Агарева М.В.

Соискатель кафедры педагогики

 Волгоградского государственного педагогического университета

Психология телесности как область научного знания

В теоретико-практических исследованиях второй половины ХХ и начала ХХI века все большее внимание уделяется взаимосвязи сознания и тела, ментального и телесного, что приводит к возникновению особых направлений в психологии, включающих телесные компоненты в предмет психологии. Особое место занимает новая область научного знания — психология телесности.

С точки зрения ученых И.В. Журавлева, Е.С, Никитина, Ю.А. Сорокина, Д.М. Реут, А.Ш. Тхостова психология телесности как область научного психологического знания является взаимодополнительной областью к области научного знания о сознании. Поэтому авторы рассматривают и осознают проблему телесности как проблему устройства нашего сознания, объясняя сказанное тем, что есть вещи, которые мы никогда не будем способны полностью отделить от самих себя, т. е. объективировать, т.к. они суть составляющие того самого механизма объективации, который только и мог бы обеспечить их осознание; что касается нашего тела, то оно, безусловно, относится именно к таким ве­щам [1].

Предметность или объективированность - самое фундаментальное качество сознания, которое проявляет себя не непосредственно, а через качества модальности, чувственного наполнения и значения, сделать это до их выделения и определения затруднительно. В самом общем виде предметность заключается в том, что чувственное содержание относится во-вне сознания. В этой связи А.Н. Леонтьев отмечает, что «особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное "поле" и объект его деятельности» [2, c. 134].

В тоже время, исследуя проблему психологии телесности, ученые (И.В. Журавлев, Е.С, Никитина, Ю.А. Сорокин, Д.М. Реут, А.Ш. Тхостов)  столкнулись с одной из наиболее сложных психологических и философских проблем разделения реальности на субъектное и объектное: что такое тело и какой же части реальности — субъектной или объектной — оно принадлежит. Иначе говоря, почему мы («я») называем тело своим («моим»), что такое не мое тело, почему, если оно мое, оно, тем не менее отделяется от меня, и что останется от Я, если меня отделить от моего тела [4].

Исходя из сказанного, проблема телесности рассматривается учеными (И.В. Журавлевым, Е.С, Никитиной, Ю.А. Сорокиным, Д.М. Реут,  А.Ш. Тхостовым) с точки зрения определения «мое тело», в основе которого находится субъект-объектное членение реальности. Это одна из самых фундамен­тальных оппозиций, укоренившихся в мышлении человека но­вого времени. Согласно исследованиям выше перечисленных авторов достаточно легко и просто можно сказать, относится ли тот или иной феномен к не-иному или иному, дру­гими словами, это Я или не-Я. Поэтому каждое совершающееся с человеком событие можно квалифицировать как случившееся со мной или сделанное мной. В первом случае «я» сталкивается с независимы­ми от меня силами объективного мира, во втором — «я» выступает автором своего поступка. Граница, проходящая между этими событиями, — и есть граница, отделяющая объект от субъекта [1, c. 10]. При этом неоднозначность местоположения границы между субъ­ектом и объектом демонстрируется учеными в классическом психологическом феномене зонда. Его смысл заключается в том, что человек, использующий для ощупывания объекта зонд, парадоксальным образом локализует свои ощущения не на границе руки и зонда (объективно разделяющей его тело и не его зонд), а на границе зонда и объекта. Поэтому ощущение оказывается смещенным, вынесенным за пределы естественного тела в мир внешних вещей. Зонд, включенный в схему тела и подчиненный движению, воспринимается как его про­должение и не объективируется [1, c. 11].

Согласно исследованиям О.В. Лавровой, тело как таковое не может выступать в качестве объекта психологического исследования, в котором протекают некие параллельные с психическими процессы и которое обладает причинностью в отношении ментального. Поскольку тело представляет собой место бытия субъекта, тот протяженный и явный план, в котором субъект проявляет себя не только физически, но и психически — благодаря опосредованному взаимодействию тела и психики. В качестве основного посредника данного взаимодействия автор рассматривает телесность, обладающую, с одной стороны, телесно-чувственной материальной основой телесности, а с другой — смыслообразующей основой сознания.

В предлагаемой концепции психологии телесности О.В. Лаврова рассматривает гносеологическое и онтологическое измерения телесности: в гносеологическом — как категорию, опосредующую взаимодействие в сознании субъекта взаимоотношения телесного и ментального; в онтологическом — как феномен, представляющий собой соотнесенность основных проявлений — «образа тела», «концепта тела», "телесного Я" и "интернального тела".

В данном разделении присутствует разотождествление сознательных и бессознательных компонентов телесности, а также реальности бытия тела и реальности текстов о теле в сознании субъекта.

В тоже время телесность как феномен можно анализировать с субъектной и объектной сторон: с субъектной — как непосредственно бытийствующее "телесное Я", переживающее впечатления и выражающее себя и свое отношение к миру в телесной экспрессии; с объектной — как психический эквивалент тела, формирующийся на основе чувственного опыта — чувственный образ тела и в процессе осмысления его свойств и возможностей — концепт тела.

Так, "телесное Я" —  активно проявляющий себя в телесном бытии субъект, обладающий способностью получать чувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себя в телесной экспрессии.

По словам Фрейда, «Я есть прежде всего телесное выражение Я». Однако по мере развития Я противопоставляется телу, то есть его значимость противопоставляется значимости тела. На уровне тела человек — это животное, самонаце­ленное и ориентированное на удовольствие и удовлетво­рение своих потребностей, а на уровне Я существование человека рационально и созидательно, он — социальное создание, действующее в соответствии с восприимчивос­тью к силе и в соответствии с трансформацией среды [3].

Взгляд на тело как на границу «Я» стал отправным пунктом в построении одного из направлений исследований телесного опыта, т.е. «границ образа тела». Это понятие было введено С. Фишером и С. Кливлендом (1958), которые исходили из того, что люди различаются по тому, насколько «твердыми», «определенными» они воспринимают границы собственного тела. Как правило, это восприятие неосознанно и проявляется в чувстве определенной ограниченности от окружающей среды. Согласно исследованиям О.В. Лавровой, основой формирования границ образа тела являются особенности интериоризированной системы отношений с социально заданными объектами, поэтому и существует тесная связь между переменными Я-концепциями и формами телесного опыта, в данном случае с индивидуальными особенностями восприятия границ собственного тела.

Одним из первых в психологии, включившим телесное «Я» в структуру психического, был У.Джемс, рассматривающий личность как трехсубъектную сущность: субъекта А — носителя биологического опыта; субъекта В — носителя социального опыта; субъекта С — носителя духовного опыта.

Так, если рассмотреть обычную языковую формулу «мое тело», то можно обнаружить зафиксированное в языке внутреннее противоречие, т.е. мое «тело» — это не вполне «Я», и в то же время — тело не вполне чужое — «мое». Такое бинарное деление является самым доступным для анализа феномена телесного «Я». Ребенок начинает постигать себя и мир, исходя из своего собственного тела: он учиться различать «внутри» и «снаружи», «там и здесь» и другие телесно определяемые обозначения, дистанции и направления. Поэтому необходимо создавать особую экспериментальную ситуацию, чтобы он мог осваивать законы тела-механизма.

Для ребенка на стадии овладения произвольными движе­ниями и телесной регуляцией тело должно максимально объ­ективироваться и восприниматься как «отдельное», «чужое», «предстоящее» образование. Осваивая собственное тело, ребе­нок тем самым параллельно формирует и собственное Я, заме­чая, что он является автором собственных телесных движений, присоединяя к себе как субъекту «нехватки» (испытывающему голод, жажду, страх) чувство субъекта-автора. По мере освоения в онтогенезе тело становится «прозрач­ным», растворяясь в субъекте и проявляя себя лишь в осо­бых случаях «противостояния» (например таких, как освоение необычных движений) либо резкого изменения стереотипа. В результате ребенок получает и присваивает телесный опыт [1].

В категориях сознания невозможно пережить телесное бытие, т.к. помыслить тело и жить в нем — не одно и то же. Субъектная и объектная стороны феномена телесности существуют отдельно друг от друга только в сознании рефлектирующего субъекта.

В результате телесность как основа бытия субъекта в мире формируется на основе субъективного опыта, внутренних впечатлений, лишь в незначительной степени опираясь на объективный, сенсорный опыт, который входит в телесность только постольку, поскольку является неотъемлемой частью целостного переживания тела и несет в себе объективную, необходимую информацию, однако она ни в коем случае не является определяющей. Определяющим является само телесное бытие, которое не столько «сказывается», сколько «показывается».

В бытии субъектность являет себя, поэтому описание «субъектной стороны» бытия  направляет в это измерение фокус сознания, создавая тем самым рефлексивный эквивалент субъектности. Сама субъектность неуловима в познании, субъектным можно только быть.

Бытие субъекта в телесной протяженности составляет субъектный аспект телесности. Отличительной чертой субъектного аспекта является позиция «я есть — кто, где, зачем». Субъектное переживание «я есть тело» проявляется в чувстве причастности и идентификации с собственным телесным бытием, которое не является только телесным, а лишь проявляется через тело и телесность. В связи с существованием феномена телесности "тело" субъекта становится не только органом действия, но и органом познания, органом установления отношений с миром.

Таким образом, психология телесности как область научного знания, является результатом семантической интеграции чувственного опыта субъекта, как телесного, так и душевного, т.е. опыта, полученного не только через органы чувств (на основе которого строится «схема тела» и во многом «образ тела»), но и  через внутренние впечатления. Концепция психологии телесности рассматривает проблему телесности как категорию, включающую гносеологические и онтологические, осознаваемые и неосознаваемые, субъектные и объектные аспекты тела и телесного бытия субъекта, в котором в качестве субъектной соотнесенности и субъектности выступает телесное «Я».

 

 

Литература

1. Журавлев, И.В., Никитина, Е.С., Сорокин, Ю.А., Реут, Д.В., Тхостов, А.Ш. Психосемиотика телесности / Под общ. ред. и с предисл. И.В. Журавлева, Е.С. Никитиной. – М., 2005. – 152 С.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. —304 С.

3. Лоуэн, А. Предательство тела /  А. Лоуэн. – Екатеринбург, 1999. – 327 С.

4. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш.  Тхостов. - М., 2002. – 287 С.