Экономические науки/6. Маркетинг и менеджмент

Климина А.В.

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия

Особенности международной политики в развитии кинофестивальной сферы

 Международная кинофестивальная активность наравне с государственной политикой в области кинофестивальной сферы направлена на сохранение и развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры. В процессе становления и поддержки кинофестивальной деятельности любого государства важную роль играют как ведущие международные организации, так и творческая инициатива кинематографистов.

Ведущей организацией в данной области является Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) (англ. International Federation of Film Producers Associations). Организация, созданная еще в 1933 году, по состоянию на 2010 год, включала 26 ассоциаций продюсеров из 23 стран мира.[1] Она занимается аккредитацией международных кинофестивалей. Ассоциацией  установлено несколько классов международных кинофестивалей в зависимости от их значимости.

Заключая контракт с Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров, получая аккредитацию, кинофестиваль обязан придерживаться строгих правил. Любой кинофестиваль независимо от принадлежности к тому или иному классу должен стремиться к высокому качеству их организации. Этому могут способствовать выполнение таких основных правил и требований, как: объективный международный выбор фильмов для конкурсной программы, программы кинопоказов и конкурсных жюри, страхование всех копий фильмов от потери, кражи или повреждения, соблюдение мер по предотвращению кражи или незаконного копирования фильмов, поддержка со стороны местной индустрии, высокие стандарты официальных публикаций и информационного обеспечения.

Значение FIAPF заключается в том, чтобы представлять и продвигать экономические и правовые интересы производителям кино и телевидения на всех международных форумах, решения которых могут повлиять на текущее равновесие и перспективы развития киноотрасли.
Это и участие в борьбе с пиратством во всем мире, и совершенствование законодательства по
авторскому праву и другим вопросам интеллектуальной собственности, а также применение цифровых технологий в аудиовизуальной сфере и многие другие. Таким образом, FIAPF выступает в качестве своеобразного регулятора международных кинофестивалей и содействует совместной работе, налаживанию взаимоотношений производителей, торговых агентов и дистрибьюторов с кинофестивалями.

Также необходимым условием поддержки кинофестивальной деятельности следует считать развитие структурированного механизма обратной связи с производителями и сбытовыми компаниями в целях более легкого реагирования на любые вопросы качества управления, которые могут возникнуть. Пределы регулирующей роли FIAPF необходимо расширить путем становления данной ассоциации активным участником жизни аккредитованных фестивалей: участие в большинстве случаев будет в форме организации фирменных мероприятий (семинаров, конференций), в партнерстве с местными членами организации. Круг вопросов может включать в себя налоговые льготы, льготные кредиты и другие формы государственного финансирования аудиовизуального сектора, маркетинга, распределения, продажи и продвижения и другие вопросы, связанные с финансированием производства и распространения фильмов.

Деятельность Европейской Координации Кинофестивалей (ECFF) (англ. European Coordination of Film Festivals) также является ведущей в поддержке и развитии кинофестивальной деятельности. ECFF, созданная в 1995 году, представляет собой организацию, объединяющую на сегодняшний день почти 250 кинофестивалей в 25 странах Европейского союза, которые обязуется соблюдать условия организации и проектирование работ, определенных в Кодексе Этики. В числе основных направлений деятельности ECFF можно назвать научные исследования и конференции. Так, темами последних были культурные и социально-экономические последствия кинофестивалей; спонсорство кинофестивалей, источники и механизмы финансирования; доступ к европейскому кинематографическому наследию.

Специально заказанные исследования в рассматриваемой области служат тем инструментом, который позволяет своевременно отслеживать и регулировать процессы
организации и проведения кинофестивалей. Посредством обмена опытом и знаниями сотрудниками
ECFF с представителями кинофестивалей происходит обучение и повышение мобильности персонала. Европейская Координация Кинофестивалей выполняет и информационную, коммуникационную функцию, публикуя актуальную информацию о своей деятельности и проектах, о фестивалях, которая является  бесценным источником информации и идей как для деятелей кинематографии, так и для руководителей кинофестивалей.

Можно утверждать, что эти 250 фестивалей Европейской Координации Кинофестивалей представляют собой самую крупную сеть, которая была в состоянии собрать аудиовизуальных специалистов по всей Европе, чтобы облегчить распространение фильмов в Европейском Союзе и в странах за пределами Европейского Союза.

В последнее время в центре действия данной сети кинофестивалей ECFF стоит вопрос об аудиовизуальная образовании или медиаобразовании. На современном этапе кинообразование представляется наиболее актуальным и приоритетным направлением развития кинематографа посредством кинофестивальной деятельности. Фестивали действительно являют собой то единственное место, где встречи, работы в сопровождении зрительской аудитории ведутся, реализуются в сотрудничестве с социальными структурами и образовательными учреждениями, от детских садов до университетов. Данная концепция программ направлена преимущественно на молодую аудиторию, в сопровождении педагогических книг.

Таким образом, можно констатировать, что миссия ECFF в том, чтобы развивать все виды услуг и совместных проектов, которые будут по силам и в компетенции своих представителей, а также в том, чтобы поощрять и распространять разнообразие европейской кинопродукции, в том числе развивать обмен, сотрудничество и передавать передовой опыт между фестивалями; поощрять международные партнерские отношения между членами-представителями; стремиться к решению общих проблем организации и проведения кинофестивалей; повышать коллективное воздействие фестивалей на продвижение и распространение европейских фильмов; поощрять культурный аспект и социально-экономическую роль фестивалей; информировать европейские и международные учреждения о деятельности и вопросах, касающихся фестивалей.

Подводя итоги, отметим, что высокая кинофестивальная активность в последние годы указывает на возрастающее значение кинофестивалей и растущее осознание того, какой социальный, культурный и экономический эффект они привносят, могут привнести. Любое государство заинтересовано и стремится к развитию отечественного кинематографа и должно отвечать на вопросы, какое культурное влияние оказывают кинофестивали на местную и мировую общественность, каковы последствия различных кинофестивалей для экономики страны, города и в какой степени эти события открывают возможности "делать бизнес" в том или ином регионе и многие другие.

 

Литература

1.     Под знаком F. Кинофестивали/А.Плахов – М.: Д Графикс, 2006 – 312 с.