ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Г.У. Жанузакова

 

магистрант 2 курса специальности 6N012300 «Социальная педагогика и самопознание» Восточно-Казахстанского Государственного университета имени С. Аманжолова

г.Усть-Каменогорск

 

Современная образовательная политика Республики Казахстан в связи с происходящими социально-педагогическими, экономическими, политическими преобразованиями определила основные приоритетные, взаимосвязанные задачи, решение которых невозможно без эффективного развития личности учащегося.

Перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны за последние десятилетия неизбежно повлекли за собой изменение  нравственно-духовных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания.

Нравственно-духовное воспитание - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спе­цификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания рассматривается  в  качестве  важнейшего условия  сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпо­сылкой духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное
самостояние» есть залог величия народа и независимости
государственного        бытия.

В силу того, что в теории воспитания не определены такие важнейшие понятия, как «мораль», «моральные нормы», «нравствен­ность», «внутренняя нравственная свобода и ответственность», «сво­бода нравственного выбора», произошло и смешение реальных явлений: морального и нравственного воспитания. Этим и объясняется абсолютизация слова как средства нравственного воспитания во всех возрастных периодах детства, недооценка организованного опыта моральных отношений, навыков и привычек, авторитета воспитателя, что приводит к обесцеленности, стихийности и самотеку в формировании нравственной личности [1].

Различные аспекты данной проблемы находят свое отражение в многочисленных исследованиях советских ученых С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского, А.А. Бодалева, Д.И. Фельдштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.М. Мясищева, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, В.С. Мухиной и т.д. и казахстанских исследователей К.Ж.Кожахметовой, К.А. Дуйсебаева, Ж.И. Намазбаевой, Х.Т.Шерьяздановой, А.Р.Ерментаевой, и др., которые отмечают, что в современных условиях необходимы новые подходы разрешения задачи развития творческих, духовных и физических возможностей личности, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности. Вполне соответствующей своему назначению в современных условиях является духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание развивает концептуальные  идеи, которые содержатся  в послании Президента Республики Казахстан «Казахстан – 2030», в Законе «Об образовании», Международных конвенциях  и соглашениях и других нормативных документах правительства  и Министерства образования и науки Республики Казахстан. В то же время духовно-нравственное воспитание выходит за пределы указанных документов, являясь новаторским курсом с принципиально иной установкой, принципами, творческими подходами и методиками, направленными на нравственно-духовное просвещение.

Духовно-нравственное воспитание способствует формированию  целостной гармоничной личности, готовой в возрасте социальной зрелости к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов, формирование мотивов познания себя, достижения гармонии физического и нравственно-духовного развития, стремления к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждению добра и человеколюбия.

Основные требования концепции духовно-нравственного воспитания – формирование личности, способной познавать окружающий мир, мир своей личности, осваивать и развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Проблеме внедрения духовно-нравственного воспитания в современных условиях придается большое значение. Духовно-нравственное воспитание происходит через самопознание личности. В современной философской и психолого-педагогической литературе до сих пор нет единых, однозначных определений понятия «самопознание».

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь определяются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации [2] .

 Проблема духовно-нравственного становления личности обнаруживает свою значимость в нескольких аспектах. Во-первых, с точки зрения формирования мировоззрения новой мировой эпохи обусловлено тем, что ситуация времени характеризуется глобализацией и интеграцией культур, социальных и экономических систем при отсутствии единого смысла, наступления духовной деградации и духовного вакуума. Во-вторых, нравственно-духовное становление личности в новых социокультурных реалиях суверенного Казахстана порождает потребность в переосмыслении системы ценностей, в обращении к духовным истокам, нравственным нормам и регулятивам, способным возвысить личность и передать нравственный характер экономической и социально-политической деятельности человека. Ключевой сферой любого производства является образование, где осуществляется трансляция социокультурного опыта и социализации личности.

Самопознание опирается, прежде всего, на философский фундамент, теоретические и методологические принципы философии, представляющей собой теоретическое самосознание культуры. Данный подход согласуется со стратегией целостного осмысления человеческой реальности, включая структуру духовного, психического и физического. Руководствуясь этими мировоззренческими положениями, определяющими характер образования и воспитания в современную эпоху, «Самопознание» предполагает смену психологической и педагогической парадигм, глубинное переосмысление сущности, назначения целей образования, направленных на приоритет духовного. Смена парадигмы подразумевает открытие новой эпохи в образовании: онтология целостного отношения человек – мир, восстанавливающая всю полноту человеческого восприятия, взаимозависимой  творческой среды, изменения модели человеческой субъективности, формирования нового понимания личности как «одухотворенной души», когда все аспекты «Я» увидены в структуре личности через доводы ума, сердца, интуиции, аргументы сознательного и бессознательного, логику любви и сострадания.   Это многомерная, многоуровневая личность в отличие от одномерного, рационального субъекта, воспринимает все краски, всю палитру мира, поскольку ее единство обеспечивается совокупностью духовных актов самосознания, поиском высшего смысла.

  Самосознание ориентируется на консолидирующую, общенациональную казахстанскую идею патриотизма и евразийства, утверждающегося в полиэтническом, поликультурном, многоконфессиональном Казахстане, где духовное согласие, взаимопонимание, консолидация и политическая стабильность являются доминирующими ценностями и приоритетами на уровне Государственной политики.

  Интегративный потенциал духовно-нравственного воспитания предполагает тесную взаимосвязь многих наук: философии, психологии, педагогики в системе гуманитарного знания.

Для «Самопознания» ключевой проблемой становится становление человеческой субъективности, индивидуальности, самости, личности, которая обретает высшую истину и определяет в соответствии с этим свой жизненный путь. Духовно-нравственное воспитание руководствуется поэтому теоретическими концептами, основанными на принципах саморазвития личности: культурно-исторической концепции, личностно-деятельного подхода, системного понимания психики, комплексного подхода к развитию самосознания и личности в целом. Особое место в нравственно-духовном развитии личности принадлежит идее био-психо-социальной сущности человека. В нем соединены три сферы, относительно самостоятельные, независимые, имеющие свои источники развития, свои функции, свои механизмы. В этих трех составляющих заложен источник человеческого индивида, где существуют три силы: «могу», «хочу», «надо». От их соотношения зависит поведение субъекта. Самосознание всегда отражает этнический аспект, и поэтому нравственно-духовное формирование личности осуществляется через этно-социально-ролевого подхода в воспитании. Каждый человек как представитель этноса в своем развитии проходит несколько ступеней этнизации. Показателем гармоничности развития личности, как субъекта этноса, является степень освоения ею системы этно-социальных ролей в соответствии с возрастом и полом, в диалектическом единстве.

  Приоритет на духовность определяет выбор содержания, методов и приемов обучения. В рамках традиционной системы преподавания ставка делается на передачу знаний, их рациональное усвоение. В «Самопознании» актуализируется целостное человеческое существо во всем многообразии его состояний и проявлений, отсюда принципы и методы определяются целостностью, ориентацией на человеческую личность, где в контексте культуры и национально-этнического самосознания производится формирование общечеловеческих ценностей добра, мира, любви, ненасилия, правильного поведения. Основу содержания духовно-нравственного воспитания составляют общечеловеческие ценности, которые помогают каждому человеку последовательно пройти путь духовного самопознания и прийти к пониманию истины жизни и смысла человеческого предназначения.

  Все человеческие ценности являются содержанием обучения на каждом возрастном этапе: дошкольном, школьном, вузовском,  согласно принципу расширяющегося круга. На каждом возрастном этапе обучения выделяются несколько проблемных узлов, раскрывающих смысл соотношения «человек-мир», они заново воспроизводятся  и каждый раз обновляются в соответствии с возрастными особенностями обучаемых. Логика курса наполняется от этапа к этапу все более усложняющейся проблематикой по всем темам.

  На каждом этапе выделяются  различные уровни достижения человеческих ценностей, что соответствует психологическим особенностям возраста:

·                        нормативный уровень – знания приобретаются на основе общепринятых образцов поведения;

·                        личностный уровень – знания приобретаются в результате поиска истины, сравнений, сопоставлений, приведения в соответствие моральных установок с действиями, поступками, доказательства ложности или истинности идеалов, формирования нравственно-духовных ориентиров в жизни;

·                        уровень осознанности: приобретение знаний осуществляется на основе саморегуляции, самопонимания, самопознания, стремления к духовной гармонии, зрелости нравственно-духовной личности.

Видоизменение и расширение содержания духовно-нравственного воспитания от этапа к этапу позволяет осуществлять вариативность программ, гибкость курса, возможность перегруппировки материала.

  Основными дидактическим принципами содержания обучения являются принципы духовности,  целостности, позитивности, развития и саморазвития личности, культуросообразности, учета возрастных особенностей, индивидуально-типологический подход, линейно-концентрический в построении программы, природосообразности, опоры на потенциальные возможности личности, учета внутренней позиции ребенка и т.д.

  В выборе стиля и методов и форм обучения признается глубинный диалог, целью которого является не только формирование духовной интеллектуальной базы, а прочная  духовная связь собеседников через организацию диалога. Материалом для организации такого диалога является обращение к народным традициям, использование фольклора, в котором заключены народная мудрость – мифология, эпос, сказки, притчи. Рекомендуется использовать активные методы, характеризующие обучение на современном этапе  развития общества. Эти методы построены на сознательном создании ситуации, которая вынуждает принимать самостоятельные решения для достижения заданной цели. Выработка решений значима для каждого ученика, студента, сопровождается эмоциями, что в свою очередь мобилизует интеллект, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание. Используется главным образом интерактивные методики, позволяющие вовлекать учеников в учебный процесс, преодолевая их инертность, пассивность, равнодушие, пробуждают любознательность и познавательный интерес. Интерактивные методы применяются во многих образовательных программах, поскольку неоспоримым является тот факт, что они позволяют формировать самостоятельное, критическое мышление ребенка, его умение смотреть на предмет с различных точек зрения, с различных позиций и, отстаивая собственное мнение, осуществлять право на выбор и решение, признавать право другого на несовпадающую оценку и т.д. Интеллектуальные достоинства в данном случае оборачиваются социальными и нравственными качествами, наиболее востребованными в современном многополярном мире: не только толерантность, минимум достойных человеческих отношений, уважение, доверительность, признание другого взгляда, культурной традиции, национального образа мира.

  Интерактивные методы способствуют не только активизации интеллектуальных и познавательных способностей, с их помощью удается перенести акцент на совместную деятельность «учитель-ученик» и способствовать развитию навыков и потребностей в совместной работе – в парах, группах, что развивает коммуникативные возможности, открытость, сопричастность, социальную активность, готовить к вступлению во взаимосвязанный и взаимосогласованный социальный мир.

  Интерактивные методы выполняют особую задачу: они не только направлены на развитие духовно-нравственного начала, к познанию общечеловеческих ценностей, саморазвитию и самосовершенствованию, но и изменяют взаимоотношения субъектов в процессе обучения, что определяется во взаимном воздействии друг на друга субъектов обучения и их духовно-нравственного становления.

Таким образом, формирование личности, способной познавать окружающий мир, мир своей личности, осваивать и развивать навыки сознательного самопознания и самоуправления, полно отражают задачи системы образования в современных условиях – создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики изменит задачу образовательного процесса и, сохраняя ориентацию на профессиональную подготовку, вывести на первое место задачу формирования человеческой личности, приобщаемой к национальным и общечеловеческим ценностям истины, добра, миролюбия, любви и ненасилия.

 

Список используемой литературы:

1.                Введение в предмет «Самопознание»: Учебное пособие /Составители: У.И.Ауталипова, Г.М.Касымова, Х.Т.Шерьязданова. – Алматы, 2006. – 181 с.

2.                Маралов В. Г.  Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.