представление о том, какие средства могут быть использованы для его языкового закрепления в художественной речи.

Прежде всего, это слова, входящие в состав семантического поля цикличного времени. В естественном языке они называют циклы, связанные с явлениями природы и представляющие “жизненные круги” человека.

Субъективное восприятие времени может выражаться словами категории событий. В художественном тексте эта категория оформляется различного рода предикатами, причастиями и деепричастиями.

В передаче субъективно-психологического времени могут быть использованы лексемы со значением сенсорной и эмоциональной оценки, а также средства оформления пространственных отношений в художественном тексте.

Отметим вкратце, как мы пришли к такому заключению. Данные положения были выдвинуты нами на основании результатов исследований категории времени в литературоведении, лингвистике текста и психологии и получили подтверждение в ходе анализа языкового материала. Другими словами, изучение субъективного аспекта художественного времени осуществлялось в двух различных направлениях – от функций к средствам и от средств к содержанию, от языкового знака к его реализации в художественной речи. При исследовании языкового материала мы исходили из различных категорий текста и закрепленных за ними единиц языка. Это значит, что текстовые категории, участвующие в формировании субъективного восприятия времени, рассматривались отдельно друг от друга. Такой подход представляется более эффективным, чем комплексный анализ плана выражения изучаемого явления, т.к. "именно разъединение различных сторон единого целого с углубленным анализом их наиболее действенный путь к последующему синтезу этих сторон" (Солганик, 1981, с. 71).

 

 

Библиографический список

1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

2. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997.

3. Борисова Б.Б. Художественное время в эпопее Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” // О традициях и новаторстве в литературе. Межвуз. науч. сб. Уфа, 1976.

4. Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

5. Лотман. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

6. Молчанов В.В. Время как прием мистификации читателя // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.

7. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М., 2002.

8. Слюсарева Н.А. Язык и речь – пространство и время // Теория языка. Англистика. Кельтология. М., 1976.

9. Солганик Г.Н. К проблеме типологии речи // Вопросы языкознания. 1981. №1.

10. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): Учеб. пособие. М., 1979.