Жумагул С.Б.

Кар им. Е.А.Букетова Республика Казахстан

Казахская фольклористика 70-80-х годов XX века (на материале коллективных трудов)

     Важным периодом в комплексном исследовании духовного наследия казахского народа и определении природы жанров, синтеза методологических и научных принципов фольклористики  стали 70-80-е г. XX века. Отказываясь от нигилистского воздействия в исследовании фольклорного наследия, отечественные исследователи старались любой вопрос рассматривать в аспекте национальной культуры. Доказательством существования данного подхода  в фольклористике тех лет являются коллективные труды казахских фольклористов «Қазақ фольклористикасы» (1972), «Қазақтың қазіргі халық поэзиясы» (1973), «Қазақ қолжазбаларының ғылыми сипаттамасы» (1975-1989), «Қазақ фольклорының типологиясы» (1981), «Қазақтың музыкалық фольклоры» (1982), «Қазақ фольклоры мен әдебиет шығармаларының текстологиялық зерттелуі» (1983), «Қазақ фольклористикасының тарихы» (1988). В работе «Қазақ фольклористикасы» («Казахская фольклористика») предпринята попытка анализа путей развития казахской фольклористики, исследованы народные песни, перемиологический фонд национальной культуры, слова назидания, национально-культурная специфика айтыса, народная поэзия времён Великой Отчественной войны[2]. Тщательному изучению были подвергнуты научные работы исследователей народного творчества. Научная ценность  данных работ в том, что прежде всего были определены новые тенденции в развитиии сформировавшихся к тому времени жанров устного народного творчества. Во- вторых, была предпринята попытка определить место казахской фольклористики в ряду научных работ по казахской филологии, сформулировать уровни и определить степень и глубину исследования национального фольклора ведущими учеными Казахстана. В этом отношении, основным вопросом, требовавшим к себе неотложного внимания,  был вопрос об  определении исторического начала, генезиса и типологии фольклорного наследия.

Неслучайно, один из известных исследователей казахского устного народного творчества Б. Уахатов связывал собирание песен со знаменитым  «Словарём» М. Кашгари, находил сходство между казахскими и древнетюрскими песнями [1,27-28]. Другой исследователь  Е.Турсынов, анализируя природу сказок, связывал происхождение образа младшего ребёнка в семье не только с традициями времен минората, майората, но и с понятиям дуализма [1,85]. Вместе с тем, он обратил внимание на различие исторических песен от позднего эпоса, зарождение и развитие которых связывал с тюркско-монгольским фольклором [1,110-111]. Не менее значимым в фольклористике тех лет является вопрос  о том, что основа казахского эпоса заложена  в мифологической картине мира казахского этноса. В изучении данного вопроса велика  заслуга Т. Садыкова, который долгие годы занимался исследованием не только  казахского эпоса, но и  проанализировал фундаментальные исследованиями А. Маргулана, М. Габдуллина, М.Ауэзова [1,102-103] в этой области.

 Значительным событием казахской фольклористики этого периода стал фундаментальный труд «Қазақ қолжазбаларының ғылыми сипаттамасы» («Научное описание казахских рукописей») (2). К примеру, І том книги, посвяшенный песне о батырах, содержит  описание 68-ми рукописей и 133 версии и вариантов (т.е., всего обнаружен 201 вариант).  ІІ том посвящен описаниям  191-го текста лирических эпических произведений. Из них 142 рукописи принадлежат казахскому народному творчеству, а около 50 поэм были написаны по восточному сюжету. ІІІ том научных описании казахских рукописей посвяшен историческим песням, в ІV томе  даны тексты 322 прозведении 152 поэтов ХҮ-ХІХ веков. В содержание V тома вошли 128 произведении 48-и поэтов  и писателей. В процессе работы учеными при исследовании  творчества  627 акынов были подготовлены 152 описания и 475 сносок. 

      Казахские фольклористы шагнули вперед в системном исследовании народного творчества. Если быть конкретным, то имел большое значение труд «Қазақ тарихи жырларының мәселелері» («Проблемы казахских исторических жыров») в установлении времени возникновения эпического наследия, его  значения, значимости и достоверности отраженных в них социально-исторических событий (3). В первом разделе данной книги были  проанализированы и исследованы  такие проблемы  как «Тарихи өлеңдер», «Арқалық батыр» (Б.Уахатов), «Абылай туралы жыр, аңыздар», «Өтеген батыр» (Н.С.Смирнова), «Қаракерей Қабанбай батыр» (Б. Абылкасымов), «Қанжығалы Бөгенбай батыр»  (А. Рахымжанов), «Шақшақ Жәнібек батыр», «Олжабай батыр», «Арқалық батыр» (Б. Адамбаев), а во втором разделе, под названием «XІX-XX ғасыр жырлары» вошли анализы по таким темам: «Исатай-Махамбет» (К.Сейдаханов), «Досан батыр» (Б. Адамбаев), «Бекет батыр», «Жанқожа батыр» (Н. Торекулов), «Сұраншы және Жетісудан шыққан өзге де батырлар» (М. Гумарова), «1916 жылғы көтеріліс туралы жырлар»                           (М. Жармухамедов), «Қазақтың халық музыкасындағы тарихи оқиғалардың бейнеленуі» (Б.Г. Ерзакович).

         Р. Бердибаев, написавший введение к совместной работы, ссылается на результаты научных изысканий  русских ученых как Б.Н.Путилов,                         В.К. Соколов, Н.А. Криничная  о специфике  исторических стихов и сказаний. При этом автор введения обращает внимание на задачи казахской фольклористики. Прежде всего, он обратил внимание  на  связь между историческими событиями и фантазиями, традициями и  легендами, сложного синтеза  общественного  сознания и  определенных событий  и отдельных героев; что исторические стихи развиваясь,  постепенно трансформируются в сказание, потом в эпос; на то, что в процессе анализа необходимо обращать внимание на соответствие жанровые требованиям [3,5].                                                                                                                                                                                                                                                            Внимание к специфике жанра, который составляет основу  казахской фольклористики, не является случайным. Он считал, что:  «Жанр исторических песен до этого времени у нас не был исследован с разных сторон, поэтому очень часто упускают из внимания её образцы до XVІІІ века. Можно встретить хоть изредка песни о своем времени и эпохе,  воспевающие героев своих. Но хорошо сохранились и песни, воспевающие события и поступки,  произошедшие, начиная  с XV века» [3,6]. Ученый приводит примеры из   исторических песен Казтугана, Асан Кайгы, Доспамбета, Шалкииза, Жиенбета, Маркаска, Актамберди:  как Умбетей сообщает о гибели Богенбая- батыра, оды Бухар-жырау, смелость и храбрость батыров Богенбая, Кабанбая, Олжабая, которые не были исследованы как герои исторического эпоса. Их благородные поступки, что в литературе, что в сказаниях и легендах оцениваются по уровню и достоинству в первый раз» [3,7-8]. Установление природы исторического стиха, исторических песен, анализ этих песен свидетельствуют о научной  значимости этой книги. К несомненным достоинствам данной работы относится раздел «Қазақтың халық музыкасындағы тарихи оқиғалардың бейнеленуі», где предпринята попытка проникнуться  психологией народа, исторической атмосферой,  необычайной красотой и  силой слова, исследовать музыкальный фольклор народа, неотъемлемую часть жизни которого составляет музыка. Таким образом, этическая и эстетическая психология, душевный мир рассмариваются в целостности и единстве  с исторической судьбой нации. Используя интеграцию смежных наук с  материалом исследования, можно достичь определенных результатов.

         На наш взгляд, необходимо отметить новаторство, которое внесли авторы  совместного исследования  «Қазақ фольклорының типологиясы» (4). Тем самым казахские фольклористы первыми  из тюркоязычных народов перешли к сравнительно-типологическому методу. В книге было обращено внимание на то, как впервые жанры эпоса, сказки, легенды, бытовых песен были рассмотрены в сравнении  с фольклором тюркско-монгольских народов. В этой книге были изданы такие статьи  как «Түркі-моңғол халықтарының эпосындағы кейбір ортақ желілер» Р. Бердибаева, «Қазақтың тұрмыс-салт өлеңдерінің типологиясы» Б. Уахатова, «Тарихи аңыз-әңгімелер»   Б. Адамбаева, «Қазақ эпосын тарату мен дамытудағы жыршы-ақындар ролі» Т.Сыздыкова, «Типологияның комплексті жүйесі туралы» Е. Турсынова, «Фольклорлық жанрлардың ұлттық, интернационалды сипаты» Н. Торекулова. «Ертек мен эпостың сюжеттік типологиясы» С. Каскабасова, «Қазақ-оғыз эпостарындағы тегі бір желілер және олардың өзгеруі» Ш. Ибраева, «Жыр дәстүрі және «Түлкібай-Шолпан» дастаны» З. Сейтжанова. Р. Бердибаев был против исследований под влянием «исторической школы», обосновывая это тем, что ее принципы не дают полностью оценить песни «Едіге», «Ер Сайын», «Шора». Он считал, что историко-типологический метод является движущей  силой в любой области фольклористики» [4,12]. С точки зрения историко-типологического метода в эпосе тюркско-монгольской фольклористики были обнаружены факты сходства. К примеру, «Айсылдың ұлы Әмет батыр» ногайского народа и «Айсаның ұлы Ахмет» у Мурын-жырау, «Шора батыр» и «Қазақ жырлары». Связь эпической традиции между казахами и киргизами доказывает «Манас». Еще одним сходством между кочевыми народами является  песня алтайского народа «Маадай Кара» или эпос «Жангир» – между казахами и калмыками [4,44-45].

         Б.Уахатов, рассмотривавший типологию бытовых песен, считает, что исследование особенностей и сходств тюркско-монгольского фольклора и литературы является неотложной работой. Ученый, во-первых, обнаружил  сходство песен киргизского, каракалпакского, узбекского, уйгурского, татарского, алтайского народов; во-вторых, лирические песни, например, которые исполняются при прощании, в связи с гибелью близкого человека, все были рассмотрены сравнительно-типолгическом аспекте. Б. Адамбаев доказал, что исторические легенды и рассказы берут свое начало со времен Коркыт- ата, Кожанасыра, Майкы- би, Аяз- би, однако сформировались во времена Асан -Кайгы и Жиренше-шешен.

         Т. Сыдыков различает три способа распространения сказаний и песен поэтами: 1. Выучив наизусть тексты давних песен про батыров и  распространение их уже в собственной интерпретации (Мурын-жырау); 2. Эпические произведения на актуальную тематику, соданные путем отождествления  поэзии и песенника (Нурпес); 3.  Эпические произведения, созданные как в письменной, так  и в устной форме (Жамбыл). В связи с этим исседователь отмечает и традиционную преемственност в творчестве вышеуказанных поэтов-песенников.

         Сравнительно-типологический аспект исследований  вызывал несомненный интерес многих ученых-фольклористов. Так, например, Е.Турсынов, рассматривающий комплексную систему типологии в основе легенд Коркыт-ата считает, что  Коркыт был представителем поэтов-песенников, когда такой тип еще не сформировался  и поэтому был носителем  сакральных функции». С. Каскабасов, в свою очередь, рассматривал общие черты сказок и эпоса тюркских и европейских народов.  

         Ш. Ибраев рассматривает типологическую особенность мотивов в песнях «Қорқыт-ата кітабы», «Алпамыс батыр», «Қобыланды».  Исследователем была предпринята попытка сравнительного анализа   казахских песен с огузским эпосом.  Он считал, что некоторые мотивы имеют одно начало, однако позже, испытывая различные влияния как объективного, так и субъективного плана, меняются  и мотивы. В данной книге нашли  отражение исследовательские работы истоков казахского фольклора, исторических основ, поэтических особенностей. Издание «Қазақ қолжазбаларының ғылыми сипаттамасы» способствовало признанию отечественеобходимости исследования фольклора с текстологической точки зрения. В книгу «Қазақ фольклоры мен әдебиет шығармаларының текстологиялық зерттелуі» («Текстологические исследование казахского фольклора и литературных произведении») вошли научные работы о теоретических вопросах по подготовке устного народного творчества к изданию (5). Например, «Қазақ ертегілерінің текстологиясы» (С. Каскабаксов), «Алпамыс батыр» жырының қолжазбадағы нұсқалары» (Ш. Ахметов), «Қобыланды батыр» эпосының негізгі варианттары мен олардың өзара байланысы» (О. Нурмаганбетова), «Ш.Уалиханов жинаған «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» нұсқасының тексті жайлы», «Қыз Жібек» лиро-эпосының ғылыми басылымын баспаға әзірлеу тәжірбиесінен» (М. Гумарова), «Біржан-Сара» айтысының текстологиясы»  (Ш. Ахметова, Т. Канагатов), «Шығыс тақырыбына жазылған дастандардың алғашқы басылымдары»                                    (У. Субханбердина) и т.д. Ученые были убеждены в том, что нельзя во время издания ограничиваться изучением собственно текстов, необходимо осуществлять анализ текстов в сравнении  со всеми имеющимися его вариантами и версиями. Если это давало возможность правильно использовать научные приципы текстологического исследования, то исследование по сравнительному принципу уточняло,  какой именно человек-ученый собирал варианты и версии фольклорного наследия  [5,12-13]. В своей статье «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» нұсқасының тексті жайлы»   М. Гумарова при помощи сравнительного метода доказала, что вариант текста А. Фролова, написанный в 1841 году и опубликованный в 1873 году в хрестоматии И. Березина «Түркі грамматикасы» на самом деле является вариантом, написанном                                 Ш. Уалихановым  [5,113-128]. Этот совместный труд ценнен тем, что впервые поднимает вопрос о рассмотрении текстологии как отдельной дициплины, исследовании ее теоритических проблем.  

         На наш взгляд, невозможно обойти вниманием другую работу.  В совместной работе «Қазақ фольклористикасының тарихы» была описана история исследования данного вопроса, издания устной народной литературы с раннего периода до Октябрьской революции. В ней находят отражение события, являющиеся новшеством в исследовании фольклорного наследия VІ-XVІІІ веков. Если говорить конкретно, то ранние варианты фольклора содержат фрагменты из  тюркских памятников, историю собирания, корректировки издания устной казахской литературы и стали объектом монографического исследования. В работе  определено достойное место таким исследователям-просветителям как Ш. Уалиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, А. Диваев, М.Ж. Копеев.

         В заключение хотелось бы отметить, что важным периодом в комплексном исследовании народного творческого наследия и определении природы жанров, синтеза методологических  и  научных принципов стали 70-80-е г.г. XX  века.  Исследователи казахского фольклора  первыми из тюркских народав перешли к сравнительно-типологическому методу, что привело их к новому направлению, когда  национальное творческое наследие   должно исследоваться как  неотъемлемая  часть человеческой культуры. В результате проведенного анализа была систематически исследована история национальной фольклористики, впервые  издано описание казахских рукописей, установлено время зарождения эпического наследия казахов, проанализирована типология казахского фольклора, нашли научное решение вопросы текстологического исследования казахской фольклористики. 

                                    Список использованных    работ:   

1.Қазақ фолклористикасы. – Алматы: Ғылым, 1972.

 2.Қазақ қолжазбаларының ғылыми сипаттамасы. І-Ү томдар.– Алматы: Ғылым, 1975- 1986.

3.Қазақ тарихи жырларының мәселелері. – Алматы: Ғылым, 1979.

4.Қазақ фольклорының типологиясы. – Алматы: Ғылым, 1981.

5.Қазақ фольклоры мен әдебиет шығармаларының текстологиялық зерттелуі. – Алматы: Ғылым, 1983.