БАКУМЕНКО В.М.

                                                                 Москва

 

 

                                    НОВЫЙ ГОЛОС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

 

 

                                                            … Поэзия меньше всего – литература;

                                                            Это способ жить и умирать, это дело очень

                                                            серьёзное, с ней шутки плохи, она и убивать

                                                            умеет, как Лермонтова, как Цветаеву, как ещё

                                                            очень многих других.

                                                                                          Арсений ТАРКОВСКИЙ

 

 

    Выдающийся русский поэт Арсений Александрович Тарковский (1907-1989) принадлежит к замечательной поэтической плеяде ХХ века, которой всегда будет гордиться отечественная литература: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мария Петровых, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Даниил Андреев, Александр Твардовский…  Не случайно, что такой авторитетный человек, как Дмитрий Сергеевич Лихачёв, утверждал: «Я считаю, что Арсений Тарковский – крупнейший поэт. Есть два вида поэтов. Одни блистают какое-то время, другие остаются в веках». Это мнение разделяли и Анна Ахматова, и Вениамин Каверин, писавший: «Читая Тарковского, с радостью убеждаешься, что русская поэзия – чудо».

    Арсения Тарковского долго не печатали, но так уж хорошо случилось, что на первый поэтический сборник поэта «Перед снегом» откликнулась Анна Андреевна Ахматова. Легко представить, как согрели душу и вдохновили на дальнейшее творчество Арсения Тарковского слова коллеги и друга: «Эти долго ожидавшие своего появления стихи, поражают рядом редчайших качеств. Из них самое поразительное то, что слова, которые мы как будто произносим каждую минуту, делаются неузнаваемыми, облечёнными в тайну и рождают неожиданный отзвук в сердце…

    Этот новый голос в русской поэзии будет звучать долго».

    Слава Богу, после выхода первой книги Арсения Тарковского, плотину чиновничьей тупости и ограниченности словно прорвало, и до конца жизни поэта вышел целый ряд его новых книг. Ценители поэтического слова хорошо знают эти книги: «Земле – земное», «Вестник», «Стихотворения», «Волшебные горы», «Зимний день», «Избранное», «Стихи разных лет», «От юности до старости», «Быть самим собой».

    Последняя книга, которую видел в своей жизни Арсений Тарковский – «Звезда над Арагацем». Она вышла в Ереване за месяц до кончины поэта, случившейся 27 мая 1989 года. Осенью того же года Арсению Александровичу Тарковскому была присуждена Государственная премия за книгу стихотворений «От юности до старости».

    Судьба особо отметила Арсения Александровича Тарковского и в личном плане. Замечательный поэт всю жизнь терял близких и любимых людей. В годы Великой Отечественной войны, уйдя добровольцем на фронт, едва не умер сам, получив тяжёлое ранение. В военных полевых госпиталях поэту делают несколько ампутаций левой ноги и всё безрезультатно. Только в Москве великий хирург профессор А.А. Вишневский сделал операцию, в результате которой удалось остановить газовую гангрену и жизнь поэта была спасена.

    Самое страшное испытание судьба преподнесла Арсению Александровичу Тарковскому в конце жизни. На восьмидесятом году жизни поэт потерял единственного, горячо любимого сына – великого кинорежиссёра ХХ века Андрея Тарковского. Эта смерть подкосила поэта и остаток жизни он тяжело болел и провёл его в основном в больницах…

    Завершим статью характерными для мировоззрения Арсения Александровича Тарковского высказываниями:

    «Видимо, автор ещё дитя, и что будет дальше с этим дитятей – одному Богу известно. Если дитя, то у него всё впереди, и возможно, что его счастливые задатки разовьются. Этому дитяти нужно знать, что поэзия отнимает всё у человека, и если не отдать ей всего себя без остатка, то серьёзной удачи ожидать не следует…

    Поэт не должен давать себе поблажки ни в чём, и замысел должен быть полностью воплощён – несмотря ни на трудности выполнения, ни на соблазны сложности поэтического мышления. Приблизительность выполнения – тот Рубикон, который должен быть перейдён, преодолён непременно…  Не давайте себе поблажки: поэт только тогда поэт, когда не уступает ни себе, ни давлению извне…».

    Таким и был всю жизнь Арсений Александрович Тарковский. В полной мере испытавший кошмар непечатания написанного, всю жизнь зарабатывая на хлеб насущный переводами, поэт проявил недюжинное мужество и выстоял в неравной борьбе. Дождался своего часа и признания в конце творческого пути. Благородная и честная жизнь в литературе Арсения Александровича Тарковского – прекрасный пример для подражания идущим вослед новым поколениям поэтов.