Сысоев И.Н.

Соискатель ЮФ Алтайского государственного университета

 

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Правовое сознание реализуется в такой совокупности общественных идей, как право. В целом правосознание есть не что иное, как, во-первых, осозна­ние правовой реальности человеком и обществом в более простых обыденных, донаучных формах обыденного сознания, народной интуиции, чувственно-эмоционального отношения к данной реальности. Во-вторых, это более целост­ное, концептуальное, научно-теоретическое и философское осознание правовой реальности, которое интегрируется в совокупности правовых идей того или иного социума. Данная совокупность правовых идей конкретно-исторической правовой реальности представляет собой право. Поэтому наиболее организо­ванные формы правосознания имманентно связаны с правом. Они его форми­руют, преобразуют, применяют и также, в свою очередь, сами зависят от него как от господствующей формы правового мировоззрения. В свою очередь, пра­во находится во взаимодействии с морально-нравственным сознанием, с духов­ной культурой общества, со сферой воспитания и образования, с правопримени­тельной практикой.

Так, в современных условиях мы наблюдаем возрастающее значение мо­рально-этических критериев в оценке правовых явлений жизни общества, в том числе и правовых взглядов, идей, теоретических концепций, поскольку, по на­шему мнению, они должны рассматриваться через призму нравственности. Так как многие понимаемые законодательные акты не содержат оптимальной мо­рально-ценностной ориентации, отражающей интересы широких слоев трудя­щегося населения, то и их содержание исключает адекватность закона реальной жизни. Отсюда, мы считаем, и возникают противоречия между законами и пра­воприменительной практикой.

Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимо­действия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром го­ворится, что хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов. Как верно подметил русский философ И.А. Ильин: «Нормальное строение жизни со­стоит в том, что закон приемлется правосознанием в порядке самовменения, а правосознание признается, чтится и уполномочивается законом» [1, с.96], тем    са­мым подчеркивая сознательную мотивацию законопослушного поведения, исключающего необходимость принуждения при соблюдении закона в повседнев­ной жизни. Ш. Монтескье указывал: «Нравы и обычаи суть порядки, не уста­новленные законами. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия гражданина, а нравы - действия чело­века. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые - внешнее поведение человека» [2, с. 417].

Такое же влияние на правосознание оказывает и практическая философия, т.е. учение о морали и человеческом долге. Разработка этой проблематики, есте­ственно, отзовется и в теоретическом правосознании, например, в трактовке обязанностей физического лица, юридической ответственности человека. «Чем выше развитие человека, тем яснее представляется ему значение правового по­рядка и его влияние на благополучие каждого члена общества в отдельности, тем сильнее укрепляется в нем сознание необходимости следовать предписани­ям закона» (Цит. по: [3, с. 174]). Это, на наш взгляд, очень верно отмеченное Г.Ф. Шершеневичем положение, однако, если говорить о влиянии права на бла­гополучие отдельного гражданина, то сегодня это достаточно проблематично.

Человек или государство, вынужденные соблюдать предписания права, не­избежно накапливают энергию отрицательной реакции, поскольку право вос­принимается как нечто, навязываемое внешней силой. А развитое правосозна­ние воспринимает общепринятые нормы как необходимые, адекватно отвечаю­щие общим и индивидуальным интересам. Затрагивая вопрос об ответственно­сти государства и связанных с этим правоотношениях физических и юридиче­ских лиц, И.И. Лукашук отмечает, что «без правосознания не может быть пра­ва» [4,    с. 42]. Здесь важно именно то, что безусловная абсолютизация идеи (какой бы совершенной с моральной точки зрения она ни была) неизбежно порождает утопическое искажение реальности. B.C. Соловьев со всей присущей ему проницательностью счел необходимым предупредить своих современников о том, что из всех видов принудительности, некогда изобретенных людьми, наи­худшей является вовсе не власть государства над человеком, а диктатура этической идеи, возведенной в абсолют и воздвигаемой над миром с непрелож­ностью закона. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обра­тился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» [5, с. 450]. История неоднократно преподносит нам примеры того, как абсолютизация идеи, подкрепленная насилием, нетерпимостью к инакомыслию, приводит к трагическим последствиям, как, например, во времена Великой французской революции, революций XX в. в России, событий «культурной ре­волюции» в Китае.

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из ре­зультатов деятельности его субъектов. Как замечает С.С. Алексеев, правосозна­ние - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что «право является со­циальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием, а процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь, правоприменение - есть обычно осознанная, волевая деятельность лю­дей», следовательно, как правотворческий, так и правоприменительный процесс носят творческий характер [6, с. 205].

Сами правовые идеи могут формироваться, существовать и совершенство­ваться на таком феномене правовой действительности, как правовая культура. Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, вы­раженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накоп­ленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Таким образом, состояние правосознания в обществе, отраженное в степени знания и понимания права, в осознании необходимости строго выполнять требования закона, уро­вень развития чувства права и законности - все это критерии, характеризующие правовую культуру. Следовательно, правовая культура - это, прежде всего, «ка­чественно насыщенный уровень достижений» правового сознания.

 

 

Библиографический список

 

 

       1. Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве : фрагменты / И.А. Ильин // Правоведение. - 1992. - № 3. - С. 96.

       2. Монтескье, Ш. Избранные произведения / Ш. Монтескье. - М. : Наука, 1981.-613 с.

       3. Циолковский, К.Э. Монизм Вселенной. Космическая философия / К.Э. Циолковский, // Русский Космизм : антология философской мысли. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - С. 258-282. Циолковский, К.Э. Очерки о Вселенной / К.Э. Циолковский. - М. : Паимс, 1992.-256 с.

       4. Лукашук, И.И. Право международной ответственности / И.И. Лука-шук. - М. : Волтерс Клувер, 2004.

       5. Сорокин, В.В. Проблемы реализации права в трансформирующееся общество / В.В. Сорокин // Известия АГУ. - 1998. - № 2. - С. 50.

       6. Алексеев, С.С. Философия права: история и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы / С.С. Алексеев. - М.: Норма, 1999. - 330 с.