Карманова Ж.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова,

 г. Караганда, Казахстан

О современном состоянии религии в Казахстане

 

Казахстан обладает обширной территорией, которая занимает более 2,7 миллионов кв. км. Республика раскинулась на 2,600 км от западной границы с Россией до восточной границы с Китаем, располагаясь, таким образом, в самом центре Евразийского континента. Площадь республики превышает территорию 12 стран Европейского Союза, и Казахстан является девятым крупнейшим государством мира.

Казахстан – многонациональное государство, где проживают представители более 100 национальностей. Население республики насчитывает – 15,4 миллиона человек (согласно государственной статистке, опубликованной в феврале 2007 года). За последние 10 лет, число представителей коренной национальности Казахстана, возросло на 22,9 % и составляет на сегодня 53,4 % всего населения республики. Среди других наиболее многочисленных этнических групп, проживающих в Казахстане - русские (30%), украинцы (3,7%), узбеки (2,5%), немцы (2,4%), татары (1,7%), уйгуры (1,4%), а также таджики, белорусы, корейцы, азербайджане, башкиры, чеченцы, дунгане, ингуши, евреи, курды, кыргызы, даргинцы, месхетинские турки и т.д.

Общество – этнически неоднородно, и в нем представлены многие религиозные группы. Среди верующих имеются последователи почти всех мировых религий: ислама, христианства (православия, католицизма, протестантских течений), буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и современных новообразований. Важное место в конфессиональном спектре Казахстана занимают наиболее традиционные для местного населения религии – ислам суннитского толка и русское православное христианство, на которые приходится почти 60% из всех учтенных в Республике религиозных объединений и доминирующее количество верующих.

Согласно данным ДУМК (Духовное управление мусульман Казахастана) в республике насчитывается около 11 млн. мусульман 24 национальностей, что составляет 65% населения. Ведущим течением ислама в республике является суннизм ханафитского мазхаба, исповедуемый казахами, а также уйгурами, узбеками и верующими других национальностей, которые вместе составляют менее 10%, являются последователями школы «Ханафи». Актуализация суфийского учения объясняется результатами исследований его гуманистической направленности о «совершенном человеке». В этом плане интерес представляет мнение О.Т. Ариновой, отраженное в работе «Гуманистическая направленность суфийского учения о «совершенном человеке». Именно в суфийском учении «совершенного человека» происходит тот самый сдвиг акцентов исламского мировоззрения от бога - к человеку /1/.

Другие исламские группы, которые составляют менее 1% населения, включают суннитов-шафи (вероисповедание, традиционно ассоциирующееся с чеченцами, организационно он в республике не оформлен, хотя у него имеются отдельные мечети, в частности открытая в 1998 г. мечеть в Алма-Ате), шиитами (представлен верующими азербайджанцами, организационно он не оформлен, для совершения обрядов приглашается суннитское духовенство), суфиями (в Южно-Казахстанской и ряде других областей определенное хождение имеет суфизм, связанный с поклонением Ходже Ахмаду Ясауи, а также святым местам, из которых особо выделяется мавзолей Ходжи Ахмада Ясауи (Южно-Казахстанская область), некрополи "Бекет-Ата", "Шопан-Ата" (Атырауская область), "Айша-биби" (Джамбулская область). В Караганде с 1996 г. действует мечеть, духовенство которой получило посвящение в ученики братства Накшбандийя от пира из Бухары. Это братство имеет влияние и на часть мусульман Южно-Казахстанской, Джамбулской и Атырауской областей), и последователями учения Ахмадие. В Алма-Ате в 1994 г. была образована община "Ахмадие" - Национальный ахмадийский мусульманский жамагат Республики Казахстан. С усилением связей с мусульманским миром в Казахстан стал проникать суннизм ханбалитского мазхаба, отличающийся отрицанием свободы мнений, фанатической строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, ограниченным применением кияса. Этот мазхаб служит основой для распространения в республике идей исламского фундаментализма. /2/.

Наиболее высокая концентрация практикующих мусульман, которые сами себя определяют как таковых, находится в южном регионе, граничащем с Узбекистаном.

На  II Съезде лидеров мировых и традиционных религий (2006г.) Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаева отметил: «Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий».

В настоящее время христианство в Казахстане представлено тремя его основными направлениями (православие, католицизм и протестантизм), а также армянской религиозной общиной “Суяб Хач” Армянской Апостольской Церкви (зарегистрирована в Министерстве юстиции в 1994 году). В то же время в количественном отношении превалируют православные христиане. Приверженцами данной религии являются, кроме русских, основные группы славянского населения, а также тюркоязычные чуваши и часть татарского населения.

Значительное  население этнических русских и меньшее по размерам население этнических украинцев и этнических белорусов традиционно относятся к русской православной церкви; вместе они составляют приблизительно 1/3 населения. Всего зарегистрировано 268 православных церквей. Примерно 1,5% населения – этнические немцы, многие их которых католики или лютеране.

Прихожане римско-католической епархии включают многих этнических украинцев и этнических немцев, и составляют 2% населения. По официальным сообщениям Правительства, в стране существует 82 зарегистрированные римско-католические церкви и аффилированные организации, а также 166 иностранных римско-католических духовенств и миссионеров. Меньшее, аффилированное сообщество греко-католиков, большинство которых - этнические украинцы, насчитывало три зарегистрированные церкви и семь иностранных священников и миссионеров.

Согласно официальной статистике, протестантские христианские конгрегации численно превосходят православные или римско-католические конгрегации, вместе с тем маловероятно, что христиане-протестанты насчитывают большее количество последователей. По данным Правительства, в республике существуют 953 зарегистрированные «нетрадиционные» протестантские христианские церкви.

В стране существует две баптистские группы: Совет церквей евангельских христиан и баптистов («Совет церквей») и Союз евангельских христиан и баптистов («Союз баптистов»). Хотя по Совету церквей не было точной статистики, религиозные наблюдатели предположительно называют до 1000 последователей этой церкви, в то время как число приверженцев Союза баптистов превышает 10000. Правительство сообщает о 232 зарегистрированных группах, входящих в Союз баптистов.

Прочие христианские религиозные группы, имеющие значительное количество прихожан, включают пресвитериан, лютеран и пятидесятников, а также Свидетелей Иеговы и адвентистов седьмого дня. Также зарегистрированы более малочисленные сообщества методистов, меннонитов и мормон.

У иудейского сообщества, в которое предположительно входит менее 1% населения, есть синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске и Павлодаре. Раввины в Алматы говорят, что за отчетный период количество посещений служб и религиозных занятий выросло.

Анализ религиозной обстановки за последние десять лет показывает, что количество религиозных объединений в Казахстане резко возросло. Сегодня в республике на основе конституционного права на свободу совести функционирует 3 993 религиозных объединений, которым принадлежит 3 034 культовых сооружения (по данным заместителя председателя Комитета по делам религии министерства юстиции РК Аманбека Мухашова на заседании комиссии по правам человека при Президенте РК 06.12.2007г.  Казинформ). Рассматривая данные по количеству объединений, получается картина. На первом месте ислам, число его объединений превысило 1,7 тыс. На втором — Русская православная церковь (около 240 церквей и монастырей). Затем, в порядке убывания, следуют объединения евангельских христиан-баптистов (269, в том числе 164 небольших группы), евангелических лютеран (110), Римско-католической церкви и адвентистов седьмого дня (более 70 объединений каждой конфессии). Таким образом, в нашей стране на практике реализуется право граждан на свободу вероисповедания. Религиозные организации свободно занимаются благотворительной, просветительской и иной гуманитарной работой (По материалам доклада 2007г. О свободе вероисповедания в странах мира. Подготовлен Бюро по демократии, правам человека и труду. Опубликован 14 сентября 2007 года)./3/.

В 1990г. в Республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана, которое возглавил муфтий Ратбек Хажы Нысанбайулы (Ратбек Хажы получил духовное образование в Бухарском медресе Мир-араб и Ливийском исламском университете). Сегодня Духовное управление мусульман Казахстана возглавляет главный муфтий Абсаттар кажы Дербисалы, известный ученый-исламист, профессор. На 4-ой Международной конференции евразийской исламской шуры, состоявшейся в Сараево он был избран первым заместителем председателя этой организации.

На основании решения Священного Синода и Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II от 31 января 1991 года на территории Республики Казахстан были созданы 3 самостоятельных епархии: Алматинская и Семипалатинская, Шымкентская и Акмолинская, Уральская и Гурьевская. Для координации духовного и религиозного образования в Казахстане создана специальная межъепархиальная комиссия, которую возглавил Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий. Митрополитом Астанайским и Алматинским назначен Мефодий - один из самых известных деятелей Русской Православной Церкви. Он занимал ответственные посты в РПЦ, является кавалером многих орденов и медалей. По прибытию в Казахстан митрополит Мефодий заявил: "Мне приятно, что я направлен в Казахстан, потому что действительно вижу стремление руководства страны к развитию не только экономическому, но и духовному". 

С расширением международных связей на территории страны кроме традиционных религий стали появляться нетрадиционые.  Государственная статистика сообщает о 44 зарегистрированных нетрадиционных религиозных группах, включая членов движения «Харе-Кришна», бахаизма, Христианской науки, Унифицианской церкви, Церковь адвентистов, Свидетели Иеговы, Церковь Новая жизнь, "Белое братство", старообрядцы, пресвиториане, новоапостольская церковь, меннониты, Церковь Объединения Грейс, Лютеранская церковь, Иудейская религия, Адвентисты Седьмого дня, Пятидесятники, Пресвитериане и родственные им объединения, Методисты, Новоапостольская церковь и многие другие. Наряду с религиозными организациями действуют различные околорелигиозные и духовные общества и объединения.

В Казахстане действуют 8 высших (в том числе 2 исламских, 1 католическое, 1 лютеранское, 4 протестантских), 6 средних специальных и 3 общеобразовательных духовных учебных заведений, функционируют постоянно действующие курсы при крупных мечетях и воскресные школы при церквях. В настоящее время в Казахстане работает 413 зарубежных миссионеров из 22 стран. Кроме того, студенты направляются на учебу в мусульманские институты стран Востока, в частности, в Турцию, Египет, Тунис. Так, в 1995 г. 100 человек отправились на учебу в Турцию и 80 - в Египет.

В Алматинском епархиальном управлении с 1991 года открыто двухгодичное духовное училище (семинария). Практически при всех церквях и молитвенных домах РПЦ открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия. За последние годы открыты 3 женских монастыря – в Акмолинской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях и 3 мужских – один в г. Усть-Каменогорске и два в Алматинской области. При церквях создаются группы милосердия, которые опекают больных и престарелых, посещают исправительно-трудовые колонии. При отдельных храмах действуют дома престарелых.

С 1992 года на казахском языке издается газета “Иман”, преобразованная с 1997 г. в ежемесячный журнал "Ислам элеми" ("Мир ислама"), выходящий тиражом 10 тыс. экземпляров. Исламские вопросы также освещает ежемесячный независимый познавательный журнал “Шапагат нур”. Русская православная церковь имеет свой печатный орган – духовную газету “Свет православия в Казахстане”. В настоящее время Министерством культуры, информации и общественного согласия зарегистрировано 39 религиозных изданий газет, журналов и других средств массовой информации.

Политика Президента Н.А. Назарбаева, политика государства заключается в том, чтобы усилить понимание между мировыми культурами, религиозными и этническими группами, а также предотвращать конфликты, возникающие из-за культурных и религиозных различий. Одним из выражений традиции межнациональной и межрелигиозной толерантности, существующую в стране, поддерживания связей с международными религиозными лидерами и сообществами явилось - Президент Н.А. Назарбаев принимал в сентябре 2006 года в Астане второй Конгресс мировых и традиционных религий, в котором  приняли участие представители ислама, христианства, буддизма, индуизма, иудаизма, даосизма, синтоизма и других международных религиозных организаций.

Тем не менее, важным является остановиться на следующих фактах, в рамках которых был принят Закон об экстремистской деятельности, вступивший в силу в феврале 2005 года, касается религиозных групп и иных организаций. Согласно этому закону Правительство имеет большую свободу при идентификации и определении группы как экстремистской организации, запрещая деятельность обозначенной группы и считая членство в запрещенной организации противозаконным. 10 октября 2006 года Президент Н.А. Назарбаев подписал указ, учреждающий «Государственную программу патриотического воспитания граждан Казахстана». Помимо прочего указ предупреждает об «активизации нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций в Казахстане, деятельность которых направлена в первую очередь на привлечение молодежи». Указ приводит «хизбуттахрир» как пример экстремисткой организации, чья деятельность была запрещена законом.

Интенсивно работают на территории Республики Казахстан миссионеры из Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов, Иордании, Турции и других исламских государств. Чаще всего миссионерские организации функционируют под видом различных культурных обществ и коммерческих фирм, не ставя в известность органы власти и Духовное управление мусульман Казахстана. В 2007 году Правительство зарегистрировало несколько мечетей и мусульманских сообществ, неаффилированных с ДУМК. Другими примерами являются: близ г. Алматы действовала группа по изучению канонов ислама и арабского языка, в которой обучалось 68 молодых людей из стран СНГ, а преподавателями работали граждане Туниса и Иордании. Создана эта группа была на средства фундаменталистской организации «Всемирная исламская помощь» (Саудовская Аравия), а зарегистрирована как хозяйствующий субъект. В Сары-Агачском районе Южно-Казахстанской области без санкции ДУМКаза было организовано медресе, в строительстве здания которого и обеспечении кадрами, прошедшими подготовку в Саудовской Аравии, активное участие приняли зарубежные исламские центры – «Всемирная лига», «Таблиг». В Астане действуют мусульманские миссионеры из организации «Амина инанж» (Турция), которая у себя на родине находится в натянутых отношениях с правительством. Деятельность мусульманских миссионеров из различных стран отмечалась также в Кызылординской, Костанайской, Жамбылской и других областях. Большинство миссионеров связано с международными исламскими организациями фундаменталистской направленности. Международные исламские центры щедро финансируют движения и подготовку кадров мусульманского духовенства с целью закрепления и расширения ислама в современном мире. В соответствии со своей политикой Баптистский Совет церквей не пытается зарегистрироваться и не признает регистрацию в странах бывшего Советского Союза, и члены церкви критиковали навязчивый характер процесса регистрации за требование информации об этнической или расовой принадлежности, семейном статусе, религиозном образовании, трудоустройстве и политическом членстве (По материалам доклада 2007г. «О свободе вероисповедания в странах мира». Подготовлен Бюро по демократии, правам человека и труду. Опубликован 14 сентября 2007 года). /3/.

В Казахстане в целом сложилась уникальная поликофессиональная ситуация. Во время пасхального богослужения, 8 апреля 2007 года, в православном храме в Астане, Президент выступил с обращением,  где заявил, что «в Казахстане царит межнациональный и межконфессиональный мир. Мы одинаково празднуем исламский Курбан-айт, христианскую Пасху и праздники других религий, потому что мы никогда не забываем важную истину, общую для всего человечества: Бог един, и каждый идет к Богу своим путем».

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: демократизация жизни нашего общества предоставила населению республики реально использовать конституционное право на свободу вероисповедания; Казахстан – многоконфессиональное государство, в котором в межнациональном и межрелигиозном согласии и понимании взаимодействуют представители всех  этнических сообществ.

 

Список литературы:

1.     Аринова О.Т. Гуманистическая направленность суфийского учения о со- временном человеке // Вестник КарГУ им. Е. Букетова, 1997 №2, С.111- 117.

2.     Трофимов Я.Ф., Иванов В.А. Религия в Казахстане. Справочник.- Алматы: Аркаим, 2003. С.62-63.

3.      Материалы Доклада 2007 г. О свободе вероисповедания в странах мира. Подготовлен Бюро по демократии, правам человека и труду. Опубликован 14 сентября 2007 года.