Буркулай Евгения Владиславовна

Аспирант философского факультета Восточноукраинского национального университета им. В.Даля (г.Луганск)

Квазиэстетическое восприятие личности в медиатизированном обществе

Человек есть самое загадочное творение нашего мира. Его сознание, поступки, сущность, внутреннее содержание остаются непредсказуемыми и динамично развивающимися. Каждое столетие и эпоха находили в нем что-то новое: воспитывали, «лепили», закрепляли за ним определенные рамки поведения и действий.

По своей сути человек является носителем огромного комплексного багажа знаний, накопившегося за его время существования, которое представляет собой фрагментарную, мозаично построенную, селекционную информацию подсознания. По своей экзистенциальной сущности индивид исходным условием и конечной целью подлинного существования имеет в виду свободу как выбор позиции по отношению к жизни и миру. Обретая способность мыслить и выражать свою позицию личность, в первую очередь, ориентируется на эстетически-духовный опыт своего «Я». Поскольку с первых минут своего появления на свет в возможности понимания окружающего мира он обязан визуально-тактильному, чувственно-эмоциональному восприятию, а впоследствии вербально-коммуникационному общению.

В начале XXI столетия человек живет в медиатизированном пространстве и черпает значительную часть своих эстетических представлений именно из медиасреды. Массовая коммуникация вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения. Пpодолжающееся pеволюционное пpеобpазование сpедств массовой коммуникации оказывает возpастающее воздействие как на матеpиально-пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека. Исследуя мир вокруг себя мы пытаемся узнать о нем через информацию, оперативно и доступно получаемую из средств массовой коммуникации.

Эстетические представления, формирующиеся под влиянием окружающей среды, носят характер живого непосредственного смыслообразования, которое происходит при столкновении с многочисленными эстетическими моделями медиа, реплицируемыми всеми их видами. Среда популярной культуры, в которой живем все мы, предлагает свои модели-образцы, которые основаны на характерных для нее эстетических принципах. В отличие от произведений высокой культуры, вводимых в институты эстетического воспитания с фиксированными смыслами, смыслы текстов массовой культуры являются гетерогенными, «текучими» и активно производимыми различными группами реципиентов в зависимости от их положения в социальной иерархии, пола, возраста и т.д.

Cамая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли. Делая это, они строят новую символическую среду. Они делают виртуальность нашей реальностью. Изменяющаяся социокультурная реальность, возникшая информационная культура не могут не оказывать влияние на систему СМИ и ее воздействия на общество, которое носит как позитивный, так и негативный характер.

Современные СМИ не только оказывают положительное влияние на общество путем воздействия на массовое сознание, но и осуществляют подрывную деятельность против общества, государства и личности. В своей известной монографии «Метаморфозы власти», Э. Тоффлер пишет о роли современных электронных СМИ следующее: «Эта новая система СМИ есть одна из причин роста (а также реакции на этот рост) новой экономики, основанной на знании; она представляет собой квантовый прыжок в тех способах, в которых человечество использует символы и образы. Никакая часть этой обширной паутины не может быть полностью изъята из нее. В свою очередь, это и делает ее потенциально опасной, и не только для остающихся где-нибудь в мире Чаушеску, но и для всех держателей власти. Новая система СМИ является акселератором сдвигов, происходящих в системе власти» [1;423]. Современные СМИ потенциально и актуально опасны не только для держателей власти, но и для общества в целом и для личности в частности.

Проблему зависимости человека от информации и ее последствий можно исследовать с различных сторон, поскольку на сегодня этот вопрос стал актуальным для многих научных дисциплин. Наше внимание сосредоточено на состоянии души человека, его духовного образования, внутреннего мира, контекста личности. В вопросе эстетического формирования личности мы руководствуемся сигналами, очагами, наблюдающими в слове СМИ, ведущими к деструкции, квазисовершенствованию и дисгармонии.

Как замечает Всеволод Троицкий, «истинное слово – средоточие силы человеческой мысли, чувства и энергии духа, ключ к постижению мира и человека» [2]. Сейчас слово теряет свои позиции, показывает слабость и нездоровость «благодаря» СМИ. Журналисты в своей работе используют язык только как средство передачи информации, сами того не понимая, что за информацией стоит поиск Истины. Разум перестает распознавать истинные сигналы для размышления, которые исходят из души человека способной к смыслопорождению и целеполаганию. В потоках информационного мусора слово утрачивает полноту смысла. Теряясь в обилии «пустоголосых» сообщений, мы становимся на зыбкий путь псевдотрадиций и псевдоидеалов, где закрыта дорога к абсолютным ценностям и нравственно-духовным началам.

Мы забываем, что язык представляет собой не просто средство общения, а в нем заложена наша культура, вера, духовность. О том, что ситуацию в СМИ нельзя назвать благополучной, не раз говорил Святейший Патриарх, призывая журналистов осознать свою ответственность: «Журналисты, люди, работающие со словом, во многом ответственны за нынешнее состояние души нашего народа. Без сознания своей ответственности перед Богом и людьми вы не можете успешно выполнять свою работу» [3;20]. Ныне наблюдается эстетическое умерщвление души, сердца, чувства или личного вкуса. Журналист обязан быть сродни художнику, творящему своим словом истинные мысли и знания. Поскольку творит для живых, чувствующих и страдающих, духовно ищущих и томящихся людей; он творит, чтобы осветить и зажечь. Он должен требовать от зрителя и слушателя не бесчувственного внимания, а полного доверия и всей души, сохраняя за собой право по-своему овладеть этими душевными силами (чувством, воображением, волею, мыслью), напрячь их, наполнить их, зажечь, окрылить, осчастливить, обогатить так, как этого потребует его вдохновение. В этом власть и ответственность всякого творящего художника.

Литература:

1.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001.

2. Троицкий Всеволод. Великое наследие в опасности. - www.voskres.ru/articles/troiskii.htm

3. Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам фестиваля православных СМИ "Вера и слово" // "Вера и слово". Материалы первого международного фестиваля православных СМИ. – М.: Издательский Совет Русской Правосавной Церкви, 2005.