Исторические науки/4. Этнография.

 

Ст. преподаватель Жуматаев Р.С., студент 3-курса Сарманова К.

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан

 

ГЕНЕЗИС КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВА У КАЗАХОВ

(по археологическим источникам)

 

Казахское народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. Прикладное искусство у казахов представлено ковроткачеством, изготовлением разного типа узорных войлочных ковров и предметов домашнего обихода из орнаментированного войлока, плетением орнаментированных циновок, вышивкой, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.

Казахском обществе косторезное искусство не отделялась от  прикладного искуссства. Так как косторезное дело считаеться одним из  древнейших ремесел народа. На протяжении ряда исторических эпох одной из ярких и самобытных составляющих древней культуры казахов является косторезное искусство.

 Из древнейших времен в быту использовали кости животных. Резчик по кости «сүйекші» имел те же инструменты, что и мастера по дереву и серебру. «Сүйекші» изготавлевал из кости и рогов нужные предметы: оружья, пуговицы, серьги, ложки, музыкальные инструменты и т.д. Материала было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лощадей, верблюдов, крупного скота и овец. В косторезное дело шли также рога, копыто домашних и диких животных. Наилучшими для обработки считались кости упитанных животных. По найденным археологическим предметам мы знаем что  рога шли на изготовление рукояток кинжалов, плеток,  ребра животного использовали в место ножа,  череп как посуду, лопатку в место совка.

И это искусство по археологическим даным имеет более древние корни. На пример в эпоху поздней бронзы наряду с другими видами искусства в  Центральном Казахстане широкое развитие получает косторезное дело, ставшее неотъемлемой частью домашнего ремесла. Привлекают своей оригинальной формой тщательно обработанные костяные псалии, найденные при раскопках поселений Атасу и Шортанды-Булак. Первые псалии, более ранние, в виде изогнутой костяной трубочки с обломанными концами, найдены в культурных слоях жилищ Атасуского поселения 1, датируемого концом средней бронзы (XIV-XIII вв. до н.э.). Они имеют три отверстия: среднее, более крупное, прямоугольно-овальное, два боковых круглых и меньше размерами. Совершенно сходный костяной псалий с одним обломанным концом обнаружен в культурном слое жилища Шортандыбулакского поселения [1, с. 231 ]. По тонкости и тщательности обработка шортандыбулакских псалий превосходит атасуские. Самобытные  оригинальные типы костяных псалиев встречены и в других памятниках Казахстана, например в поселении Тасты-Бутак.

В эпоху бронзы гравировка являлась основным приемом декорирования резных роговых предметов. Выполнение гравировки требовало ровных, хорошо обработанных поверхностей. Приведенные данные показывают, что обработка кости являлась одной из ведущих отраслей домашнего производства племен Центрального Казахстана в период наивысшего развития культуры бронзы, особенно на Бегазы-Дандыбаевском этапе (X-VIII вв. до н.э.). Искусство резьбы по кости стало той преемственной основой, на которой развилось новое искусство раннесакского времени (VII-VI вв. до н.э.). Конкретным примером этого являются находки резных костяных изделий, в том числе псалий из могильников Тасмола V и VI , зооморфных фигур из могильника Нурманбет II и т.д. [2].              

Следущий этап развития косторезного дело ранний железный век. По археологическим данным  ранние кочевники изготовливали из кости и рогов булавки, застежки, ювелирные украшение. Предметы изготовленные из кости показывают что в этот период обработка кости по технологии  и  художеству  были на высоком уровне. Например, в кургане №36 могильника Берел найдено многочисленные убранства верхового коня. По мнению исследователей конные убранства многие сделаны из костей оленя и зубов кабана [3].

Косторезное ремесло, традиционное для казахского народа продолжает развиваться и в период средневековья. При раскопках в городище Баба Ата археологи  нашли  мелкие костеные изделия датированные X-XII вв . Среди них  можно отметить  шарообразные, разрезенные мелкие предметы которые отличаються своей уникальностью. Возможно эти предметы употреблялись в место пуговиц. Найденные предметы могут служить доказательством мастерства средневековых резчиков кости [4].

Подытоживая, ещё раз проанализируем всю композицию искусство резьби кости. В данное время в быту не использовается кость, но оно считается одним из ведуших видов прикладного искусства. В исторической арене история искусства резьби кости занимает особое место. И для того чтобы этот вид искусства не исчез с исторической арены этнографы и археологи должны  проводить исследование в этой сфере.

Длительность развития косторезного дела на территории Казахстана открывает особые возможности при изучении древних и традиционных изделий из кости. На примере технологии древнего косторезного производства можно проследить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в определенных категориях предметов материальной культуры. Таким образом, косторезное производство, являясь частью традиционной культуры казахов, активно вовлекает сырьевые ресурсы в процесс отражения исторического своеобразия времени. Все это в целом позволяет рассматривать костяное искусство как своеобразный феномен, оформившийся в рамках материальной культуры начиная от эпохи бронзы до сегодняшних дней.

 

Литература:

 

1.   Маргулан А.Х. Бегазы - Дандыбаевская культура Центрального Казахстана.  Наука, 1979.  – 334б.

2.   Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. – Алматы, 1966.

3.   Самашев З.С., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. К изучению ритуального убранства Берелских коней // «Оразбаевские чтения-2» материалы международной научно-практической конференции – Алматы, 2011. – 111-122 бб.

4.   История Казахстана. - Алматы, 1996. 1-том.