А.Н. Бражникова

Брянский государственный университет,

 г. Брянск

 

К вопросу об исследовании психологических аспектов нравственности

 

Нравственный  кризис,  о  котором  заговорили  сравнительно недавно - это не что  иное,  как  ощущение огромным числом людей  бессмысленности  той  жизни,  которую  им  приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможность найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей  и  традиций, дискредитации «новых». Перемены

происходящие в мире изменили функциональные нравственные ценности, подорвали веру в справедливость, добро, милосердие. Этим  во многом объясняются и те социальные явления, которые являются сейчас  болью нашего общества, - разгул преступности, зачастую  жестокой  и  бессмысленной, распространение  алкоголизма,  рост   наркомании,   самоубийства.   В настоящее время как никогда общество нуждается в изучении и всестороннем осмыслении новых процессов и явлений в области нравственности и требует от науки глубокой переработки ее психологических аспектов. Понятие нравственность, скорее, чем любое другое должно занять центральное место в современной науке и практике, способное объединить интересы различных наук, касающиеся поведения и деятельности человека.

Нравственность - одна из самых сложных проблем, которую   исследует ни одно поколение ученых различных областей наук.  Изучение нравственности в современной психологии сопряжено с определенными трудностями. Во - первых, своеобразие и сложность феномена «нравственности» не могут дать бесспорного и единого представления о данном понятии; во - вторых, у любого человека есть право на свое понимание нравственности; в - третьих, на сегодняшний день существует ограниченное количество методик, направленных на измерение различные психологических аспектов нравственности.

Разные теории, по - разному рассматривают  проблему нравственного и безнравственного в структуре личности, в детерминации ее поведения. И нравственное и безнравственное имеют место в реальной жизни человека, а потому имеют реальные основания, причины, которые и должны находить свое отражение в различных  теориях личности. Поскольку именно нравственность является наиболее адекватной и существенной меркой человеческой личности. Именно от того, насколько высок уровень нравственности в личности, зависит ее яркость, колоритность, внутреннее богатство. Чем выше нравственность личности, чем богаче и ярче человек. И наоборот, чем ниже нравственный уровень, тем личность беднее и  мало выразительнее. Если нравственность духовно обогащает и возвышает человека, то безнравственность ведет к оскудению, обнищанию личностного содержания в человеке, давая простор для извращения биологической сущности человека.  И здесь мы согласны с позицией В.А, Токаревой,  которая писала о том, что без нравственности не может быть и самой личности. «Личность, по ее мнению, - это система, центральным образованием ко­торой является нравственность как субъективная причастность общественного индивида к общечеловеческим нравственным нормам, как наиболее адекватная и существенная мерка личности. Именно нравственность выступает в качестве об­щего, цементирующего начала, объединяющего различный сплав личности». (Токарева В. А., 1991, с.125).

Не претендуя на «истину в последней инстанции»  мы предлагаем, как один из вариантов рассмотрения психологической характеристики нравственности в контексте нравственно психологических отношений.

Современные исследования все активнее обращаются к категории отношений, разработанной  В.Н. Мясищев, который в своей концепции личности и ее отношений указывал на то, что совокупность отношений человека к миру, людям и себе, в своем единстве образуют, свойственную человеку нравственную позицию (Мясищев В.Н. 1995, с. 210).

Б.С. Братусь также рассматривает нравственность в связи с уровнем структуры личности, исходя из которой, строятся отношения к другому человеку и  самому себе. Нравственность, по его мнению, появляется,  на  третьем  просоциальном (гуманистическом) уровне, когда человек считает себя частью всего человечества, а потому относится к каждому человеку в соответствии с «золотым правилом», деятельность направляется не только собственным благом и благом группы, но пользой всем людям, даже незнакомым, а в пределе – человечеству в целом. (Братусь Б. С. 1998, с. 54).

Человек, по мнению С. Л. Рубинштейна, есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку: человек – это люди в их взаимоотношениях друг к другу. Человек как абсолют, «как вещь в себе», как нечто обособленное и замкнутое в себе – это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще несуществующее – ничто. Не только в жизни и в общественных делах человек действует общественным образом. Только во взаимоотношениях к другому человеку и к себе можно определить нравственную сущность человека (Рубинштейн С. Л. 2003, с. 281.).

Следовательно, нравственность как наиболее адекватная и существенная «мерка» личности, как ее внутренний стержень, может быть исследована в контексте нравственно психологических отношений.  В основу нравственно  психологических отношений на наш взгляд, должна быть поставлена – любовь. Еще Л.Н. Толстой указывал на то что, нравственным является не любое  отношение человека к человеку, а только такое, которое основано на любви к нему. И здесь мы полностью согласны с Р. М. Грановской, указывающей на то, что способность любить выступает мерой того, насколько человек продвинулся в своем духовном развитии.  Не все объекты, продолжает Р. М. Грановская, пригодны для порождения сильной и продолжительной любви. Объект любви не должен быть абстрактным, безличным и анонимным, т. к. в этих условиях любовь быстро угасает. Вот почему так необходимы истинно человеческие идеалы, в роли которых выступают основатели мировых религий. История описывает не только их достоинства, но и слабости, делающие их близкими, понятными, конкретными, т. е. целостными примерами, пригодными для индивидуальной любви. Только любовь, дорожа проявлениями индивидуального и не стремясь к обладанию, препятствует обращению человека в вещь. (Грановская Р. М., 2004, с. 371). Поэтому к нравственно психологическим отношениям личности следует отнести и отношение к религии.

Изначальным назначением нравственности, ее социальной функцией является регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. В любой общественно-экономической системе нравственные отношения, в конечном счете, определяются  социально-экономическими. Поскольку любая личность живет и развивается в конкретных  социально-экономических и политических условиях, то и ключ ее нравственному становлению лежит в условиях социума, в котором он живет,  нравственно психологические отношения человека следует рассматривать в неразрывной связи с обществом, в котором он живет, развивается, формируется, самосовершенствуется.

На основании выше изложенного можно выделить основные структурные элементы нравственно - психологических отношений, которые включают: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) отношение к религии и 4) отношение к обществу.

В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения нравственности, которые могли бы быть использованы в психологических исследованиях, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу,  легки и эффективны в практическом применении. В качестве одного из вариантов измерения, нами предлагается тест исследования нравственно-психологических отношений личности (НПОЛ), исходным пунктом которой мы взяли экспресс-методику «Отношение к соблюдению нравственных норм»,  разработанную А.Н. Журавлевым и А.Б. Купрейченко (Журавлев А. Б., Купрейченко А. Б.,  2003, с. 274 – 284.) Однако она была полностью модифицирована, что дает нам право считать ее авторской.

Разработка методики осуществлялась на основе теоретических положений, накопленных многими авторами в течении более 60 лет ( Лазурский, В.Н. Мясищев, В.В Знаков, Р.В. Петропавловский, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь и др.) исследований в данной области. Выстраивая теоретическую модель нравственно психологических отношений личности, мы выделяем в целостной психике человека психическое образование, которое именуется нравственностью. Это образование, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими людьми  и с самим собой, а также включает содержание отношений к другому человеку и к самому себе, обществу и оказывает существенное влияние на психическое здоровье личности и психологическую безопасность общества. Основополагающим для нас является выделенный В.Н. Мясищевым принцип сис­темности и целостности личности как «ансамбля» отношений.

Методика «НПОЛ» содержит четыре шкалы: шкала 1 – отношение к другому;  шкала 2 – отношение к себе; шкала 3 – отношение к религии; шкала 4 – отношение к обществу.

Каждая шкала имеет по 7 пунктов измерений  отношений по выше названным шкалам и оценивается от 1 до 3 баллов. Показатель степени  выраженности определяется не суммой баллов или средней величиной, а количеством ответом весом в 1,2,3 балла соответственно для каждой шкалы.

Адаптация методики исследования нравственно психологических отношений личности проходила в несколько этапов. На первом этапе апробации методики НПОЛ в 2005 году приняло участие 102 студента Брянского государственного университета в возрасте от 19 до 21 года.  Второй этап апробации проводился в 2006-2007г.г. на базе профессиональных учебных заведений г. Брянска. Общий объем выборки составил 2002 человека в возрасте от 16 до 18 лет.

Показатели теста обладают конструктной (constract) валидностью - представлены теоретические описания диагностируемого феномена, содержательной валидностью (репрезентативностью) - имеются задания на все рассматриваемые структурные звенья нравственно психологических отношений, значительным объемом выборки и эмпирической критериальной валидностью. Надежность теста характеризуется как внутренней согласованность пунктов, входящих в одни и те же шкалы, так и с помощью ретестирования с интервалом в три месяца. (Бражникова А.Н., 20008).

Таким образом, нравственность как наиболее адекватная и существенная характеристика личности, как ее внутренний стержень, представленная в контексте нравственно психологических отношений и методика НПОЛ в совокупности с другими методиками, могут внести существенный вклад в изучение проблемы нравственности в современных  научно практических исследованиях.

 

Литература:

1.     Братусь Б. С.  Возможна ли нравственная психология // Человек. – 1998. - №1. С. 50 -59.

2.     Бражникова А.Н. Методика исследования нравственно-психологических отношений личности: Учебно-методическое пособие. – Брянск, 2008 – 40с.

3.     Грановская Р. М. Психология веры.- СПб.: «Речь», 2004. – С. 371

4.     Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. – М., - 2003. – С. 274 – 284.

5.     Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева / Вступительная статья А. А.Бодалева. М.: Изд - во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- С. 347.

6.     Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003. - С. 335.

7.     Токарева В. А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, закономерности, типология. Дисс. док-ра психол. наук. – М., 1991.- С. 125.

 

 

 

Сведения об авторе:

Бражникова Антонина Николаевна

Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского

Доцент

Кандидат психологических наук

8- 903-869-95-27

      E-mail: zaxar 011@yandeх.ru.