Марченко Антонина Павловна, Авдулов Николай Степанович

Институт архитектуры и искусств ЮФУ

Психологические проблемы развития культуры межнационального общения

Мир многообразен и богат огромным количеством народов и национальностей, каждая из которых, каждый представитель которой живут не изолировано, а в постоянном взаимодействии, в непрерывном общении друг с другом. Именно в процессе общения протекает в определенных социальных координатах все многообразие жизни людей. При этих условиях человек проявляется как неповторимая, уникальная личность. Вся его жизнь и деятельность опосредована общением, под воздействием общения формируются его потребности, его взгляды и вкусы, интересы и предпочтения. Только в общении и через общение человек постигает смысл своего бытия, осознает свою социальную значимость и самоценность. Без встреч, контактов, взаимопонимания и взаимодействия жизнь человека немыслима. Без полнокровного общения человек перестает ощущать радость жизни, скудеет духовно и физически. Общепризнанным считается, что потребность в общении является одной из высших потребностей человека, без удовлетворения которой глохнут все качества человеческой личности. Конкретные социальные условия, в которых живут люди, преломляясь через общение, приучают его считать одни предметы, явления, поступки более значимыми, чем другие. Отсюда происходят различия в восприятии и оценке естественного для представителей различных народов.

При определенных обстоятельствах эти различия могут стать как непреодолимым барьером во взаимодействии людей различных национальностей, так и неиссякаемым источником обогащения, расширения и углубления их взглядов на мир, на жизнь. В данную зависимость поставлено развитие культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения есть важная, существенная часть науки о культуре вообще, о культуре деятельности, поведения и общения. Она изучает нормы, навыки, идеалы, ценностные ориентации, привычки, образцы поведения людей в сфере межнациональных отношений. Предметом культуры межнационального общения является исторически накопленный опыт взаимоотношений людей, представляющих различные народы и обеспечивающих мирное, деятельное, бесконфликтное их сотрудничество.

Целью межнационального общения является достижение пони­мания между представителями отдельных народов, между народа­ми в целом для организации слаженной конструктивной совмест­ной работы по созданию гуманных условий для жизни людей. Меж­национальное общение создает коммуникационные каналы и по­могает людям получать хорошие результаты в деятельности, если это общение опирается на знание психологических особенностей культуры межнационального общения. В противном случае возникают конфликты, а межнациональное общение превращается в проблемное.

Общение между двумя людьми, а тем более между группами различных национальностей может быть очень сложным, так как каждый человек обладает соб­ственной психикой, индивид с индивидом относятся друг к другу как представители определенных национальных групп, но и как представители определенных общественных групп (классов, про­фессий, политических партий и т.д.). Такие отношения как основа общения строятся, исходя из определенного положения, занимаемого в системе общества каждым, но и на определенных психологи­ческих законах восприятия человеком окружающего его мира.

Любой представитель национального сообщества испытывает воздействие окружающего мира. Внешней информацией могут служить передаваемые слова, но и движение тела, газ, рук, мимика, подающие определенные сигналы. Многие воздействующие сигналы человек не чувствует, так как не осознает их. Человек является несовершенным организмом, поэтому явление он воспринимает чувственно только тогда, когда оно уже произошло. Т.е. возможные проблемы отсутствия симпатии к представителю иной национальности индивид чувствует тогда, когда общение с ним уже произошло. Непонятным образом установилось недопонимание друг друга, не позволяющее продуктивно продолжать контакт. Сознание в очередной раз продемонстрировало свое несовершенство, построив в поведении человека барьеры для общения. Взаимодействие представителей различной национальной принадлежности стало тому причиной.

Попытка объяснить подобную стратегию поведения человека с представителями иных культур, опираясь на исторически сложившуюся тенденцию апеллирования к разуму человека, не умножает потенциал межкультурного взаимодействия. Более того,  социокультурная норма, в соответствии с которой каждый человек стремится выглядеть и восприниматься «умным», в определённой мере может привести в контактах людей с различным уровнем развития национальных культур к восприятию собеседника при первой встрече как человека заносчивого, старающегося возвыситься не только над контактирующим, но и над национальной культурой, к которой принадлежит последний, в целом. Вместе с тем человек остаётся, прежде всего, эмоциональным существом. Радость, восторг, печаль национальных границ не имеют. Проект просвещения более чем через три столетия ставит перед современниками очевидный вопрос пристального изучения своего чувственного мира самим человеком. Простой опрос молодых людей с просьбой определить свой потенциал чувств выявляет скудный их объём (около десяти), причём чувства подменяются при этом процессами, не подвергаясь делению на отрицательные и положительные. Современный человек оказывается  не готов к анализу этого сложного внутреннего мира. И как следствие, в развитии культуры межнационального общения не могут не возникать проблемы.

Заметим, что в продуктивном общении, в межнациональном по составу обществе, важность приобретает именно чувственный контакт, отсутствие которого не позволяет установить отношения между людьми, завершая их совместной деятельностью. Чувственный мир индивида становится ключом к установлению современных контактов между народами.

Совместную успешную деятельность с представителями разных народов России можно вспомнить в гамме чувств в образовательном учреждении,  при решении каких-либо трудовых задач. В памяти сохраняются чувства, которые помог­ли нам созидать, делать вместе с кем-то приятное другому. Память хранит всю происходящую информацию как о хорошем, так и о плохом. При воспоминании о ситуациях, в которых были проявлены положительные эмоции, происходит накопление эмоционального потенциала для межнационального общения. При встрече знакомого человека, при знакомстве с кем-нибудь мы проявляем радость или настороженность, то есть чувственно реагируем независимо от будущего результата. В зависимости от установленного эмоционального контакта общение может достигать желаемой цели либо быть затруднено. Но обладают ли одинаковой эмоциональной реакцией представители разных национальностей? Известно, что представители южных широт реагируют бурно на одну и ту же ситуацию по сравнению со сдержанностью, неторопливостью представителей северных народов. Но ведь это только внешнее проявление. Представитель каждой национальности воспринимает радостно положительные события и негодует по поводу ущемления своих прав. Следовательно, эмоциональная ступенька в межнациональном общении – первый шаг, но очень важный шаг в поиске взаимопонимания и в общей деятельности людей различных национальностей.

Эмоциональное чувственное восприятие собеседника в межнациональном общении, прежде всего, имеющее положительный вектор способствует предупреждению вражды, будущего экстремизма. Отрицательные же эмоции только отягощают память, приводя к стереотипному закреплению отрицательных черт или отношения. Вспоминается пушкинское «Учитесь властвовать собой» («Евгений Онегин»), которое поможет в любом случае быть сдержаннее, осмотрительнее в общении с партнерами различных национальностей, особенно при знакомстве, чтобы в памяти остались только приятные, любезные, добрые чувства на основе первых впечатлений о друг друге.

Но для этого должны возникнуть или быть созданы соответствующие условия востребованности именно положительных эмоций, а не обид, негодований, претензий, связанных с представителями инокультур. Заметим, что в основе различных человеческих чувств скрываются различные отношения к жизненным социокультурным проблемам.

Условия постоянно трансформирующегося социального пространства также не всегда ориентируют современного человека на возобновление межнационального межкультурного общения. Причины этого могут иметь различную векторную направленность. Одной из них, влияющих на регуляцию поведения человека, является заниженная самооценка личности, которая активизирует её самооборону от общества и мобилизует защитные механизмы,  необходимые для сохранения и повышения самооценки. От повышения самооценки – чувства собственной ценности, зависит сила «Я», той силы, которая помогает спокойно, рассудительно, аналитически оценивать окружающую его ситуацию, не позволяя индивиду реагировать агрессивно даже на противостоящую агрессию, при которой уже невозможно определить истинную мотивацию поведения, приступить к прояснению отношений. Нам подвластны воспоминания всех деталей обстановки всех событий, происходивших с нами, более того, всех оттенков случившегося в прошлом. Это особенность нашей психики. И как важно учитывать эту особенность, чтобы посмотреть на свое поведение, скорректировать его по отношению к партнерам в межнациональном общении.

Психика человека тесно связана с его физиологией. Например, изменение физиологического положения человека в пространстве способно повлиять на изменение его отношения к проблеме. К физиологическому состоянию относится состояние покоя нашего тела или его перемещение в пространстве, положение рук, опущенных, поднятых, аплодирующих и т.д. Известно, что расстроенный человек выглядит осунувшимся, с опущенными руками, приземисто. Более того, проблема, вызвавшая подобное состояние, возникла где-то, в каком-то месте пространства. Следовательно, перемещение человека по направлению к солнечному свету, к природной картине, необходимость подниматься по лестнице, изменять состояние рук и ног изменит и неприятное ощущение, чувство раздражения на успокоенное состояние. Становится очевидным значение более основательного знания о психофизиологических особенностях состояния человека, но актуализируется связь окружающего пространства с природной средой.

Например,  согласно закону И.М. Сеченова, любая мысль, возникающая в голове человека, отражается в движениях тела человека, его мышц. Это движение может быть еле заметным, но свидетельствующим о многом. Это движение может означать путь «да» или «нет» в принятии мысли собеседником. Движение глаз может подсказать также уровень канала, на котором в данный момент принимает информацию собеседник. Внимательное отношение к партнеру по общению, наблюдение за его состоянием поможет овладеть техникой современного общения, сделать межнациональные отношения более проникновенными, углубленными.

В межнациональном общении возможны ошибки в восприятии представителя другой национальной группы. Составление правиль­ного, истинного представления о другом человеке требует длитель­ных, повторных контактов, а также значительных усилий внима­ния, интеллекта и чувств. При кратковременных контактах мы обычно опираемся на сложившиеся у нас эталоны. Отождествляя собеседника с эталоном, мы приписываем одновременно и множество других черт, которые, согласно нашему опыту, обычно встречаются у людей этой национальности. Это ведет к домысливанию, конструированию отсутствующих сведений, что помимо нашей воли неизбежно ведёт к осложнению межнационального общения. Знание психологических особенностей, проявляющихся во время контактов людей, помогают совершенствовать культуру межнационального общения.

Принимая во внимание эмоциональный уровень отражения внешней информации, мы учимся воспринимать собеседника безотносительно его национальной принадлежности как эмоционального индивида, способного чувственно воспринимать окружающий мир и нас как собеседника.

Во время межнационального общения мы обмениваемся информацией. Однако, принимая во внимание психологический феномен «дупло», можно выбрать тактику ведения беседы с партнером по общению. Не следует спешить с расспросами о подробностях чего-либо, торопиться задавать вопросы. (Заметим, что эмоциональный тон вопросов имеет значение для установления толерантных отношений или для появления между собеседниками раздражительности). Можно вывести закономерность: чем больше вопросов – тем меньше истинной информации из-за возникающих конструкций ответов. Демонстра­ция же нежелания знать информацию дает эффект необходимости поделиться ею, передать её. В последнем случае отношения собеседников сохранятся, смогут быть продолжены и в иное время. Собеседники запоминают содержание уже высказанного, не связывая  его с принадлежностью собеседника к какой-либо нации, стремятся установить контакт общения вновь, способствуя переходу обоих на новую ступеньку взаимодействия, позволяющую прояснять отношения с помощью лингвистических конструктов.

Знание психологических особенностей межличностного обще­ния позволяет иначе отнестись к собеседнику, партнеру по общению, пытаясь распознать, стимулировать проявление у него его созидательного потенциала и тем самым обеспечить первую ступеньку, ведущую к высокой куль­туре межнационального общения, не забывать при этом, что общаться – значит вселять в душу собеседника уверенность.

Мы все люди разных национальностей, сообществ, различных национальных государств – представители с феноменами высшей нервной системы. Нас объединяет, несмотря на цвет кожи, разрез глаз, очертания лица психика, её возможности и наши только на протяжении последних ста лет накапливающиеся знания.