Тагаева Г.Е.

ЮКГУ им. М.Ауезова, Казахстан

Графические особенности эскиза костюма

В процессе обучения на специальности «дизайн одежды» студентов необходимо научить специальной графике эскиза. В процессе занятий по рисунку и спец композиции выделяется в важных моментов в работе над эскизом костюма:

         1- правильно передать и усилить (если это необходимо) в предварительной зарисовке характер движений и пластику фигуры;

         2-  верно передать пропорции фигуры и характер движений, приближая изображаемое к специальной графике;

         3- определить и наметить особенности и пропорции костюма в целом и составных ею элементов на фигуре;

         4- прорисовать голову с передачей характера прически и головного убора, кисти рук, ноги в обуви;

         5- условно, образно выявить фактуру материала, из которого изготовлен костюм, с помощью различных приемов и техник  графического изображения;

         6- определить светлотное и цветовые содержания костюма.

         При выполнении предварительных зарисовок, успех во многом зависит от расположения изображаемого на месте, т.е. от композиции листа.

         Композиция листа бывает однофигурной и многофигурной. В любом из этих случаев, лист по вертикали должен быть полностью заполнен, так как это помогает осуществить масштабность изображаемого и  наиболее целесообразную орнаментальную заполненность плоскости листа.

         В книге «Письма к начинающему художнику» М.Хранковского мы можем прочитать следующие  слова Альберта: «Композиция – это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются  вместе в картину»1

         Основное требования композиции – это единство частей произведения. В эскизе необходимо объединить элементы рисунка в единое неразрывное целое их общим композиционным замыслом, а для этого прежде всего следует найти центр композиции от которого автор строит всю свою дальнейшую работу. В графическом эскизе костюма композиционный центр – это та часть общей композиции, изображения или группы изображений, которая больше всего привлекает внимание зрителя.

         Композиционный центр не всегда самый значительный по величине, но обязательно в нем  должно быть нечито, чем бы он привлекал к себе взгляду зрителя: самое темны или светлы пятно, ярко выраженная форма, характерные линии, чистый цвет, необычная фактура и т.д.

         Задача автора эскиза оригинально, неповторимо выделить главное в композиции.

         Часто начинающие художники путают композиционный центр графического места с его математическим центром, а они чаще всего не совпадают. Главная задача композиции – это максимальное выявление идейного замысла, а из этого вытекает следущее положение: композиционный центр является основным узлом композиционного построения и служит средством наиболее ясного выражения содержания.

         От величины, формы и расположения элемента, выбранного в качестве композиционного центра, зависит величина, форма и расположение всех других участков графического эскиза. Вся эта взаимосвязанная зависимость определяется композиционным ритмом.

         Композиционный режим эскиза зависит не только от связи композиционного центра со всеми другими частями рисунка,но и от взаимной ритмической и пластической связи всех других частей друг- с другом. Целостность впечатления от композиции можно достичь ее построением, вся суть которого заключается в умении автора так расположить отдельных составляющие в умении автора так расположить отделные составляющие в свем произведении, чтобы они вступили друг с другом в тесную взаимосвязь.

         Никогда не существовало и, не может существовать готовых рецептов для композиционных построений. Великий русский художник И.Кромский говорил: «Композиции именно нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное»2

            Композиционных построений может быть великое множество. Основные части композиции будучи мысленно соединены прямыми, могут образовывать  треугольник; композиционный центр обычно распологается в вершине этого треугольника. Треугольники эти могут быть самыми разнообразными: прямоугольными, косоугольными, направленными вершинами вверх или вниз, опрокинутыми набок и т.д. Композиции может строиться также на основе других геометрических форм. При  этом каждый художник вносит в композиции свои особенности, основанные на индивидуальности и характер своего творчества.

         Существует множество способов усиления  композиционной выразительности: постоением и мнений, которые повторяют направленность основных масс композиции, построением форм контростирующих с основными массами и т.д. Наибольшая выразительность может быть достигнута только тогда, когда контрастирущие массы не равны между собой, ибо в противном случае они будут мешать друг другу, взаимно уничтожая свою выразительность.

         Контрастов сущестует множества округлые массывные формы хорошо контрастируют со строгими, прямыми линиями. Массивная прямоугольная форма сочетается  с тонкими кривыми мнениями или узкими и длинными формами неопределенной конфигурации.

         Композиционное единство зависит и от тонового решения. При исполнении форэскиза нужно думать о том, как лучше расположить светлые и темные пятна, ибо от этого в конечном итоге и зависит композиционное единство, особенно декоративных плоскостных решений листов.

         Работая над эскизом костюма, художник обращается к различным средством и приемам изобразительной выразительности. В этом отношении графика допускает гораздо больше условностей, чем  живопись. В графическом эскизе можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, а можно и тщательно проработат штриховой рисунок, показать фактуру материала, детали. Если прибавить к выразителности линии бесконечное разнообразие различных по форме пятен, представить, что и мнения и пятно могут применяться в тончайших тональных вриациях, что станет ясно, что в руках художника сосредоточены богатые  изобразительные средства.

         Графиа ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может соперничать в этом отношении с живописью. Цветовые решения в графике существенно отличаются от цветовых решений в живописи. Как правило цветовые пятна в графике, всегда плоскостные и условные, они не передают в отличие от живописи тепло-холодных переходов на форме.

         Когда в графическом эскизе с черно-беломуу изображению привлекается один цвет, он становится особо значительным,  впечатляющим, сложным, содержательным и необычным. Когда же привлекаются два-три цвета, автор должен приложить все силы на поиски звучания каждого цвета выразительного ею расположения, обязательно учесть взаимодействия соседних цветов и все возможные наложения их друг на друга.

         Говоря о  живописности графического эскиза, мы имеем в виду богатство контрастов, гибкость и разнообразин цветовых и тональных отношений, которые позволяют избавиться в эскизе от ощущения скованности, неподвижности и создают впечатления цветового разнообразия, изменчивости, присущих окружающему нас миру.

         Такие живописные качества графики используются для передачи через изображение содержания, они создают соответствующие образные решения в эскизах – празжничность, нараядность, веселье, радость и т.д. Таким образом, распологая в композиции места пятна и линии в различных тональных сочетаниях, можно достичь соответствующей образной характеристики костюма, раскрывающей содержание замысла.

         Различные сложные профессиональные задачи можно решить использую линию или линию в сочетании с пятном. С помощью пятнового решения наиболее убедительно можно выявить форму костюма, остроту силуэта, а линейное решение подробно разъясняет внутреннее  богатство костюма – конструктивный строй и технологические особенности. Поэтому в зависимости от того, какая ставится задача при выполнении эскиза, автор выбирает то или иное графическое решения.

         Закономерности, которые организуют построения изображения, определяются девятью понятиями:

- масштаб как мера уменьшения по отношению к натуральной величине;

- вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим

   направлениям;

- правила статики и динамики в пластическом решении композиции;

- правила симметрии, вытекающие из пластики  строения человеческого тела

   и устанавливающие закон гармонии пропорций, частей, и целого;

- правила равновесия – сочетания противоположных сторон изображения,

   равновеликих по массам;

- правила ритма – закономерного  чередования больших и малых форм,

   движения и покоя, контрастного и приглушенного, темного и светлого;

- «золотое сечение» и конструктивные  пояса фигуры человека как

   законмерных  пленения в костюме;

- стилевое единство в костюме как ансамбле;

-  плоскостное решение как условие орнаментального искусства.

         В условиях учебных занятий по рисунку и специальной композиции студенты должны научится создавать эскизы, разрабатывая определенную тему и выполняя серию-коллекцию моделей-идей.

         Преподаватель должен делать акцент на реальное промышленное моделирование, охватывающей наиболее распространенный ассортимент одежды различного назначения, сезона с учетом возрастных особенностей.

         Исполненные эскизы должны быть прочитываемые, нести конкретную информацию и создаваться на синтезе знаний специальных дисциплин – композиции, конструированию, технологии и материаловедению.

 

Резюме

При работе над эскизом костюма преподаватель должен указать студентам на  6 главных моментов в поиске графического решения  листа.

         Подробное объяснить все понятия и закономерности организующие построение изображения.

        

Түйіндеме

         Костюм эскизін жасау үстінде оқытушы студенттерге графикалық  шешімді іздену барысында қандай басты кезеңдерге көңіл бөлу керектігін айтады.

         Бейнені бейнелеу заңдылықтарын және барлық түсініктерін толық түсіндіреді.

 

 

         When Working at drawing a teacher should outline students on 6 main points while searching graphical vien on the sheet. A teacher should thouroughly explain all notions and rules of construetron project

Литература:

1.     Хроновский М. Письма к начинающему художнику. М. 1986. с. 62.

2.     Мантанов В.В. Образ, знак, условность. М.; 1980 г.

3.     Эйзенштейн С. Монтаж. Собр.соч. 6 т.1974

4.     Козлова Г.В. Основы теории проектирования костюма, М.1988 г