Педагогические науки/ проблемы подготовки специалистов

К. филос. н. Подзорова С.В.

НОУ «Образовательный комплекс школа-сад «Наша Школа»

г. Новосибирск, Россия

В.В. Зеньковский о христианском познании

В.В. Зеньковский в предисловии к своей трилогии «Основы христианской философии» отмечал, что необходимо «вернуть насколько это еще возможно, философскую мысль к тем созерцаниям мира, к тому понимаю человека, которые рождались из глубины христианского сознания» [1], т.к. все теории знания строились в принципиальном отделении философии и религии. Исходя из данного посыла, он представил свои размышления о теории знания с христианской позиции, основанные на анализе философских, богословских работ, начиная с Платона и заканчивая его (автора) современниками. Для нас важен аспект применения его суждений в педагогической теории и практике, а именно: в вопросе методологических оснований образовательного процесса (с христианской точки зрения) в образовательном учреждении православного типа.

В.В. Зеньковский выделил две формы познания: 1) познание в свете Христовом (видение мира в свете Христовом), и 2) познание вне Христа (неисполненное светом Христовым), которые являются разными ступенями в работе разума. Познание во Христе это значит, что в свете Христовом человек стремится увидеть и познать мир (видеть всю поверхность и глубину мира, и интуитивно его гармонию), чтобы полюбить его и через любовь воссоединиться с ним. Основанием для познания в свете Христовом являются следующие положения: 1) Христос есть истинный свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир (основание знания); 2) светом Христовым, как последней глубиной бытия, пронизывается познание мира; 3) свет Христов является той силой, которая, прежде всего, формирует замысел познания: интуицию смысла; 4) свет Христов через человека сияет во всем мире; запредельная близость мира к Абсолюту раскрывается в человеческой свободе, как величайшем даре тварного бытия; 5) свет Христов несет каждой личности свой талант, по Евангельскому слову − свой крест, который определяет и обеспечивает его своеобразие (при единосущии со всем человечеством, ее природы); 6) вся духовная жизнь и познавательная сила в человеке восходит к свету Христову; 7) от света Христова зависит, Им держится, направляется вся духовная жизнь (работа ума, веление совести, свобода); Христос живет в человеческих душах через разум, совесть, свободу; 8) к свету Христову восходит светоносная сила веры и разума; 9) через силу света Христова (от Христа), все люди получают свою человечность, поэтому человечны; 10) свет Христов сияет в Церкви (Церковь есть тело Христово). Итак, свет Христов есть истина, глубина, сила, чем и наделяется человеческое познание через жизнь и приобщение к тайнам Церкви. Степень этого света проявляется в разуме, совести, свободе каждого индивида. Обозначенные концептуальные основания познания являются источником и границей, позволяющей понимать, теоретически обосновывать и выстраивать образовательный процесс в образовательном учреждении православного типа.

Индивид, выбирая путь познания в свете Христовом, восходит к ступени духа, где не только глубина духа, но и сознание становится проводником света Христова. На этой ступени духа происходит обновление ума индивида. Обновление ума, необходимо для: 1) восстановления поврежденной целостности духовной жизни человека (наличие у человека двух проводников познавательной силы: разума и сердца, свидетельствует о нарушении этой целостности), т.к. нарушена норма во всех формах бытия (по причине первородного греха); и 2) освобождения от ограниченности познавательной активности; лишь при общем преображении человеческого духа открываются пути в постижении мира. Обновление ума происходит при следующих условиях: а) вхождения индивида в Церковь, где проистекает преображение ума, восстановление его целостности духа; б) связывания работы ума со всей целостной жизнью духа, чтобы из познания вне Христа достигать познание во Христе (самое содержание знания в свете Христовом является иным, чем имеется в обычном знании). Поэтому необходимо постоянно возвращаться к целостности духа, только тогда можно реализовать силу, которая присуще человеку в свете Христовом. Таким образом, обновление ума есть: 1) функция целостного духа; 2) рецепция Церковью внехристианского знания, которое (до его рецепции) не может стоять рядом с прозрениями веры, т.к. не принимает раздельности веры и знания. Индивид, присоединяясь к Церкви, идет по пути восстановления утраченного естественного света разума, целостности духа. Через жизнь в Церкви, приобщения к ее тайнам, (1) процессы познания получают полную свою силу, (2) индивидуальность разума получает свой смысл, (3) обновление происходит в идее церковного разума. Другими словами, в общении с благодатными силами Церкви, человек научается искать в церковном разуме восполнение своей ограниченности, расширяет силы разума, где рождается единство разума и сердца. Итак, автором определены основные положения, позволяющие формировать цели, задачи образовательного учреждения православного типа в направлении необходимости обновления ума для восстановления поврежденной целостности духовной жизни и снятия ограниченности с познавательной активности учащегося, что и позволяет открыть пути познания через вхождение его в Церковь. Поэтому образовательный процесс должен выполнять задачу по рецепции внехристианского знания (познание вне Христа переводить в познание во Христе) при этом, постоянно обращаясь к целостности духа учащегося, что разрешит ему реализовать силу познания и получить свой смысл.

В познании мира В.В. Зеньковский выделил три формы: 1) познание того, что открывается индивиду через чувственный материал, 2) познание сферы идей, 3) познание, насколько возможно, металогического единства в мире, т.е. познание мира как целого. Названные формы в познании осуществляются благодаря функциям разума первичной и вторичной рационализации. Существуют два разных объекта в познании: первый охватывает всю сферу опыта, второй, исходя из данных опыта, ведет в сферу идей, неизменных идеальных реальностей. Это раздвоение самой реальности дает возможность признать наличие двух различных познавательных процессов в разуме. Так, первичная рационализация включает в себя: 1) характерные черты рациональности, все то, что вмещается в понятие «структура», которую можно найти в восприятиях, и все то, в составе материала познания, что допускает дальнейшую рационализацию, т.е. все дальнейшие логические операции над материалом опыта являются лишь продолжением или завершением тех особенностей материала, которые изначально находятся в восприятии; 2) участие априорных элементов познания в формировании опыта в создании структуры в восприятии, в силу того, что оно идет за пределами сознания. Назначение первичной рационализации заключается в том, что вводит в чувственный материал порядок, группирует, классифицирует, и самое важное, устанавливает причинные соотношения. Если познание идей индивидом происходит всегда на эмпирическом материале, то бытие, познаваемое в его рамках существенно отличается от того, что открывается ему в мире идей или смыслов, т.е. рядом с первичной рационализацией существует новая форма рационализации (вторичная) того бытия. Рядом с эмпирическим знанием рождается и знание идеальной стороны в бытии, благодаря вторичной рационализации, основанной на идеации. Перед индивидом открывается в предмете (объекте) познания особая сфера неизвестного идеального бытия. Во вторичной рационализации разум не только восходит к открытию идеальной сферы, но ему открывается внутренние соотношения и связи идей между собой, которые свидетельствуют о диалектической структуре в мире идей. Итак, объект познания сложен в путях познания: из стадии чувственного усвоения переходит, сжимаясь в стадию усвоения идеальной сферы, а затем металогического единства бытия. В основе познавательной активности В.В. Зеньковский полагал, что лежит аксиома реальности. Индивид ищет в познании возможность проникнуть в неведомую для него реальность. Если знание индивида складывается из его восприятий, рождающихся в нем, в системе его сознания, то предмет (объект) познания: 1) находится вне субъекта познания; 2) в каком-то единстве заключает в себе и то, что в нем трансцендентно, и то, что в нем имманентно; в начальной стадии предмет познания находится вне субъекта, но именно через познание входит в имманентную сферу; 3) для индивидуального сознания не только трансубъективен, но и трансцендентен; реальное бытие со всех сторон охватывает индивидуальное сознание, предстает ему как неведомая реальность; 4) не является чем-то случайным при воздействии субъекта на него; 5) в акте познания всегда взаимодействует с субъектом; чаще всего это сложное взаимодействие, т.к. предмет познания часто закрыт от индивида (субъекта), и не остается к нему безразличным; 6) определяются закрытостью, недоступностью, поэтому субъект, прилагая все свои познавательные ресурсы, стремится проникнуть в него, при этом, смысл  стремления не исчерпывается только интеллектуальной стороной; 7) за действием познающего субъекта на него непосредственно воздействует на субъекта. Это взаимодействие имеет разную напряженность (более или менее динамично во всех его формах) – иначе говоря, взаимодействие можно назвать взаимообщение, т.к. познавательный подход ко всякому объекту устанавливает некоторую форму общения, которая ищет чего-то большего. В.В. Зеньковский считал, что познавательный процесс, во-первых, осуществляющийся в индивиде, в значительной его части происходит не от него (индивида), реализуется не его познавательными силами потому что: 1) как и исходный материал, и сама тема познания дается ему; 2) уже в первичной и тем более во вторичной рационализации в его сознание привходят трансцендентальные моменты, благодаря которым материал познания охватывается им в познании, формируется и приобретает надиндивидуальное значение. Категориальные синтезы, которые превращают материал познания в некую картину мира (дублирующую бытие и в этом смысле фиксируют трансцендентальное расстояние между субъектом и объектом) не созидаются индивидом, и не существуют сами по себе где-то, они суть восприятия божественных идей, как они вошли в бытие (категории, субстанции, причинности, взаимодействия) структурирующие мир – другими словами, они и есть ничто иное, как действие света Христова в сознании человека. Что во Христе есть божественные идеи, то для индивида есть светящие начала в мире. Реальность, в познаваемом бытии, вырастает из творческого корня, так и самая трансцендентальная сфера исходит из него. Таким творческим корнем можно признать только сферу Абсолюта, т.к. только в нем лежит первооснова всякой реальности. Творческая сила, от которой исходит и реальность, и трансцендентные формы есть Премудрость Божия, со всей полнотой божественных идей и божественных энергий. Премудрость Божия (Слово Божие, Единородный Сын Божий) через божественные энергии идеи, входит в это бытие. Так возникает гармоническая структура в бытии, закономерность и стройность в нем. Во-вторых, интерес, лежит в основе познавательной активности, являющийся зачаточной формой любви, как начальное ее проявление. Онтологический смысл познания состоит в сближении субъекта с предметом познания, чтобы перейти в любовь к нему. Именно любовь есть скрытая пружина познавательного процесса: широта интересов и склонность индивида к дальнейшему их расширению, свидетельствуют о широте любящей силы в сердце. Кто ограничивает свои познавательные задачи, каким-либо циклом явлений, становятся не способными (или не хотят) любить более широкий круг явлений. Все познать значит все обнять любовью. Любовь, лежащая в основе познавательной активности, есть та самая любовь, которая связывает мир в живое целое, которая изнутри освещает одни части для других. Таким образом, исходя из сказанного, познание не есть лишь интеллектуальная обращенность к миру, но и дело любви, где внутренняя потребность индивида в любви, широта познавательных интересов определяется силой, живой жизнью любви. В этом смысле оправдана характеристика познавательного акта как взаимообщение субъекта и объекта. Потребность познания мира есть, первое, и основное проявление любви − познание есть путь диктуемый потребностью охватить предмет любовью; совершенное знание потому и упраздняется в будущем веке, что оно достигает своей цели (охватывает мир в любви). В-третьих, работа разума движется замыслом познания, который проистекает из интуиции смысла. Наличие познания, говорит о том, что действует интуиция смысла в мире, как внешнем, так и внутреннем. Интуиция смысла является аксиомой разумности бытия, не как итог, результат познавательной деятельности, а динамически, т.к. эта деятельность зависит от того, что индивиду предносится в бытии какой-то еще неведомой смысл, разумность, которое ему необходимо разгадать. Динамика познания заключается именно в интуиции, как только она угасает, индивид не стремится что-то познавать. Интуиция смысла побуждает деятельность сил познания, и тем самым реализует в индивиде разум. Познание предполагает, что есть непознаваемое, но не простое констатирование этой сферы, а как некое предварительное убеждение, интуиция, что разум можем проникнуть в эту сферу. Интуиция смысла в бытии является одним из аспектов веры. В интуициях смысла в бытии, и в движениях веры, одна светоносная сила, источник, которой есть свет Христов. Итак, автор обозначил: 1) формы познания мира (функции разума); 2) субъекта и объекта познания, их взаимодействие; 3) на чем строится потребность познания, и чем она движется; 4) на чем основан познавательный процесс и активность индивида; 5) где основание творческой силы познания и как она связана с индивидом; 6) откуда и в чем заключается замысел познания и т.д. Все это позволяет заложить основания построения образовательного процесса, как в рамках трансляции знаний, так и его оценивания, вместе с тем, понимания индивидуальных особенностей учащихся. 

Далее, В.В. Зеньковский мыслил, что разум индивидуален, действует в пределах индивидуального сознания, но его нельзя целиком ограничить в пределах индивидуального сознания. Если знание не вмещается в пределы индивидуального сознания, значит, является функцией некого высшего соборного начала. Другими словами, работа разума происходит в рамках индивидуального сознания, но содержание этой работы не вмещается в пределы индивидуального сознания; она устремлена за его пределы. Уже в первичной рационализации в категориальных обрамлениях, того, что дано, явно обнаруживается надиндивидуальная сила разума, но ярче и глубже это выступает в созерцании идей, т.е. во вторичной рационализации, в силу которой позади эмпирической оболочки бытия перед индивидом предстает сфера идеальных начал, сфера идей, стоящих вне ограничений времени и пространства. Надиндивидуальная природа знания (трансцендентальные категории) есть очевидное проявление всечеловеческого единства, т.е. действуя в переделах индивидуального сознания, разум обнаруживает в себе начало индивидуальное, общеобязательное, общечеловеческое. Надиндивидуальная инстанция привходит в индивидуальное сознание, регулирует работу разума и делает разум разумом, и в не ее, нет никакой работы в разуме. Итак, познание не может быть правильно понято в пределах индивидуального ума (разума), так как: 1) это функция надиндивидуального единства; сила знания осознается индивидом как общеприемлемая, общеобязательная, и выходит за пределы индивидуального сознания, осознается в своей надиндивидуальной силе и ценности; 2) индивидуальный разум или разум совокупности людей должен быть восполнен благодатной помощью свыше (идея синергизма); индивидуальный разум, входит в истину не от себя, но через синергизм, в котором индивидуальное сознание становится органом разума. Индивидуальный разум должен питаться именно из церковного разума, и как обновление ума тожественное с восстановлением утраченной изначальной целостности духа осуществимо лишь в Церкви и через Церковь, так и знание, которое движется в пределах индивидуального сознания должно изнутри связывать себя с церковным разумом, чтобы овладеть истиной. Церковь следует рассматривать в рамках субъекта познания, как многоипостасное единосущие человечество, потому что, во-первых, Церковь Христова существовала от начала человечества; в душах человеческих, просвещена светом Христовым, и возведена в достоинство человеческое. Во-вторых, единосущие человечество было метафизичным до Боговоплощения, храня в себе возможность единения, лишь с созданием исторической Церкви эта естественная, потенциальная соборность стала благодатной основой на синергии Святого Духа и человечества. В-третьих, свет Христов столько же формирует ипостась (в этом тайна своеобразия единичности особенности каждой индивидуальности) сколько имеет в Христе основу единосущия. Человечество в своей сущности не ипостасно, т.к. не есть как целое, особая ипостась, особая личность, но оно, все же, ипостазируется во Христе, как Главе Церкви (Его тела). В-четвертых, единосущие человечество держится не само по себе, не само в себе, и его нельзя мыслить метафизически как нечто абсолютное, оно производно в том смысле, что определяется и держится Христом как своим Главой. В-пятых, единосущие человечество является субъектом познавательной, моральной, эстетической, духовной жизни во Христе и через Христа. Все сказанное закрепляется в формуле христоцентричности духовной жизни в человеке, на которой стоит Церковь. Христоцентрическую природу имеет субъект и объект познания, так и познание, которое выражается в следующем: 1) во Христе и только в Нем субъект и объект познания будучи различными, едины, т.к. Христос одновременно и Творец Бытия и через свое вочеловечение, Он в Себе Самом имеет в субъективных движениях Свое бытие; 2) единство субъекта и объекта реализуется только в Нем − только будучи человеком, Он есть одновременно и Бог, Творец бытия (объекта); 3) в единстве божественной Личности и только в Ней два ряда (субъективный и объективный) параллельны, нераздельны, неслияны; 4) в последней глубине субъектом знания является Сам Господь, как Глава Церкви, как Личное основание ее, в тоже время, Церковь обнимает все Бытие. В церкви Христовой неотделимы субъект от объекта и каждый ее член в отдельности через воссоединение с Христом живет тем единством, которое реально предсуществует в Господе. Итак, Церковь является: 1) субъектом познания, разума, как многоипостасное единосущие человечество; 2) надиндивидуальным единством, 3) носителем истины в ее полноте; 4) благодатным организмом (где живет и действует Святой Дух), который позволяет проявиться силе разумения в индивидуальном сознании, т.к. происходит взаимодействие естественного ума с благодатным воздействием Святого Духа. Сила индивидуального разумения определяется приобщением индивида к разуму Церкви, что возможно при восстановлении целостности единства разума и сердца. Для христианского понимания познания и бытия все виды внечувственной реальности связаны с понятием «Премудрости Божией», царящей в мире. Христос как Сын Божий, творит во Святой Троице мир и от того в Нем от века наличествует единство: а) мира в объективной его предметности, и б) мира в познании, называемое «гносеологической координацией», которая запечатлевает в себе единство Сына Божия, как одной из Ипостасей в Святой Троице, и как Главы Церкви. Предвечная Премудрость, воплощаясь в Церкви и через Церковь в мире, сливается в Сыне Божием. Отсюда исходит все в мире, и подчинено гносеологической координации, дает единство познания и его предмета. Итак, (1) свет познания исходит от Христа, (2) его предмет есть создание Христа, (3) через Церковь струится свет познания бытия, и (4) это бытие предстает индивидуальному сознанию, как трансцендентальное ему, и только во Христе, как Творце мира, Источнике света в мире, мир имманентен познанию. Поэтому принцип имманентности полностью верен только для Сына Божия, Божественной Премудрости. Для индивида, мир трансцендентен, т.к. основа мира уходит в Непостижимое, в таинственную глубь Творческой силы Создателя. Премудрость в космосе есть, правда только образ Премудрости Божией, но будучи образом, Премудрость в космосе есть реальность и притом высшего типа, чем реальность чувственного, это определяет иерархическое взаимоотношение двух типов или двух слоев реальности. Многообразие индивидуальных форм бытия держится их ускоренностью в душе мира (что определяет их связь с запредельной основой мира в общем или идеальном бытии), и их жизнь регулируется ею (душа мира). Это есть подчинение бытия определенным законам, в которых открывается высшая реальность Премудрости в мире. Математическое бытие в мире есть не что иное, как структура в самой Премудрости. Итак, В.В. Зеньковский обозначил природу разума (знания), основания, границы его действия, взаимодействие его с церковным разумом, что позволяет определиться и проявиться силе разумения в индивидуальном сознании. Все это является основанием для построения содержания транслируемых знаний в образовательном процессе.

Индивид, познает только некоторую часть действий Бога в мире, но значительная часть (обилие дел Бога) остается сокрытой, непознаваемой им. Суть чуда в не необычайности его, а в действии Бога, поэтому оно открывается в полноте своей только в вере, которое является живым восприятием Бога в чудесах. Восприятие, познание чуда есть, прежде всего, и больше всего, непосредственное восхождение Бога в мир и только в вере это открывается, при этом, разум (если он просветлен верой) может осуществить близость Бога. Чем выше духовное зрение, тем больше индивид видит в мире действие Божие. Существует два пути в жизни духа: 1) веры и 2) разума. Между жизнью разума и движений веросознания существует внутренняя связь, которая заключается в следующем. 1) Вера не отлична от разума в своей основе и то, и другое есть проявление светоносной силы Христа. 2) Исходная основа разума и феноменов веры одна и та же − это первичное сознание. В первичном сознании состояние духа еще не различает субъекта и объекта, они неотделимы, но заключает уже характерную двойственность, которая переходит в дальнейшем в форму «веры» и «разума». Эта двойственность выражается терминами «Богосознание» и «миросознание». В начальной стадии жизни духа существует неотделимость Богосознания и миросознания. Знание Бога есть первичное Богосознание; оно не устранимо из души, пока душа способна к актам духа. В пределах этого первичного Богосознания есть и первичное миросознание, которое вызывает к жизни разум, рождаемое в лоне веры, в лоне первичной сопряженности духа и Абсолюта, духа и мира. 3) Первичное сознание − «знание мира» переходит во вторичную фазу в «знание о мире», только по поводу мира и происходит этот переход к вторичному сознанию. Разум есть то, что рождается из первичного миросознания и благодаря светоносной силе от Христа. В миросознании возникло раздвоение познавательной силы, т.е. первоначальное единство теоретизирующего и оценивающего сознания перешло в отличие «разума» от «сердца». Богосознание переходит в свою вторичную форму «знание о Боге» тогда, когда знание о мире достигает значительных успехов, возникает потребность «знания о Боге», по аналогии «знания о мире». Когда в миросознании индивид доходит до границы (которая может передвигаться, но никогда не исчезает), тогда единство Богосознания и миросознания являет себя с бесспорной очевидностью. 4) Богосознание растет и развивается благодаря Откровению, данное христианству, только: а) при нем возможно равновесие веры и разума, и открываются новые перспективы для верующего мышления; б) в нем оно рождено, и восходит до ступени «разума Церкви»; и в) в нем достигается сочетание веры и разума их единства. Таким образом, на этом познание (1) становится силой единения с миром, (2) преодолевается ограниченный интеллектуализм познания, (3) открывается истинный смысл первичной интуиции гармонии в космосе, (4) открывается, что познание есть начальная стадия воцарения в мире любви, которая пока неосуществима. Вера и разум, будучи едины в источнике, различны в своем развитии. Их различие проявляется еще до того, как сознание станет проводником религиозных и познавательных движений, и создается тем, что светоносная сила, приходящая в душу индивида дает начало двум различным перспективам: одна обращена к Богу (Богосознание или Богознание, знание Бога), а другая обращена к миру (миросознание). Два этих движения духа неотделимы и в начале и до конца своего развития. Итак, автором показаны существующие пути в жизни духа (вера и разум), их внутренняя связь, неотделимость в возникновении и развитии. Все это позволяет (1) понимать, развивать целость духовной жизни учащегося его продвижение в миросознании (от знания мира к знанию о мире) и Богосознания (знания Бога) через названное перейти к знанию о Боге, и, наконец, (2) осуществить эту целостность в образовательном процессе в трансляции Богосознания и миросознания.

Раздвоение ума и сердца (антиномизм), как двух познавательных сил духа, связано с поврежденностью первородным грехом в космосе и духе, в где заложено основание того, как и почему стало возможным раздвоение духа, вследствие чего, находит свое проявление в двойственности задачи познания. Разум отделился и стал самостоятельной познавательной силой, его функция заключается в констатации. Разум хотя и проявляет себя в личности, но надличностная сила и движется к надиндивидуальной значимости, при этом существует зависимость работы разума от сердца, т.к. его работа не проходит без влияния эмоциональных движений. Основное значение познавательной функции сердца в отличии познавательной силы ума, связано с оцениванием. Сердце носитель и основа индивидуального, оно оценивает и хранит единство двух функций познавательной и оценивающей. В нем наличествует единство двух задач познания: факта и его нормы. В познавательном действовании, исходящем от сердца неотделимы восприятие факта и его оценка, которая в основе всегда имеет сознание нормы. Мысль об идеальной норме приходит к индивиду благодаря оценочной функции духа, в силу чего, понятие «разума» не может быть ограничено созерцанием (констатированием того, что есть), поэтому разум обращается к той норме, которая просвечивает в бытии в оценочной реакции духа. Единство разума и сердца («единение ума в сердце») возможно и необходимо. Чтобы восстановить целостность познавательных сил индивида нужно установить динамическое понятие «разума» и признать его внутреннюю связь во всей духовной стороной в человеке, т.е. разум, входящий в тесную связь со сферой сердца, освобождается от признака неизменности и приобретает динамический характер (не остается одним и тем же на разных уровнях духовной жизни, его созревания). Кроме того, для восстановления этого единства нужно очищение сердца, которое достигаемо через духовное сосредоточение в духовной жизни. Восстановление этой связи через преображение сердца имеет свои ступени, это объясняет динамическую природу ума. Таким образом, 1) познание не есть автоматический процесс рационализации материала, поступающего в душу (в миросознании), а есть всегда функция всего человека в его целостности, т.е. связано оно с рядом тончайших нитей: с господствующими или вытесненными чувствами, с наличными или оттесненными вглубь души желаниями и стремлениями, поэтому ошибки привходят в мысль, от которых нельзя уберечься; 2) опыт духовной жизни стремится к объединению теоретической и моральной истины, к соединению разума и сердца. Теоретическая работа духа не может быть оторвана от сердца, чувств, внутреннего состояния, не только из того, что существует потребность целостного отношения к бытию, в котором сочетаются теоретическая и моральная установка духа, но больше от того, что работа разума зависит от внутреннего состояния, в частности от духовной жизни, от ее чистоты; 3) познавательная сила духа связана с внутренним миром индивида, ее расширение и углубление происходит при развитии духовной жизни в человеке; 4) существующую неоткрытость путей познания (ума и сердца) необходимо сочетать в единстве: познание факта и познание нормы для данного бытия. Итак, данные положения важны для понимания, построения образовательного процесса, позволяющего не автоматически выстраивать познание учащегося, а в его целостности, для этого необходимо: 1) объединение теоретической и моральной истины, установки духа (разума и сердца); 2) видеть зависимость работы разума (познавательной силы) от внутреннего состояния, от чистоты духовной жизни индивида; 3) сочетать в единстве: познание факта и познание нормы, где оценивание факта должно основываться исходя из нормы (идеальной); 4) динамическое понятие «разума» его внутреннюю связь со всей духовной стороной человека, со сферой сердца.

Литература:

1.     Зеньковский В.В. Основы христианской философии.− М.: Канон +, 1997.− (История философской мысли в памятниках.)− С.7, 8−140.