Баймагамбетова А. А.

 

         ст. преподаватель КГУ им. А. Байтурсынова, г.Костанай, Казахстан

 

 

О социально-мировоззреческих взглядах А. Байтурсынова

 

 

Существуют установившиеся взгляды некоторых современных казахстанских исследователей на основные социально-мировоззреческие взгяды А. Байтурсынова, которые, как представляется в известной мере,  требуют своего уточнения.

Так, широко распространенным мнением  является позиция, согласно которой А. Байтурсынов является материалистом. Это верно. Но его мировоззренческую установку все же точнее определять как  позицию материалиста скорее стихийного, нежели сознательного, ибо  он был у него проявлением здравого и здорового  взгляда на окружающее,  нежели результатом сознательного и осознанного, а тем более основанного на профессиональном обучении выбора.

И вообще, как представляется характер общественно-философских воззрений А. Байтурсынова нельзя понять и адекватно оценить, не учитывая сложности и противоречия той эпохи,  в которой он жил и творил.  Казахский просветитель с этой точки зрения отразил в своих общественных воззрениях веяния и духовные отголоски, по крайней мере, трех исторических этапов, которая переживала казахская степь на рубеже ХIХ и начала ХХ веков.

Первый, пожалуй, отражает начинающиеся в это время процесс проникновения хотя и довольно в слабой форме капиталистических общественных отношений, которые собственно не только у А. Байтурсынова, но, прежде всего его непосредственных предшественников Абая, И. Алтынсарина, Ч. Валиханова породили надежды на развитие цивилизованности и перемен в казахском народе с помощью просвещения. Здесь  просветительская позиция думается, в конечном счете, не только у него, но и всей когорты казахской интеллигенции того времени была порождена изменениями общественного бытия в казахской степи, которые выражались в появлении и развитии в конце ХIХ в. промышленных предприятий, рабочего класса, представителей национальной буржуазии.

Заметим, что вере в просветительство А. Байтурсынов оставался верен и позже, во времена гораздо радикальные, связанные с Октябрьской революцией и последующими социалистическими преобразованиями. Об этом довольно убедительно говорит тот факт, что казахский деятель уделял значительное внимание реформированию казахского языка, где он предложил ряд оригинальных реформаторских действии, связанных с областью морфологии и звуковых речений.

Второй временной исторический этап связан также непосредственно с концом ХIХ и начинающимся ХХ веком, когда первая русская революция, работа Государственных Дум России породила не только у оппозиционных сил центра страны, но и на окраинах надежды на  социальные перемены.  Эти надежды первоначально проявились не сколько на массовом уровне, где они выразились с известным запозданием в Казахстане в событиях 1916 г., а прежде всего у представителей национальной казахской интеллигенции. Примечательно, что эти настроения у них связывались с проблемами будущего национального самоопределения казахского народа. И если, например, А Букейханов это будущее видел в национальной автономии в составе России, то А. Байтурсынов, подходил к этому вопросу более радикально, считая, что речь должна идти о создании собственной государственности казахского народа.

Третья, пожалуй, наиболее драматичная полоса, повлиявшая непосредственно на социальное  мировоззрение  А. Байтурсынова,  связана с Октябрьской революцией и с теми радикальными событиями, которые вслед за этим последовали. И хотя казахский просветитель говорил, что он готов пойти за любым правительством, лишь бы оно способствовало процветанию и счастью казахского народа, А Байтурсынов впервые в своей жизни стал практически  работать в правительстве большевиков в Казахстане, будучи наркомом просвещения в республике. Это обстоятельство говорить о том, что А. Байтурсынов искренне поверил планам  советских коммунистов и был готов всеми силами участвовать в реализации новой жизни.

Однако, как известно, новая власть обманула представителей первой волны казахской интеллигенции. Надеждам А. Байтурсынова о самоопределении казахского народа не было суждено сбыться, а сам он был репрессирован.

Суммируя отмеченные духовно-составляющее в А.Байтурсынове можно на наш взгляд полагать, что его взгляды  отражали в себе позицию личности стоявшего на позициях стихийного материализма с воззрениями  представителя  передовой национальной буржуазии. Хотя, как известно,   сам казахский деятель социально не принадлежал и не мог принадлежать к национальной буржуазии.

При этом вторая составляющая, связанная с его гражданско-политической позицией, в нем являлась главной, основной. К А. Байтурсынову неприменим термин «философское учение», ибо он профессионально не занимался разработкой мировоззренческих вопросов, связанных с проблемами бытия, материи, пространства, времени и т.д. В разработке и исследовании этих вопросов и  выразилась у него главным образом общественно-социальное мировоззрение, гражданская позиция настоящего представителя интеллигенции.

Литература:

1.      Антология мировой философии.- Т.4.-М, 1989.

2.      Введение в философию: Учебник для высш. уч. заведений. В 2 ч. / [Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.] 2-е изд. – М.: Республика, 2002.

3.      История русской философии / Ред. кол.: Маслин М. А. и др. – М.: Республика, 2001.