Педагогические науки/2.Проблемы подготовки специалистов

 

К.п.н. Апанасюк Л.А.

Тольяттинский государственный университет, Россия

К.п.н. Киреева И.А.

Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Россия

Стратегия формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофии в молодежной среде

 

В настоящее время рынок труда требует, чтобы выпускники университетов имели навыки межкультурной коммуникации, позволяющие им мобильно и эффективно разрешать конфликты при преодолении ксенофобии и продуктивно работать в малых группах с людьми из различных социокультурных сред. Вот почему одной их основных задач, стоящих перед современной педагогикой, является воспитание личности, готовой к межкультурному взаимодействию, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, обмена социокультурной информацией, что требует высокого уровня коммуникативной культуры.

Целевые ориентиры нашего исследования достигаются путем использования технологий социально-культурной деятельности. Для социально-культурных технологий характерны два вида функций:

1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производственных, управленческих и других функций;

2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий относят:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий социально-культурной деятельности;

- коммуникативную функцию, характерную, в первую очередь, для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий мобильного общения;

- рекреативную функцию.

По отношению к основным, прикладные функции являются производными, вторичными: образовательная, просветительская, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные.

Существует мнение, что более правомерно было бы определить прикладные (вторичные) как общие, а основные (первичные) как специальные. Общие функции, на наш взгляд, больше отвечают целям стратегии формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде, а специальные касаются ее направленности на обеспечение коммуникативной мобильности. Органичное сочетание данных функций наиболее полно выявляет педагогическую сущность технологий социально-культурной деятельности. На наш взгляд, в современных условиях этот акцент просто необходим, так как все чаще можно наблюдать, как в угоду рынку воспитательная направленность социально-культурной деятельности оттесняется на задний план.

Важно отметить, что вышеуказанные социально-культурные технологии имеют универсальные структурные компоненты, необходимые нам для стратегии формировании межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде:

o                  концептуальность (принадлежность к определенной концепции);

o                  системность (иными словами, технология должна обладать всеми признаками системы);

o                  управляемость (наличие проекта социально-культурного процесса, его диагностика, коррекция);

o                  эффективность (технология должна быть эффективна по результатам и оптимальна по затратам труда и средств);

o                  воспроизводимость (возможность использования технологии в аналогичных условиях).

В этом смысле важными представляются два вида технологий социально-культурной деятельности: нормативные и институциональные [2].

Нормативные социально-культурные технологии представляют совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Их можно условно подразделить на две большие группы. Первая группа присуща образу жизни и досугу отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном поведении или культурной деятельности. Другая группа сосредоточена вокруг достижения общественно значимой цели, воспроизводства ценностей или потребностей. Нормативные социально-культурные технологии могут ассоциироваться, например, с такими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т.д.

К институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, появившиеся благодаря тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности, а их функциональное и общественное назначение и принадлежность также находятся в рамках деятельности данного института. К таким организационно оформленным социальным институтам относятся искусство, наука, образование, спорт, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

         Вообще, нормативные и институциональные технологии содержательно близки друг другу в решении общих целей и задач, но особенно это относится к воспитательным и образовательным технологиям, в том числе и к технологиям социально-культурной деятельности.

По мнению Е.И. Григорьевой, технологии социально-культурной деятельности могут быть разделены на информационно-познавательные и просветительные; самодеятельного творчества и любительских объединений; рекреативные; коммуникационные; организации досуга детей и подростков; социально-культурной реабилитации; молодежного досуга; организации досуга лиц среднего и пожилого возраста; организации семейного досуга; социально-защитные; социокультурного менеджмента; театральные; этнокультурные [2].

В целом, технологии, применяемые для стратегии формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные. Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат основные направления социально-культурной деятельности, т.е. совокупность методов и средств их реализации. Данная сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ее структуре действует большое количество социальных институтов со своими специфическими особенностями. До недавнего времени функциональные технологии включали технологию информационно-познавательной и просветительской деятельности; технологию самодеятельного творчества; рекреативно-оздоровительную технологию, а сегодня их количество намного увеличилось. Авторы пришли к выводу, что технологии, используемые для стратегии формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде, более логично было бы подразделить на культуротворческие и культуроохранные; рекреативные; образовательные; управленческие; исследовательские (практика социологических исследований); проектные (проектирование объектов социально-культурной сферы); инновационные; коммуникации и общественных связей; информационно-просветительские и рекламные; технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества. Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами. К числу дифференцированных технологий можно отнести: методику организации досуга детей и подростков; методику молодежного досуга, методику семейного досуга. Также можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.

Здесь важно отметить, что функциональные и дифференцированные технологии неразрывно связаны между собой, поскольку первые представляют собой содержательную сторону, а вторые – целевую аудиторию. Иными словами, дифференцированные технологии отвечают на вопрос: «для кого?», а функциональные на вопрос: «что?». Так, методика организации досуга в молодежной среде может содержать различные направления социально-культурной деятельности, представленные функциональными технологиями. Их выбор определяется лишь поставленными целями и задачами. Технологии социально-культурной деятельности, как и другие педагогические технологии, отличает идентичность их модульных компонентов: средств, форм, методов.

Однако для нас важными представляются те средства, формы и методы, которые способствуют оптимизации формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде. В этом плане к средствам социально-культурной деятельности относим средства идейно-эмоционального и психолого-педагогического воздействия, которые используются в вузах при организации воспитательного процесса, а также работниками учреждений культуры и досуга.

Формы социально-культурной деятельности представлены запланированными информационно-просветительскими, социально-педагогическими, культурно-воспитательными акциями, направленными на определенную аудиторию. Цель любой формы социально-культурной деятельности – донести определенную информацию до заранее определенного объекта. Формы обычно подразделяются на массовые, групповые, индивидуальные.

Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на определенную аудиторию для достижения намеченных результатов.

Итак, сущность стратегии формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных организационно-педагогических воздействий на личность через включение в социально-значимые формы межкультурного общения, где происходит создание условий вовлечения личности в процесс межкультурного взаимодействия. Специфика формирования межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии в молодежной среде заключается в формировании и развитии коммуникативной мобильности, творческого потенциала личности в рамках межкультурного общения, предполагает сформированность компетенции межкультурного общения в молодежной среде на социально-культурном и личностном уровнях, путем использования технологий социально-культурной деятельности.

 

                                               Литература

1.       Григорьева, Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. - Тамбов,1988 – 175 с.

2.                  Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие / Е.И. Григорьева, Е.В. Великанова. – Тамбов, 2000. – 48c.

3.                  Гришаева, Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. – Воронеж: ВГУ, 2004 . – 424 с.